Развитие мышления на уроках творческой самореализации личности


Современная педагогическая наука
базируется на идеях гуманистической психологии,
рассматривая обучение как процесс, в центре
которого находится личность ученика.
Признание самоценности личности, ее права на
развитие и на проявление индивидуальных
способностей, создание условий для ее творческой
самореализации в процессе обучения — это
определяет гуманистический подход к обучению.
На перечисленных идеях строится наш опыт.
Для того, чтобы создать условия для творческой
самореализации личности, по нашему мнению,
необходимо прежде всего развивать мышление
учащихся.

Поэтому мы пришли к выводу о том, что
достичь результата в педагогической
деятельности мы сможем, если уроки будем строить
в соответствии с идеями
личностно-ориентированного образования,
разработаем систему заданий, направленных на
развитие мышления, будем использовать активные
формы организации деятельности.

В представленном описании мы хотели бы
концептуально обосновать пути развития мышления
учащихся на уроках творческой самореализации
личности и представить практическую разработку
таких уроков.

В настоящее время существует
несколько подходов, составляющих основу
развития мышления:

1. Как показано многими
исследователями, особенно И.М.Сеченовым и И.П.
Павловым мышление структурно и функционально
детерминируется целью и завершается при ее
достижении. Нет цели — нет мышления.

2. «Умственная деятельность
осуществляется поэтапно» – указывал в своих
работах П.Я.Гальперин. Это в частности, означает,
что в процессе обучения учащихся надо знакомить
не только со знаниями, но и со способами их
получения, и не только знакомить, а в ходе
систематических упражнений по применению этих
способов получения новых знаний применительно к
материалу разных тем делать достоянием учащихся
экспериментальные и теоретические методы
познания. Человеческая цивилизация за время
своего существования сформулировала эти методы
– учащиеся должны владеть ими.

3. На развитие каких мыслительных
операций нужно обратить внимание в первую
очередь? В работах И.М.Сеченова, И.П. Павлова,
П.К .Анохина, С.Л. Рубинштейна показано, что
умственная деятельность как процесс переработки
и трансформации информации осуществляется через
единство анализа и синтеза. Соответствующее
значение приобретают аналитические и
синтетические умственные операции у учащихся,
которые необходимо развивать у учащихся в
процессе обучения.

4. Л.М.Веккер выделяет следующие
мыслительные операции:

  • сравнение, вскрывающее отношения сходства и
    различия между соотносимыми объектами;
  • мыслительное расчленение условной структуры
    объекта отражения на составные части (анализ);
  • мысленное восстановление элементов в целостную
    структуру (синтез);
  • абстракция и обобщение, выделяющие общие
    признаки, “освобождаемые от единичных,
    случайных и поверхностных наслоений”, т.е.
    выделение существенного и несущественного.

Таким образом, из основных умственных
операций выделяются три пары:

расчленение – восстановление

установление сходства – выявление
различий

обобщение – конкретизация,

которые мы учитываем при организации
учебно-воспитательного процесса на уроках
географии.

5. Физиолог К.В.Судаков не без основания
считает, что “мышление… представляет собой
нейродинамическую функцию мозга, обеспечивающую
процесс обобщения, принятия решений,
целеполагания и оценку достигнутых результатов
в процессе активной психической или
поведенческой деятельности субъектов”.
Следовательно, необходимо учить учащихся
планировать свою деятельность, принимать
конструктивные решения, развивать стремление к
достижению поставленной цели, объективность в
оценке результатов, т.е. развивать способность к
самоанализу.

6. И.П.Павлов дает более прагматическое
определение мышления как способности
“правильно видеть действительность и
соответственно этому держаться”.
Для наших целей важным в этом определении
является то, что в понятие мышления включается не
только познание, но и участие в деятельности.

7. В настоящее время в
личностно-ориентированном образовании
используется ряд педагогических технологий. Мы
используем подходы В.В.Николиной, которая
конструирует учебно-воспитательный процесс на
основе диалога как учебной ситуации.

8. Представленное описание опыта
проведения уроков творческой самореализации
личности, направленных на развитие мышления,
соответствует принципам обучения Л.В.Занкова:

  • Обучение на высоком уровне сложности.
  • Изучение материала быстрыми темпами.
  • Осознание школьниками процесса учения.
  • Индивидуальный подход к учащимся на основе
    изучения индивидуально-психологических
    особенностей обучаемых.

9. Соотношение между знанием и
мышлением носит диалектический характер.
“Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и
знаний имеет голова, тем более способна она
рассуждать” – подчеркивал П.П.Блонский, и мы
учитываем эту позицию.

10. Еще одно теоретическое положение,
взятое для наших практических разработок,
касается игровой деятельности. “Игра – это
жизненная лаборатория ребенка”– подчеркивал
С.Т.Шацкий, поэтому применение игровых ситуаций
во время изучения нового материала или при его
проверке позволяет ребенку ощущать себя в
“привычной” среде, т.е. позволяет снять
эмоциональное напряжение, стресс.

Приведем пример урока творческой
самореализации в системе
личностно-ориентированной технологии с
использованием заданий на развитие мышления.

Урок в рамках курса экономической и социальной
географии зарубежных стран, теме:

“Политическая карта мира”

Цели урока: развитие умения
диалогического общения в обстановке
доброжелательности и сотрудничества, развитие
умений обобщения, классификации, воспитание
интереса к предмету через содержание данной темы
и к процессу обучения (т.е. познавательной и
социальной компетентностей, формируемых в
процессе обучения и определенных в качестве
приоритетов в «Стратегии модернизации
содержания образования».)

Учитель акцентирует внимание учащихся
на одной из самых важных тем курса географии 10
класса — » Политическая карта мира».

В ходе дискуссии выясняем, как
учащиеся понимают термин “политическая карта
мира ” в широком смысле этого слова? Школьники
высказывают свое мнение.

Группе учащихся (по их выбору)
предлагается карточка для определения проблемы
урока. Для выполнения задания учащиеся
расшифровывают ключевые слова, вписывают их в
ответы и узнают, какими цифрами зашифрованы
буквы алфавита в данном задании:

Ключевые слова:

1

2

3

4

5

2

6

  • Мини-государство на территории итальянской
    столицы. (Ватикан)

7

8

6

9

8

6

  • Столица Великобритании. (Лондон)

10

4

8

-

11

12

-

13

2

6

12

4

10

8

  • Крупнейший город Бразилии. (Рио-де-Жанейро)

14

8

6

2

10

15

4

16

  • Форма государственного устройства. (Монархия)

17

4

5

2

18

8

  • Город США на Великих озерах. (Чикаго)

10

12

19

20

21

22

7

4

5

2

  • Еще одна форма государственного устройства. (Республика)

23

4

14

22

2

22

1

12

  • Африканское государство. (Зимбабве)

Затем учащиеся заменяют цифры в
предложении (проблеме урока) соответствующими
буквами и расшифровывают эту проблему :

20 8 17 12 14 21 23 6 2 6 4 12
20 8 7 4 3 4 17 12 19 5 8 4 5 2 10 3 ы
14 4 10 2 8 17 12 6 ь 1 2 13 6 8 ?

(В представленном задании проблема
состоит в следующем: почему знание политической
карты мира очень важно?)



Когда группа учащихся работает над
расшифровкой вопроса, остальные ученики класса
устно выполняют следующие задания:

1-е задание. Обобщите, т.е.
найдите общий признак для географических
объектов в каждой группе (можно демонстрировать
через графопроектор или выдать каджому
учащемуся карточку).

1. Рим, Иерусалим, Мекка, Медина. (Религиозные
центры мира)

2. Варшава, Бонн, Прага, Краков. (Средневековый
тип городов с рыночной площадью и ратушей в
центре)

3. Барселона, Сидней, Рио-де-Жанейро, Касабланка.
(Крупнейшие города в своих странах, но не столицы)

4. Мехико, Сан-Паулу, Токио, Ийокогама, Калькутта. (Крупнейшие
городские агломерации мира)

5. Вадуц, Валетта, Андорра-ла-Вьеха. (Столицы
мини-государств в Европе)

2-е задание. Назовите
промышленный или сельскохозяйственный продукт с
которым ассоциируется прилагательное:
швейцарский (сыр), французская (косметика),
болгарские (консервы), чешское (стекло), немецкая
(оптика).

В данных заданиях приведены ответы,
которые предполагает услышать учитель, но у
учащихся могут быть другие правильные варианты,
их рассуждения приветствуются.

Школьники, выбравшие первый вариант
работы , представляют проблему урока: она звучит
следующим образом: почему знание политической
карты мира очень важно?

Звучат мнения учащихся по данному
вопросу, а учитель предлагает обратить внимание
на один из элементов политической карты –
границы государств.
Для этого учитель предлагает выполнить задание,
проецируемое через графопроектор: учащимися
демонстрируется 3 варианта рисунка
государственных границ: прямые линии границ
стран африканского континента, компактный
рисунок границ в европейских странах и границы
североамериканских стран, протянувшиеся вдоль
линий освоения континента от побережья
Атлантики к тихоокеанскому побережью. Учитель
просит учащихся высказать мнение о
представленных вариантах границ, дать им
образное название, привести примеры стран, с
таким рисунком границ, и указать причины
формирования представленных вариантов границ.

Звучат возможные ответы: «сетка»,
страны Африки; “взаимопроникающие”, страны
Европы; «приморско-поперечные», США.
Учащиеся высказывают возможные объяснения
причин формирования таких конфигураций границ,
используя знания по истории стран.

Чтобы определить о каком элементе
политической карты пойдет речь на следующем
этапе урока, учитель предлагает послушать
отрывок из стихотворения В.Я.Брюсова:

“Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты — неслабеющий магнит.”

Речь идет о городе. Учащиеся знают
города, являющиеся столицами стран мира, учитель
предлагает на уроке познакомиться с городами,
являющимися лидерами по численности населения.
Это города-миллионеры.

Организуется работа с картой
“Города-миллионеры” из рабочей тетради серии
«Шаг за шагом», издательства гимназии
“Открытый мир” для 10 класса, 1995г:

1. Назовите города-миллионеры,
расположенные в Европе, в Азии, в Латинской
Америке.
2. Назовите города-миллионеры, расположенные
внутри континентов.
3. Сформулируйте вопрос о группе
городов-миллионеров, имеющих противоположное
географическое положение и приведите примеры
таких городов.

Учитель выясняет у учащихся, какие еще
критерии они могут предложить для классификации
городов-миллионеров? Учащиеся предлагают
выделить следующие группы: города, расположенные
на крупных судоходных реках; города,
расположенные на низменностях и высокогорные
центры; города развитых и развивающихся стран и
др. Все примеры городов этих групп учащиеся
записывают в тетради.

Учитель предлагает учащимся вопросы:
что включает в себя прием сравнения; какие
действия необходимы для проведения сравнения
двух географических объектов; какие пособия
необходимы для сравнения двух городов?

Учитель рекомендует учащимся выбрать
два города-миллионера для сравнения. Школьникам
предоставляется право выполнения данного
задания по карточке-инструкции или с
самостоятельным выбором критериев сравнения.
Выполнив задание, учащиеся представляют ответы,
получившиеся в первом и втором вариантах выбора.
Класс высказывает мнение по каждому
прозвучавшему ответу.

Организуется самостоятельная работа
на нескольких уровнях: воспроизведения, переноса
знаний и оценке. Уровень задания может
рекомендовать ученику учитель, а если класс
подготовлен для оптимального выбора задания, то
ученик это делает самостоятельно.

На уровне воспроизведения содержание
задания заключается в следующем задании -
закончи фразы:

1. Страна, находящаяся под политическим
и экономическим управлением другого государства
называется…
2. Скопление городов вокруг одного центра
называется…
3. Монархия, в которой монарх одновременно глава
государства и церкви является…
4. Процесс распространения городского образа
жизни, роста численности городского населения
называется…

Таких фраз по теме дается 10 — 15, ответы
на них можно выбрать из списка предложенных:
агломерация, колония, урбанизация,
теократическая и.т.д.

Содержание задания ученик получает на
карточке и имеет возможность ответить учителю
устно или выполнить письменно.

На уровне переноса знаний задание
заключается в следующем — Ваш друг из другой
школы утверждает, что тема “Политическая карта
мира” не актуальна для современного подростка.
Надеюсь, у вас другое мнение…. Выскажите его.

Задание на уровне оценки — Вы являетесь
корреспондентом журнала “Итоги”. Редактор дал
вам задание: написать статью “Мир в начале 21
века”. Напишите актуальное вступление к статье,
используя как можно больше географических
терминов и географических названий, изученных на
уроках по теме.

После подготовки этих заданий
заслушиваются по одному выполненному примеру от
каждого варианта выбора. Другие учащиеся дают
оценку ответов. Учащиеся, выполнявшие задание на
уровне воспроизведения, сдают письменные работы.
Учащиеся, работавшие на уровне переноса и оценки,
и не высказавшиеся устно могут сдать письменные
работы.

Домашнее задание ( по выбору
учащихся):

1. Создать кроссворд “Политическая
карта”.
2. Дать характеристику географического положения
города-миллионера.
3.Сравнить географическое положение двух
городов-миллионеров.

Итоги урока:

1. Вспомните проблему, поставленную
вначале урока, и ответьте на вопрос о значимости
темы “Политическая карта”.
2. Какие новые знания вы приобрели на сегодняшнем
уроке, для ответа на этот вопрос.
3. Какие вопросы и проблемы по данной теме, на ваш
взгляд, мы можем рассмотреть на следующих уроках.

4. И самый главный вопрос: чему мы научились на
сегодняшнем уроке, выполняя предложенные
задания.

Не все учебные пособия направлены на
развитие мышления, в них недостаточно заданий на
уровне понимания и применения знаний, анализа,
синтеза, оценки, поэтому для каждого урока
творческой самореализации личности мы
разрабатываем систему заданий на развитие
мышления, а также систему игр, направленных на
реализацию творческих способностей учащихся.

Для этого мы создали пособие “Система
заданий, направленная на развитие мышления”,
представляющее собой сборник заданий с помощью
которых на уроках географии в 6-10-х классах можно
работать над развитием мышления учащихся:
умением самостоятельно ставить и решать учебную
задачу, понимать сущность предмета и явления,
отличать существенное от несущественного,
сравнивать, анализировать, классифицировать,
делать исключения, дополнять, моделировать
ситуации.

Как мы уже указывали, традиционное
обучение делает основной акцент на приобретение
учеником “внешнего” знания, передаваемого
учителем в готовом виде, а гуманистическое
обучение стремится выработать у ученика
внутреннюю потребность в знаниях и научить его
учиться. В этих условиях мы используем
разработанное нами пособие: “География – это не
скучно!” (Игры на уроках).

В этом пособии представлены наши
разработки игр различного типа: групповые,
парные, индивидуальные. Перечисленные
разработки используются в зависимости от этапа
урока: для проверки знаний, для организации
самостоятельной работы, для обобщения знаний. По
уровню организации деятельности наши игры
подразделяются на проблемные, ролевые, игры на
воспроизведение знаний. По виду игры можно
разделить на: настольные, игры-путешествия, игры
по станциям и другие.

Таким образом, опираясь на
теоретические основы психологии и педагогики, мы
создаем свои практические разработки уроков
творческой самореализации личности.




Следующий: