Развитие координационных способностей детей страшего дошкольного возраста в процессе игровых упражнений с мячом


Введение.

Актуальность развития координационных способностей детей старшего дошкольного
возраста обуславливается:

  • Во-первых, потребностью государства в гражданах всесторонне развитых, в
    том числе и физическом отношении.
  • Во-вторых, тем что, дошкольный возраст является сенситивным периодом как
    психического, так и физического развития человека.
  • В – третьих, взаимосвязью психического и физического развития.

Каждым годом происходит прогресс во всех областях человеческой жизни: в
производстве, науке, технике, технологии, культуре, искусстве и следовательно
возрастают и требования к уровню как психического так и физического развития
будущих граждан, т.е. подрастающего поколения, которые должны быть всесторонне
развитыми, способными социализироваться в меняющихся, усложняющихся,
развивающихся социальных условиях, быть востребованными и способными
самореализаваться.

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных
образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания
детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического
воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует
недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в
плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов
занятий физическими упражнениями.

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного
развития детей старшего дошкольного возраста. Важным средством развития моторной
функции служат упражнения с мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная
деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится,
отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными
поворотами. Эти игры развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность
движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу.

Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом,
используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с
предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного
двигательного поведения. Все это содействуют улучшению ориентировки в
пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и
сенсорной деятельности.

Особенности развития координационных способностей детей старшего
дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем
организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей
практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых
в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для
развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и
навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период
называется “золотым возрастом”, имея в виду темп развития координационных
способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми
предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп,
вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию
и ситуационно – адекватное разнообразное применение. Координационные способности
ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к
увеличению двигательного опыта.

Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, проводимых
в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с
дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним
предметом, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря,
оборудования. Одним способствующим к повышению координационных способностей
являются упражнения с мячом, (элементы спортивных игр). Они обладает набором
упражнений, которые обеспечивают возможность решения двигательной задачи в
условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и
необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата при
постоянной необходимости преодоления избыточных степеней свободы



Роль игровых упражнений с мячом.

У детей 6–7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки
владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить
за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его.
Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у
детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по
сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства.
Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать
достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными
способами. Игровые упражнения с мячом являются средством, гармонически
развивающего ребенка, дающий значительный образовательный и воспитательный
эффект. Мяч – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера,
меткости, хорошей координации движений, ритмичности, согласованности движений.
Они формируют умения схватить, удержать, бросить, приучают рассчитывать
направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают
выразительность движения, пространственную ориентировку. Упражнения с мячом
различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих
рук, пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося
в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это
способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего
организма. Игровые упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в
коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на
сотрудничестве и взаимопомощи.

Организация, методы и задачи исследования.

Цель – разработать комплекс игровых упражнений с мячом для развития
координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях
физической культуры.

Задачи:

  1. Исследовать координационные способности детей и выявить их уровень
    развития.
  2. Определить критерии уровней развития координации движений.
  3. Разработать и систематизировать комплекс игровых упражнений с мячом для
    развития координационных способностей.
  4. Провести сравнительный анализ уровней развития координационных
    способностей экспериментальной и контрольной групп.
  5. Обосновать результаты эксперимента.

Объект – координационные способности.

Предмет – влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей
у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что применение игровых спортивных упражнений с
мячом на занятиях физической культуры могут повысить уровень координационных
способностей детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования:
Определение критерий уровней развития координационных способностей.

Практическая значимость исследования:
Внедрение в практику критериев, определения уровней развития координационных
способностей и комплекса игровых упражнений с мячом, направленных на их
развития.

Для того чтобы выяснить, действительно ли подбор комплекса упражнений с мячом
может повлиять на развитие координационных способностей у детей старшего
дошкольного возраста нашу работу разбила на три этапа.

Констатирующий этап исследования был посвящен диагностике уровня развития
координационных способностей детей контрольной и экспериментальной групп.

Цель: выявить уровень развития координационных способностей.

В начале учебного года проведена диагностика уровня развития координационных
способностей детей экспериментальной и контрольной групп.

В целом по группам необходимо отметить, что 63% детей, имеют низкий уровень
развития координационных способностей.

Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие
целенаправленной, планомерной, систематической работы по развитию координации.
Поэтому нами была составлена определенная система работы по развитию
координационных способностей детей экспериментальной группы посредством
целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом,
методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

Все движения комплекса спортивных игр предназначенных на формирование и
развитие координационных способностей детей можно условно классифицировать таким
образом:

– движения рук и плечевого пояса;
– движения ног и мышц всего тела.

С опорой на данную классификацию движений нами были определены критерии
уровня развития координационных движений, детей старшего дошкольного возраста:

Для оценки уровня развития рук и плечевого пояса:

  • Подбросить мяч, 2 хлопка перед собой, поймать мяч.
  • Подбросить мяч, хлопок за спиной, поймать мяч.
  • Броски в кольцо.

Для оценки уровня развития ног и мышц всего тела:

  • Ведение мяча ногой по прямой линии (10м).
  • Передача мяча друг другу, остановка подошвой.
  • Удары в ворота.

Показатели уровня развития координационных движений:

Высокий уровень – больше 5 раз.
Средний уровень – 3 раза и более.
Низкий уровень – меньше 3 раз.

На формирующем этапе исследования проводилась работа с детьми
экспериментальной группы.

Цель: проверить выдвинутую нами гипотезу относительно того, что составленный
нами комплекс упражнений с мячом будет способствовать развитию координационных
способностей детей старшего дошкольного возраста.

В основе построения комплекса упражнений с мячом были положены такие принципы
дидактики, как: учет принципов постепенности, систематичности,
последовательности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
принципа развивающего и воспитывающего обучения, связи с жизнью и решение задач
развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста .

Составлен план работы с детьми экспериментальной группы по формированию
координационных способностей:

  1. Составлен комплекс игровых упражнений с мячом, способствующих развитию
    координации движений детей старшего дошкольного возраста, в системе занятий
    по физической культуре на один год.
  2. Разработан календарный план системы занятий включающих комплекс игровых
    упражнений с мячом, который включает определенные задачи на каждое занятие.
  3. Апробирован комплекс упражнений с мячом по формированию координационных
    способностей в системе занятий.
  4. Методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме: “Игры
    с мячом развивающие координационные способности детей старшего дошкольного
    возраста”.

По нашим рекомендациям игры с мячом включались в разные формы работы с детьми
экспериментальной группы: в перерывах между занятиями, на прогулке, в
самостоятельной деятельности и так далее.

Велась индивидуальная работа с педагогами, проводились консультации, на
которых освещались следующие вопросы:

– методика развития координационных способностей в старшем дошкольном
возрасте;
– особенности содержания и методики проведения игр с мячом в старшем дошкольном
возрасте;
– игры и упражнения с мячом как средство координационных способностей.

Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему: “Игры с мячом
развивающие координационные способности детей старшего дошкольного возраста”.
Педагоги были ознакомлены с картотекой игр с мячом, некоторые игры были
проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры с мячом педагоги включали
в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Комплексы упражнений с мячом составлены на основе использования элементов
спортивных игр: футбол, пионербол, баскетбол.

Все упражнения разбиты на 5 блоков, которые включали:

– упражнения на развитие “чувства мяча”.
– упражнения, направленные на обучение ударов различными способами
– упражнения, направленные на обучение передач и остановок мяча различными
способами.
– упражнения, направленными на обучение ведения мяча различными способами.
– комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование
элементов игры в футбол, пионербол, баскетбол.

Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол, пионербол,
баскетбол классифицировались на:

– обучающие, для ознакомления с новым материалом.
– смешанного типа, направленные на закрепление.
– вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных
двигательных действий.
– тренировочные, включающие большое количество соревновательных упражнений и игр
с мячом, направленные на развитие координационных способностей.



Контрольный этап исследования вновь был диагностический.

Цель: определить, насколько организованная нами работа оказалось эффективной
для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Проведен контрольный срез, т.е. сравнительный анализ уровней развития
координационных способностей детей экспериментальной и контрольной групп. В
экспериментальной группе по критериям определено развитие координации движений.

Итоговые результаты исследования.

При проведении итогового диагностического обследования (в мае) обеих групп
общая картина изменилась.

По данным показателям в контрольной группе прирост в развитии координационных
способностей произошел за счет естественного роста и системы воспитания. В
экспериментальной группе за счет системы физического воспитания и
целенаправленного использования игровых упражнений с мячом и естественных сил
природы.



Исходя из полученных результатов диагностики, нами были составлены графики:
уровней координационных способностей, динамики развития координации движений,
графики прироста в развитии координационных способностей.

Заключение.

  1. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у
    детей практически всех физических качеств и координационных способностей,
    реализуемых в двигательной активности.
  2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей
    являются игровые упражнения с мячом.
  3. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию
    педагогического процесса.
  4. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно
    длительного срока.
  5. Занятия с использованием элементов спортивных игр способствовали
    формированию устойчивого интереса у детей к занятиям физической культуры.

Таким образом, нами была организована опытно-экспериментальная работа по
исследованию эффективности игровых упражнений с мячом для развития
координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Результаты
показали значительное повышение уровня координационных способностей детей
экспериментальной группы. Количественные данные, позволили сделать заключение о
том, что работа, организованная нами по развитию координационных способностей в
процессе игровых упражнений с мячом оказалась эффективной. Конечные результаты
исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Полученные результаты
исследования показали, что использование комплексов упражнений с мячом могут
находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях.

Следовательно, подобранный и апробированный комплекс упражнений способствует
формированию развития координационных способностей детей старшего дошкольного
возраста, комплекс имеет не только теоретическое, но и практическое
подтверждение.

Использованная литература:

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. –
    М.: Просвещение, 1992.
  2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу,
    выносливость. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Глейберман А.Н. Упражнение с набивным мячом. – М.: Издательство
    “Физкультура и Спорт”, 2005.
  4. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4–7 лет. –
    М.: ВАКО, 2007.
  5. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М.: Издательство
    “Скрипторий 2003”, 2009.
  6. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика
    физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Гуманит.изд.центр
    ВЛАДОС, 2003.
  7. Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной
    школы: спортивно – игровые проекты для первого класса. – М.: школьная
    пресса, 2002.
  8. Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно – методическое пособие для
    педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.:
    Издательство “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2008.
  9. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л. Б. Игры, занятия и
    упражнения с мячами. – М.: Просвещение, 2010.
  10. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения
    детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.
  11. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных
    учреждениях. – М.: Издательство “Просвещение”, 1984.



Следующий: