Развитие мотивации к изучению химии через ассоциативное мышление

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) –
закономерная связь двух или более психических
процессов (психическими элементами), возникшая в
результате опыта и обусловливающая при
актуализации одного элемента связи проявление и
другого. В психологии ассоциация — связь двух
представлений, когда одно, появившись, вызывает в
сознании другое (ассоциация идей).

Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью,
обусловлен не чем иным, как ассоциацией по
смежности. Слова какого-нибудь стихотворения,
тригонометрические формулы, исторические
события, свойства материальных предметов — все
это для нас определенные системы или группы
объектов, которые связаны между собой благодаря
бесчисленным повторениям в определенной
последовательности, из которых каждый вызывает в
памяти представление об остальных. Этим рутинным
путем повторения и наведения идут почти все
умственные процессы у сухих и прозаических
натур. Напротив, у людей остроумных и обладающих
богатой фантазией это обычное течение каждую
минуту легко может прерваться. У них одно поле
духовных объектов может привести за собой другое
такое, с которым первое, быть может, ни разу не
сочеталось во всей предшествующей истории
человеческой мысли. Связующим звеном здесь
обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между
появляющимися друг за другом объектами —
аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы,
хотя и чувствуем ее, все же с трудом можем найти
ее основание. Как примеры этого рода укажу, что в
красном цвете мы видим что-то мужественное, а в
голубом что-то женственное или, что некоторые
человеческие характеры напоминают нам кошку,
другие — собаку, третьи, пожалуй, корову.

Повседневный опыт показывает, что наш ум может
переходить от одного предмета к другому через
множество промежуточных полей сознания. Мы
никогда не в состоянии заранее определить цепь
возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о
чем человек будет думать через пять минут.

По мнению основателя ассоциативной психологии
английского врача Д.Хартли (1705-1757), ассоциативное
мышление (associative thinking) — понятие, отражающее факт
использования в мышлении закона ассоциации
(сочетания): любая связь представлений и действий
выводима из ощущений и оставленных ими следов в
мозгу.

Многие ключевые вопросы химии, такие как
химическая связь,
окислительно-восстановительные процессы,
электронное строение атомов и др., являются
трудными для понимания, а значит и для
запоминания школьников. Трудности также
проявляются в том, что многие из таких вопросов
изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году
обучения химии. Вся “любовь” к химии, возникшая
на первых порах, именно по этой причине, то есть
из-за простого непонимания, может легко
перерасти в “ненависть” и справиться с ней
учителю будет очень сложно. Ведь, как известно,
все дети обожают “похимичить”, но как только
дело касается теоретических вопросов, у
некоторых проявляется буквально антипатия.

Затрудняет восприятие сложных тем также и то,
что у обучающихся неодинаково развито
абстрактное и пространственное мышление,
способствующее пониманию химической природы
мира. Первостепенной задачей учителя химии
является не просто донести до ребенка смысл того
или иного понятия, но и научить его самому
устанавливать причинно-следственные связи между
ними, в особенности таких явлений, которые мы не
имеем возможности пронаблюдать и “потрогать”
своими руками на уроке. Каждый преподаватель
находится в постоянном поиске методов и способов
подачи материала ученику с учетом его
индивидуального развития.

Чаще всего в различных изданиях представляются
материалы, посвященные работе с одаренными
детьми, материалы по активизации интереса к
предмету, расчитанные, покрайней мере, на
“среднего” ученика. А как быть с тем, кто просто
не может понять и представить себе тот или иной,
трудный для его восприятия материал? Ведь не
секрет, что в химической науке действительно
есть области сложные для понимания даже ученых
умов. Если человек чего-то не уловил, недопонял,
ему неизбежно становится скучно, неинтересно в
дальнейшем. В связи с этим задача педагога
находить самые разные способы и методы для
облегчения понимания нового материала. Одним из
таких приемов может быть ассоциативное мышление

К использованию на своих уроках приемов
ассоциативного мышления меня подтолкнули сами
дети. Как оказалось, если представить тот или
иной процесс не на сложном научном уровне, а
связать с чем-то привычным, знакомым и понятным
для самого ребенка, то многие научные понятия
становятся уже не так страшны ему, а главное – он
их начинает понимать, а не просто заучивать.

Как мы можем заглянуть внутрь атома? А если во
многих школах до сих пор нет компьютерной
поддержки урока? И мы придумываем! Представляем,
к примеру, что взаимоотношения между атомами
различных химических элементов – это
взаимоотношения между людьми, со своими
характерами, привычками, способностями, силой и
т. д.

Примером ассоциативного мышления в истории
развития химии может быть представление
английским химиком Дж. Томсоном в 1904 году модели
атома, которую он назвал “Сливовый пудинг” (или
“пудинг с изюмом”). По его гипотезе атом
уподоблен капле пудинга с положительным зарядом,
в которой вкраплены отрицательно заряженные
“сливины” — электроны. В последствии Э.
Резерфорд в 1911 году предложил Планетарную модель
атома, согласно которой атом состоит из
положительно заряженного ядра и электронов,
вращающихся вокруг ядра по замкнутым орбитам
подобно движению планет вокруг Солнца.

Но, прежде чем привести примеры из своей
практики, проанализируем с помощью
анкетирования учащихся, помогает ли им
ассоциативное мышление в обучении химии.

Ученикам старших классов было предложено
ответить на вопросы анкеты, которая приводится
ниже.

Анкета

  1. Есть ли трудные для вашего понимания темы в
    курсе химии?
  2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем?
  3. Доступно ли учитель объясняет те или иные
    понятия?
  4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать
    материал?
  5. Приведите примеры способов запоминания (свои и
    предложенные учителем).
  6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению
    материала?
  7. На каких еще уроках вы используете
    ассоциативные приемы?

Анализ анкетирования показал, что 45 % из всех
ответивших усвоению нового материала помогают
ассоциации. Заучивание и легкость запоминания
составили 30% и 15% соответственно. Предполагаю, что
данные группы также используют ассоциации, хотя
и не определяют их так для себя. Другие способы
запоминания материала составляют
незначительную часть. По результатам опроса
можно сделать выводы, что использование метода
ассоциаций способствует усвоению нового
материала, а также свидетельствует о
необходимости дальнейшего развития
ассоциативного мышления у детей.

Распределение способов запоминания среди
учащихся видно на диаграмме:

В качестве примеров рассмотрю некоторые темы
из школьного курса химии, где возможно
использование метода ассоциативного мышления.
Не следует воспринимать данные находки как
руководство к действию, но, возможно, они могут
пригодиться в педагогической деятельности
начинающего учителя и, особенно, при работе с
детьми с ослабленной памятью и вниманием.

Изучаемые темы Процессы, понятия Ассоциации
Знаки химических элементов Пример: фосфор, знак “Р”. “Р” — это русская буква “эр”. На “эр” -
слово “рыба”, в рыбе много фосфора.
Электронное строение атомов химических
элементов.
Учитель-ядро, ученики-электроны. У
каждого свое место, свой уровень и т.д.

Имеются
вакантные места за партами, первые
парты-заполнены.



Правило Хунда. Принцип Паули. Расположение электронов на орбиталях:
вначале по одному на каждой в подуровне, затем
добавляется спаренный электрон.

На одной
орбитали может располагаться не более двух
электронов.

Вы входите в автобус, на сдвоенных
местах сидят по одному пассажиру, но есть и
свободные. Конечно, вы сядите на свободное
сдвоенное место один. Так удобнее.

Кроме того, в
транспорте не бывает мест, где сидели бы более
двух человек.

Химическая связь. Причины образования той или иной
химической связи.

Смещение общей электронной
пары к одному из элементов.

Химические элементы, как и люди,
стремятся к стабильности. Поэтому
“встречаются”, “дружат” прочно или не очень,
расстаются. Все зависит от характера..
Окислительно-восстановительные
процессы.
Окисление.

Окислитель.
Восстановление. Восстановитель.

Если ты потерял что-либо, настроение
грустное, кислое – окисление. А когда ты нашел
свою пропажу, настроение восстановилось –
восстановление. Тот, кто помог восстановить
настроение — восстановитель.
Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3
электрона, которые легко отдают, проявляя
восстановительные свойства.

Усиление
металлических свойств элементов одной подгруппы
с увеличением радиуса их атомов.

1-3 “рубля” в кармане – это мало.
Потеряешь и не заметишь.

Ученик, сидящий за
последней партой, легче отвлекается на уроке, т.
е. отрывается от основного занятия.

Неметаллические свойства. На внешнем уровне атомов неметаллов 4-7
электронов, которые чем их больше, тем труднее
отдают, но легче принимают электроны, проявляя
окислительные свойства.
Чем больше денег в кармане, тем труднее
их потерять.

Если есть большой капитал, то легче
заработать еще.

Сравнение свойств металлов и
неметаллов.
Как в предыдущих строках.
Электроотрицательность. Электроотрицательность.

Смещение
электронов к более электроотрицательному
элементу.

1. “Жадность” к электронам.

2.
Поговорка “тянуть одеяло на себя”.

3. Из двух друзей всегда кто-то лидирует.

Химические реакции. Реакция взаимодействия с кислородом –
реакция окисления.

Реакции замещения и обмена.

Буква “О”. На “О” — окисление.

Демонстрируем,
меняя или замещая учеников на их местах за
партой.

Структура органических соединений. Полимеры. Их образование и структура.

Разрыв
химических связей при полимеризации.

Изомерия углеродного скелета.

Бусы или цепочка (украшение). Звенья
могут быть одинаковые или разные, в определенном
порядке. Чтобы соединить звенья между собой
вначале надо разомкнуть каждое звено.

Если
учеников пересадить подругому за партами, то
состав класса не измениться, но от этого может
измениться дисциплина и успеваемость.

Валентность. Степень окисления. У вас есть какая-то сумма денег, вы
пришли в магазин и можете потратить всю сумму или
часть ее. Потраченная сумма равна степени
окисления. А возможности — это валентность.

Для развития ассоциативного мышления
обучающихся на уроках и дополнительных занятиях
в школе №26 г. Белово систематически используются
нестандартные задачи. С целью выявления
результативности применения таких задач, их роли
в формировании навыков и умений, учащихся в
учебный план введен курс групповых занятий
“Решение задач с нестандартными
формулировками” для учащихся 9-х классов.

В качестве примера приведу несколько задач без
их решения.

Задача 1.

Вподвале дома обнаружен ящик гвоздей. От
плохого хранения многие из них были покрыты
ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с
химической точки зрения?

Каким простым способом можно удалить ржавчину?
В ответе приведите химические формулы и
уравнения реакций.

Задача 2.

Молодая хозяйка повесила сушить белье на
железную проволоку, натянутую между стойками,
вместо бельевого шнура. Когда белье высохло,
хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье
“ржавые” полосы.

Как объяснить появление ржавчины на белье? Как
хозяйке избавиться от этих пятен?

Задача 3.

В домашней мастерской всегда много
инструментов, запчастей и материалов, которые
изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда:
при хранении металлические изделия подвергаются
коррозии. Укажите условия хранения
металлических изделий, чтобы срок их службы был
как можно дольше. Какие химические процессы
могут происходить с инструментами при
неправильном хранении? Объясните, почему новые
металлические изделия покрыты смазкой, лаком или
обернуты промасленной бумагой.

Особенности преподавания данного курса
заключаются в следующем:

1. В связи с особенностью этих задач (необычная
формулировка, связь с жизнью, межпредметные
связи) они вызывают повышенный интерес у
школьников, развивают любознательность.
Ученикам нравится находить пути решения этих
задач.

2. Решение задач по химии развивает логическое и
ассоциативное мышление. Учителя математики и
физики также отмечают все большее внимание к
“трудным” задачам по их предметам. Это говорит
об общем укреплении навыков и развитии умений
решать сложные задачи
естественно-математического цикла.

3. Эти задачи способствуют интеграции знаний,
побуждают учащихся использовать дополнительную
литературу. Таким образом, появляется мотивация
не только к изучению химии, но и к учебе в целом.

4. Самостоятельный поиск путей решения повышает
прочность знаний, качество обучения.

5. Систематическое применение таких заданий
может служить подготовкой (начальной ступенью)
для дальнейшей профилизации учащихся в 10–11-х
классах.

Все вышеизложенные предложенные мной способы
рассуждений являются результатом многолетней
совместной деятельности учителя и ученика.
Возможны другие взгляды и подходы к тем или иным
темам, другие ассоциации, иной ход рассуждений.
Важно, чтобы учитель не навязывал своих
ассоциаций, советовался с учениками, ведь, как
уже было сказано, восприятие мира индивидуально.
Если дети на уроке предлагают свои варианты
запоминания того или иного химического понятия,
это свидетельствует о многом. Прежде всего, о том,
что у них есть интерес к предмету, мотивация к
изучению химии, а самое главное, что у детей
развивается способность рассуждать, сравнивать,
анализировать. Все это в комплексе не только
“работает” на учителя-предметника, но и на
педагога в широком смысле слова. Ведь наша задача
не только научить ребенка химии, а также
воспитать интеллектуально развитую личность.




Следующий: