Развитие личностных качеств обучающихся через организацию работы с Советом по физической культуре и спорту

Требованиями современного общества является
максимальное раскрытие индивидуальных
способностей, дарований человека и формирование
на этой основе социально-компетентной, мобильной
личности.

В школе, где я проработала 19 лет, был создан
орган соуправления «Совет по физической
культуре и спорту», которым я руководила в
течении 5 лет и хочу поделиться с вами опытом
работы. Суть соуправления в том, чтобы каждый
школьник ощущал сопричастность к происходившим
событиям, чтобы мог побывать в разных социальных
ролях, попытался решать жизненные проблемы в
различных ситуациях. Опыт убеждает, что это
эффективный путь реализации педагогической
теории на практике.

Состоял Cовет из обучающихся старших классов.
Работу с Советом по физической культуре и спорту,
я рассматривала как схему организации
физического воспитания, как конструкцию
систематических занятий школьников общественно
полезной физкультурной деятельностью, как
средство отвлечения от психологических проблем,
алкоголизма, табака курения, наркомании. Главным
побудительным мотивом являлось стремление
обучающихся объединяться вокруг конкретной
проблемы.

Работа Совета по физической культуре и спорту в
школе преследовала следующую цель:
«Формирование успешной личности через
организацию спортивной деятельности» и была
направлена на решение следующих задач:

1. Создать условия для самореализации и
самоутверждения личности в соответствии с её
интересами, способностями, возможностями.

2. Обеспечить включение обучающихся в
деятельность по организации и проведению
спортивных мероприятий различной
направленности.

3. Формировать интересы к самостоятельным
занятиям физической культурой, саморазвитию в
области воспитания духовно-нравственной
личности и физического здоровья.

4. Обеспечить повышение уровня общей физической
подготовки обучающихся через внедрение
здоровьесберегающих мероприятий в режим работы
школы.

5. Обеспечить надфасилитацию: учитель-ученик,
соуправления в рамках различных модулей.

6. Формирование знаний в области физической
культуры и спорта.

Основными составляющими реализации работы
Совета по физической культуре и спорту являлись
созданные в школе условия успешности:

1. Наличие опыта работы педагогов-наставников
по физической культуре, его предоставление,
помощь в данном направлении.

2. Наличие опыта работы обучающихся и
предоставление им выбора внеклассной
деятельности (работа в составе Совета, физорг, и
т.п.).

3. Наличие опыта диагностики познавательных
интересов и способностей обучающихся.

4. Знания школьниками своих творческих
потенциалов, взаимосвязь их с будущей
профессиональной карьерой и личным жизненным
успехом.

5. Обеспечение равного доступа к участию во
внеклассной деятельности всех желающих
обучающихся школы.

6. Учебно-методическое сопровождение
(накопленный материал за много лет работы).

7. Связь с модулями внеклассной системы школы и
учреждениями дополнительного образования.

8. Материально-техническое обеспечение
внеклассной деятельности.

Непрерывность и преемственность работы Совета
по физической культуре и спорту способствовала
формированию общей культуры и была связана с
мировоззренческими, воспитательными и
развивающими задачами школы.

При формировании Совета по физической культуре
и спорту я учитывала следующие личностные
факторы:

1. Информированность обучающихся о
направлениях деятельности, технологиях
определяющих принципиальное содержание
образования в сфере спортивной внеклассной
работы.

2. Наличие определенного объема предметных
базовых знаний (техника безопасности при
проведении соревнований, правила соревнований
по видам спорта и основы судейства).

3. Физическую и психическую готовность к
предстоящей деятельности.

4. Способность организовывать и управлять
деятельностью обучающихся.

5. Заинтересованность работой в составе Совета
по физической культуре и спорту.

6. Наличие необходимых для работы навыков
самостоятельной работы.

Дополнительные знания, практические навыки и
умения, социальные установки и ценности,
формируемые в ходе реализации соуправленческой
деятельности этого органа, во многом определяли
жизнеспособность и социальные перспективы
ученика школы.

С целью формирования компетентностных качеств
по развитию организаторских способностей
воспитанников сначала проводила диагностику
обучающихся, желающих сотрудничать по
организации внеклассной работы в школе, выявляла
наклонности и способности.

Анкета:

Ф.И. обучающегося_______________________ Класс____

1. Организация и проведение спортивных
праздников, вечеров (не всегда, не умею, хочу
научиться).

2. Проведение и судейство спортивных
соревнований, массовых мероприятий (владею, не
всегда, не умею, желаю участвовать).

3. Освещение спортивных событий
художественными средствами (оформление:
рисование, видео, фото, газета) (не всегда, не умею,
хочу научиться).

4. Принимаю участие в проведении спортивных
праздников (играю на музыкальном инструменте,
пою) (владею, не всегда, желаю участвовать).

5. Оформление, заполнение протоколов по видам
спорта (владею, не умею, желаю научиться).

6. Участие в танцевальных и хореографических
этюдах (владею, не владею).

7. Владение техническими средствами
(видеокамерой, фотоаппаратом, музыкальным
центром) (владею, не владею, желаю выполнять).

8. Владение информационно — коммуникационными
технологиями (использование компьютера в
качестве интеллектуального помощника) (владею,
не владею, хочу научиться).

9. Какую работу в составе Совета по физической
культуре и спорту хотел (а) бы выполнять,
справилась (ась).

После обработки данных проводила выборы
председателя Совета по физической культуре и
спорту, и совместно распределяли обязанности
членов Совета (заместитель,
художники-оформители, информационный сектор,
судьи по различным видам спорта, фото-видео
корреспондент и т.п.). Далее составляли план
работы (с учетом плана спортивно-массовых
мероприятий в школе и городе) на учебный год.



Все мы знаем, что Совет по физической культуре и
спорту не новая форма работы с обучающимися.
Структура работы Совета по физической культуре и
спорту была разработана на основе рекомендаций и
методики коллективного творческого воспитания
Т.А. Стефановской (доктор п.н., действительный
член РАН, заведующая кафедрой воспитания ИИПКРО)
и представляет собой системную организацию
воспитательной деятельности (инновация). Вслед
за Т.А. Стефановской мы понимаем «систему», как
последовательность расположенных во времени
действий, позволяющих своевременно отслеживать
и оперативно реагировать на возникающие вопросы
по организации социальной деятельности
обучающихся, направленных на формирование и
применение понятий здорового образа жизни.

Методика коллективного творческого воспитания:

Такая схема работы позволяет провести любое
мероприятие на высоком уровне и формировать
компетентностные качества воспитанников.
Разработка разных способов решения задач в
различных областях деятельности обеспечивает
социальную успешность личности, сохраняет и
укрепляет здоровье школьников, адаптирует
личности к потребностям общества.

В связи с изменениями, предъявляемыми к школе
условиями современной жизни, изменялась работа
Совета по физической культуре и спорту, выходила
на новый уровень, но базовые аспекты, заложенные
изначально, сохранялись. Принципы работы
включали в себя взаимосвязь нескольких
самостоятельных частей, которую составляли
модули внеклассной системы соуправления в школе.
Таковыми являлись клубы, комитеты, общества по
различным направлениям внеклассной
деятельности в школе, куда входил Совет по
физической культуре и спорту (школьная
баскетбольная ассоциация, педагогические
классы, клуб организаторов досуга, совет
физоргов классов, пресс — центр «Школьная
тропа») и с которыми он активно сотрудничал.

Обучающиеся привлекались к планированию и
проведению общешкольных мероприятий, что
позволяло осуществлять на индивидуальном и
групповом уровне совершенствование
профессиональных и организаторских
способностей обучающихся. Эта взаимосвязь
просматривалась при проведении общешкольных
праздников. Так же члены Совета активно
сотрудничали с Комитетом по физической культуре,
спорту и туризму и часто привлекались к
судейству и проведению спортивных праздников
для младших школьников.

Качественный мониторинг, проводимый Советом по
физической культуре и спорту, давал
представление об эффективности выполнения
намеченных задач и являлся критерием
положительной деятельности. Совет по физической
культуре и спорту проводил следующие
мероприятия: учет занятости обучающихся в
спортивных секциях; учет количества проведенных
внутришкольных соревнований; отслеживал составы
Советов по физической культуре и спорту, лучших
спортсменов, чемпионов школы по годам
(оформлялись папки, альбомы); осуществлял
подготовку, проведение, судейство соревнований
по разным видам спорта.

Обучающиеся, входящие в Совет проводили
праздники, соревнования, вечера, выступали с
докладами, развивая творческую и познавательную
активность, писали статьи о спортивных
праздниках, мероприятиях, соревнованиях в
школьную газету «Школьная тропа», что являлось
средствами пропаганды и расширения интересов
обучающихся к занятиям физической культурой и
спортом.

Обобщение и оформление всех материалов
наглядно показывало работу Совета по физической
культуре и спорту в школе и позволяло внести
изменения в план работы для улучшения тех или
иных показателей.

В процессе работы в составе Совета по
физической культуре и спорту формировалась
модель выпускника школы, которая позитивно
относится к себе, обладает навыками и умениями
социального общения, навыками работы в
«команде». Достижением является то, что
воспитанник Совета по физической культуре и
спорту:

  • успешно реализовал себя в избранных видах
    деятельности;
  • научился строить конструктивное
    взаимодействие;
  • получил профессиональные первоначальные
    знания по организации коллектива на проведение
    различных массовых мероприятий;
  • научился формировать положительное отношение к
    здоровому образу жизни и умение
    пропагандировать его;
  • знает о ценности человека как «мастера своего
    дела»;
  • положительно относится к самостоятельному
    получению знаний;
  • понимает роль знаний для практической
    деятельности.

В 2008-09 учебном году я вместе с обучающимися
Совета по физической культуре и спорту
представили свою работу на городском
научно-методическом совете учителей физической
культуры и получили высокую оценку своей
деятельности.

Подведем итоги:

Ведущей задачей организации самоуправления
является создание педагогических условий
организации познавательной деятельности
обучающихся с целью самореализации,
самосовершенствования. Работа в составе Совета
по физической культуре и спорту развивает
социально-активную личность, умеющую
самостоятельно преодолевать трудности,
организовывать свою жизнь и жизнь сверстников,
стремясь быть успешной в общественной,
профессиональной сферах. Именно сотворчество
обучающихся и учителей, педагогическое
сотрудничество создает условия, направленные на
развитие творческих и духовных сил, на изменение
отношения к личному здоровью, формируют понятия
здорового образа жизни и применение их на
практике. А это развивает здоровую личность с
активной жизненной позицией.




Следующий: