Развитие познавательного интереса к предмету химия


Как я завидую детям,
Они могут играть…

А. Эйнштейн

Химия считается одним из сложных предметов естественного цикла и для того чтобы в ней разбираться нужно либо зазубривать материал, либо, действительно, понимать его. Но для понимания необходимо интересоваться тем, что слышишь на уроке, рассуждать, принимать участие в обсуждении, читать дополнительную литературу, задавать каверзные вопросы. И тогда урок воспринимается не как повинность, а как средство выражения своей индивидуальности, способностей, применения знаний, умений и навыков, что приводит к развитию гармоничной, разносторонне развитой личности.



Как же достичь этого?

Ведь для современных детей схема традиционного обучения: изучение нового > закрепление > контроль > оценка не всегда приемлема, поскольку у них сильно развито чувство собственного достоинства, самосознания, взрослости, изменен взгляд на личность педагога: его слова не воспринимаются как догмы, а подвергаются сомнению, оспариванию, высмеиванию.

Все эти обстоятельства побуждают искать новые методы, средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, но, не выходя из рамок традиционной схемы и опираясь на основные дидактические принципы: научности, доступности, творческой активности, системности обучения и связи с жизнью и другими науками.

Над проблемой развития познавательного интереса к предмету работали и работают многие ученые.

Вот что пишет В.В. Давыдов в своей работе «Теория развивающего обучения»: « Если на уроке нет коллективной мыслительной деятельности, диалога, делового общения детей; если ребенок не ставит целей и задач самоизменения и творчески не достигает их, то грош цена такому уроку. Это вообще не урок, а совместное пребывание на одном пространстве. На этом уроке нечего почерпнуть, на нем не интересно».

Но знание педагогических технологий и даже умение их грамотно применить еще не все. Ведь для того, чтобы ребенок радостно говорил: « А сейчас у нас химия!!» нужно творчество конкретного учителя, его фантазия и умение преобразовывать имеющиеся наработки.

Принимая во внимание все вышеизложенное, я разработала и активно применяю современные виды работ.

Не для кого не секрет, что любой вид проверки знаний связан со стрессом и редко кто любит самостоятельные и контрольные работы. Мной применяются, так называемые

« летучки», ставящие своей целью проверку знаний, но построенные в форме игры, интересные детям любого возраста. Познавательные игры помогают учащимся по–новому взглянуть на учебный предмет, повторить, обобщить и закрепить материал, глубже осмыслить и понять его.

Игра привычная стихия для детей и подростков, именно в игре им легче всего понять проявить свою способности и творческую активность. Добровольно подчиняясь правилам игры, школьники учатся самодисциплине, настойчивости в приобретении знаний – всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком. Познавательные игры расширяют кругозор, развивают пытливость ума, находчивость и помогают овладеть приемами самообразования.

Игры хороши тем, что могут использоваться на любом этапе и любом типе урока.

К сожалению, учащиеся растрачивают свободное время попусту. А игровые задания могут быть и видом домашнего задания, выполнение которого лишний повод заглянуть в учебник.

Учебная игра подразумевает активную деятельность школьников, направленную на усвоение конкретных знаний и умений и их применение в процессе достижения цели игры.

Наибольший интерес у детей вызывает игровое проектирование, которое характеризуется несколькими признаками:

  1. Распределение ролей среди участников
  2. Наличие общих игровых коллективов
  3. Возможность моделирования профессиональной деятельности специалистов
  4. Наличием системы стимулирования
  5. Объективностью оценки результатов

Например: карточка для проверки знания «тривиальных» названий соединений — НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

1.
Гидрокарбонат натрия
угарный газ
2. Оксид углерода (11) поваренная соль
3. Хлорид натрия мел, известь
4. Оксид углерода (1/) углекислый газ
5. Карбонат кальция пищевая сода

Найдите соответствие между знаками химического элемента и его произношением:

    • C арсеникум
    • H бор
    • N аурум
    • As станум
    • Au аш
    • Sn эн
    • B це

Карточка – летучка на знание терминов по конкретной теме:

Подберите как можно больше терминов на каждую букву слова «БРОМ»

Б

Р

О

М

Карточка: « найдите лишнее»

Fe Cu Ag Au Hg
Na Li Ca Fe K
Mg Ca Ba Al Zn

Игра « соответствие движению»:



Учитель договаривается с детьми: если я говорю о кислотах, то вы поднимаете левую руку, если о щелочах — то правую.

Эта игра позволяет проводить закрепление и проверку материала легко и оживленно.

Вообще, дидактические игры позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения:

  • обучающие
  • развивающие
  • воспитательные

На основе принципов педагогики сотрудничества:

  • осуществление раскрепощенного контроля
  • предотвращения болезненной реакции на неверный ответ
  • осуществление деликатного и дифференцированного подхода к учащимся
  • развитие умений распознавать, сравнивать, характеризовать, обосновывать

Для привлечения интереса к дополнительной литературе к предмету мной применяются развивающие карточки загадки: прочитайте в хрестоматии «занимательная химия» биографию Менделеева и составьте карточку загадку для соседа по парте

Поскольку в современной педагогике приоритеты смещены в сторону обучения на уроке, а дома учащиеся только повторяют материал, то «подстегивание» интереса можно осуществлять и с помощью творческих домашних заданий.

Например: составьте « вредную» задачу для соседа по парте по теме

«Свойства кислорода»

Некий жилец из 2 подъезда пришел в гости в квартиру №8 к приятелю, но они крупно повздорили и жилец массой 0,8 граммов исчез, а вместо него осталось 1,12 грамма его оксида. Что за господин любил ходить в гости?

Еще один вариант домашнего задания: составьте химическую сказку по теме индикаторы и изменение их окраски в разных средах.

Пример: один мальчик, живший в химической стране, не знал, как его зовут. Он бродил по стране, не зная к кому обратиться за помощью, пока не набрел на избушку химика-отшельника. Тот стал проводить с мальчиком различные эксперименты и выяснил, что окраска его одёжки изменяет свой цвет. Его сиреневая курточка в кислотах — краснеет, в щелочах — синеет. Вопрос: что это за мальчик и как его зовут?

Поскольку «полет фантазии» учителя заключен в рамки 40 минут урока, очень помогают нетрадиционные формы уроков: химические КВНы, уроки – путешествия, уроки – сказки и прочее. Причем информацию для них могут добывать дети. Так, например, мной, перед обобщающим уроком по теме «первоначальные химические понятия», было дано задание составить клятву Юного Химика, которую могли бы давать дети, доказавшие право так называться. Результатом их работы стала КЛЯТВА ЮНОГО ХИМИКА, которую дают многие мои ученики – восьмиклассники, пройдя эту тему.

Т. К. по способу восприятия информации люди делятся на аудиалов, визуалов, и кинестетиков, при объяснении материала это должно учитываться. И если возможность слушать и видеть на уроке реализуется легко, то приложить свои способности в изготовлении чего-либо практически не возможно даже на лабораторной работе. И идеальным вариантом домашнего задания для детей с «ручным» восприятием является изготовление моделей, рисунков, поделок.

Например:

  • изготовьте модель строения атома
  • нарисуйте карту химического государства, с учетом знаний о взаимосвязи классов химических соединений
  • каким вы себе представляете стенд по технике безопасности

Поскольку в химии самое важное это эксперимент, а многие химические процессы проходят вокруг нас, то одним из вариантов домашнего задания может быть домашняя практическая работа, причем к ней можно привлечь и родителей.

Например:

  • капните на свежий срез картофельных очисток йод, проанализируйте наблюдаемое явление, и докажите, что оно относится к типу химических.
  • присыпьте к гранулам лимонной кислоты пищевую соду и прилейте теплой воды. Проанализируйте данное явление и докажите, что оно относится к типу химических явлений.

Данный подход к обучению дает хорошие результаты, но и выставлению оценок нужно подходить творчески. В современных условиях необходим иной характер оценки учебной деятельности. Вот что пишет на эту тему Л.В. Выготский: «Качество и объем выполненной учеником работы должен оцениваться не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ребенка, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения другого ученика это посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться».

Это высказывание подвигло меня с учащимися разработать и активно применять метод самоконтроля и составления графика оценок, позволяющий ученику сравнивать себя с самим собой на протяжении всего учебного года.

По оси Х откладываются даты проведения работ, а по оси У- баллы от 1-5. сам график крепится к титульной странице контрольной тетради. По получившейся кривой можно объективно судить о том, насколько усвоена та или иная тема.

Естественно, химия не обособленная дисциплина и занимает определенное место в группе наук естественного профиля.

Например: для того, чтобы научить учащихся 8 класса решать задачи, необходимо прибегать к интеграции с математикой и для актуализации знаний обращаться к следующим математическим вопросам:

  • что такое пропорция?
  • какие из приведенных соотношений являются пропорцией:

3: 6 = 1:2 3: 6 = 6: 15

9: 2 = 18: 4 16: 4 = 4: 1

  • назовите основные свойства пропорции
  • заполните пропуски:

35: …= 25: 5 104: … = 160: 20



… : 5 = …: 4 10: 5 = …: …

Поскольку существует ряд «сквозных» тем, таких как: химическая эволюция и зарождение жизни на Земле, жиры, белки и углеводы, теория строения атома, радиоактивность, электролиз, осмотическое давление, в которых реализуется возможность интеграции с биологией и физикой.

В современной общеобразовательной концепции большое значение придаётся гуманизации и гуманитаризации образования, необходимых для развития гармоничной, всесторонне развитой личности. И помогает в этом интеграция с науками гуманитарного профиля. Например, мной проводился урок на тему « Вода и все о ней», на котором, помимо химических аспектов, рассматривался физический, исторический, геолого-географический, литературный. А так же обсуждалась проблема, волнующая современных ученых: является ли вода живой материей, способной запоминать и воспроизводить получаемую информацию. В результате дискуссии, на основе научных статей и фильма по этой теме, учащиеся пришли к выводу, что вода способна хранить информацию и структурироваться, в зависимости от нее. Если информация позитивная, то и структура молекул правильная, если негативная, то наоборот, структура молекул неверная, свойства, измененные и вода способна причинять вред. Моему удивлению не было предела, когда прозвучал еще один вывод: поскольку человек на 90% состоит из воды, а она имеет настолько уникальные свойства, что нам следует быть осторожными в словах и мыслях. И, в течение дня, дети из этого класса не применяли сленгов, а ругнувшимся друзьям говорили:

«Осторожно, помни о воде!». Для расширения кругозора и развития навыков устной речи мной даются задания типа: прочитайте в дополнительной литературе материал об открытии того или иного явления, биографию ученого и составьте доклад, рассказав его соклассникам.

Ведущее место в химии занимает эксперимент. Вид колбочек и разноцветных шипящих жидкостей завораживает и вызывает живой интерес у учащихся.

Поэтому мной проводятся как демонстрационный эксперимент, так и лабораторно- практические работы, причем не репродуктивного, а проблемного характера. Например: « У меня алюминий прореагировал с водой, а у вас нет. Но ведь и дома, при варке в алюминиевых кастрюлях, реакция с водой не происходит. Почему?». Отчет о проделанной работе может быть в виде изготовления модели, составления рассказа, схемы.

Для достижения большей наглядности я использую компьютерные презентации — эффективный метод представления и изучения любого материала.

При представлении материала в графиках, картинках, таблицах и схемах, виртуальных моделях, включаются механизмы всех видов восприятия, а также ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты, делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели, процессы.

Ведь любой объект может быть представлен в разных плоскостях, производить с ними действия прямо на экране, видя результат. Неоценима роль таких технологий в изучении ключевых понятий.

Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее и нагляднее, а также безопаснее, если речь идет о проведении виртуальной лабораторной работы.

Наиболее полно учащиеся могут раскрыться во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях: химического часа, турнирах, вечерах. На них предоставляется возможность создавать типичные житейские ситуации, в ходе которых ученики должны выбрать правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, что приводит к эмоциональному взрыву, и резкому повышению интереса к предмету. Так, мной проводились внеклассные мероприятия: «посвящение в химики», для учеников 8 классов, «история простых вещей», на которых дети рассказывали об истории открытия многих окружающих нас предметах, находя материал в дополнительной литературе. Плюс, на внеклассном мероприятии любой ученик может почувствовать себя немножечко учителем, поскольку проводит эксперимент, задает вопросы аудитории, делает доклады.

Еще одно средств повышения познавательного интереса это химические экскурсии. Ведь одно дело слышать о процессе и совсем другое видеть его, принимать непосредственное участие. И помогают в этом медиаэкскурсии, дающие возможность провести экскурс на нужное производство, не выходя из класса.

В заключении, хочется вспомнить один случай: на итоговом тестировании пятикурсников по педагогике нас попросили ответить на один вопрос:

«Почему вы пришли в педагогический институт?».

Проанализировав ответы, профессор сказал: «А ведь ни один из вас не написал, что пришел сюда, потому что любит детей. Запомните — без любви к детям вам нечего делать в школе. Даже с огромным багажом знаний, вам нечего им будет дать». Наверное, именно это правило должно стать основополагающим для любого педагога.




Следующий: