Развитие исследовательской деятельности у обучающихся

Добрый день, уважаемые коллеги.

Хочу поделиться опытом работы в вариативной
части обучения – развитие исследовательской
деятельности у учащихся, на занятиях МАН (Малой
Академии наук). Данным видом деятельности в
гимназии занимаемся не один год, как оказалось,
сегодня это очень актуально и перекликается с
основными положениями стандартов второго
поколения.


Развитие исследовательской
деятельности у обучающихся

Современное общество ставит перед
образованием все новые и новые задачи. Основными
приоритетами, которых является – воспитание
всесторонне развитого общества, способного
самостоятельно самосовершенствоваться, на
практике применять свои знания.

Я работаю в инновационном учреждении,
где большое внимание уделяется индивидуальному
развитию учащихся. Одна из форм работы – обучение
исследовательской деятельности.

Цель:

  1. Обеспечение оптимальных условий реализации
    потенциала учащихся в соответствии с его
    индивидуальными способностями.
  2. Формирование творчески активной личности.

Задачи:

  1. Развивать интерес учащихся к научному поиску,
    эксперименту.
  2. Обогащать учебное содержание путем
    углубленного и расширенного изучения отдельных
    тем, проблем.
  3. Способствовать профессиональной ориентации
    учащихся.
  4. Формировать и развивать навыки самостоятельной
    научно– исследовательской работы.

Формирование познавательной компетенции

:

  1. Уметь самостоятельно и мотивированно
    организовывать свою познавательную
    деятельность (от постановки цели до получения и
    оценки результата).
  2. Владеть навыками участия в коллективной
    деятельности, учитывать индивидуальность
    партнера по деятельности.
  3. Вести диалог на семинарах, трениях, беседах,
    следовать этическим нормам и правилам его
    ведения.
  4. Уметь развернуто обосновывать суждения,
    приводить доказательства
  5. Подбирать книги по теме, пользоваться
    каталогом.
  6. Подготовить тезисы выступления.
  7. Работать с дополнительными источниками
    информации.
  8. Переводить текст выступления на английский
    язык.
  9. Осмыслять культуру умственного труда,
    потребность в самостоятельном добывании новых
    знаний.
  10. Осознанно выбирать индивидуальную
    образовательную траекторию.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение учащимися навыками самостоятельной
    исследовательской работы.
  • Овладение рациональными приемами практической
    деятельности, навыками контроля, самоконтроля.
  • Умение применять полученные знания в
    нестандартных ситуациях.
  • Работа выстроена иерархично:

    В 1–5-х классах учащиеся занимаются в
    мастерских “Гном”;

    В 6–7-х классах учащиеся занимаются в
    лаборатории “Я исследователь”;

    В 8–11-х классах учащиеся занимаются в
    “МАН” (малой академии наук).

    Я являюсь руководителем МАН. Хочу
    поделиться опытом планирования данной формы
    работы. Вначале составляется общий план работы
    МАН, с учетом двухгодичного обучения детей. Затем
    каждый руководитель секции составляет общий
    план работы секции, после чего составляет
    индивидуальный план работы для каждого
    учащегося (у каждого учителя не менее двух тем на
    два года, учащихся может быть больше,
    предусматривается групповая работа).


    Направление деятельности МАН на 2010–
    2011 учебный год

    Руководитель: Ревяко Г.А.


    №/№

    Сроки

    Направление деятельности
    МАН.

    Содержание деятельности.

    Кто участвует.

    Кто отвечает за организацию
    работы.

    I семестр

    .

    1 05– 25.09 Открытие учебного года МАН. Организационная работа:


    комплектование секций;

    – составления плана работы МАНА и его
    утверждение;

    – выбор тем (для начинающих работу учащихся);

    – составление индивидуальных планов работы
    (для начинающих работу учащихся);

    – корректировка работ и индивидуальных планов
    (для учащихся второго года обучения);

    Администрация, руководитель МАН,
    руководители секций.
    Администрация, руководитель МАН.
    03– 08.10 – Обновление стенда “Гимназический
    МАН”, на 1 этаже.
    Руководитель МАН, гимназисты. Руководитель МАН.
    2 16.09. Текущая секционная работа. – Проведение заседания с
    руководителями секций.
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.
    Руководитель МАН.
    17– 25.09 – Проведение заседаний секций
    (организационных).
    Руководители секций и гимназисты. Руководители секций.
    3 25.09– 10.10

    Работа над учебными
    исследованиями.

    Для начинающих работу учащихся:


    Определение целей и задач, над которыми будут
    работать гимназисты;
    – разработка алгоритма действий;
    – подбор литературы и Интернет источников
    информации.

    Руководители секций и гимназисты Руководители секций.
    25.09– 10– 10 Для учащихся второго года обучения:


    Обработка материалов и оформление работ;
    – консультации учителей.

    Руководители секций и гимназисты Руководители секций.

    II семестр

    5 11.10– 15.11 Работа над учебными
    исследованиями.
    Для начинающих работу учащихся:


    изучение основ исследовательской деятельности,
    методологии научного исследования, правил
    оформления УИР.

    Руководители секций и гимназисты Руководители секций.

    11.10– 23.10

    Для учащихся второго года обучения:


    оформление презентаций и пристендовой защиты.

    Руководители секций и гимназисты Руководители секций.
    6 21.10. Текущая секционная работа. – Проведение заседания с
    руководителями секций (знакомство с положениями
    проведения гимназической и региональной
    конференций).
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.
    Руководитель МАН
    7 25.10– 30.10 Проведение гимназических конференций:
    “Первые шаги” и “Шаг в будущее”.
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций, гимназисты.
    Куратор, руководитель МАН.
    Ноябрь. Реализация внешних связей. Участие в региональных конференций:
    “Первые шаги” и “Шаг в будущее”.
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций, гимназисты.
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.

    III семестр

    8 29.11– 04.12 Текущая секционная работа. Рефлексия после участия в конференциях.

    Круглые
    столы с приглашением участников жюри.

    1–7-е классы
    8–11-е классы

    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций, гимназисты.
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.
    22.11– 31.12 Работа над учебными исследованиями. Для начинающих работу учащихся:

    Проведение
    наблюдений, исследований.

    Руководители секций и гимназисты Руководители секций.
    9 29.11– 04.12 Общественная деятельность. Выпуск газеты и оформление странички на
    сайте гимназии по результатам конференций.
    Руководитель МАН и гимназисты Руководитель МАН

    IV семестр

    10 10.01– 26.02 Работа над учебными исследованиями. Для начинающих работу учащихся:

    Обработка
    материала, консультации с руководителями секций.

    Руководители секций и гимназисты Руководители секций.
    11 15.01– 26.02 Реализация внешних связей. – Выступление участников конференций:
    “Первые шаги” и “Шаг в будущее”, со своими
    работами, на элективных курсах, часах общения.


    Публикация лучших работ в республиканских и
    российских изданиях.

    Руководитель МАН, руководители секций,
    гимназисты
    Руководитель МАН, руководители секций.
    12 13.01 Текущая секционная работа. Проведение заседания с руководителями
    секций (знакомство гимназистов с работами
    мановцев – агитация и привлечение в МАН).
    Руководитель МАН, руководители секций,
    гимназисты
    Руководитель МАН, руководители секций.
    13 21.02– 26.02 Общественная деятельность. Оформление странички на сайте гимназии
    по результатам обмена опытом.
    Руководитель МАН и гимназисты Руководитель МАН

    V семестр

    14 28.02– 16.04 Работа над учебными исследованиями. Для начинающих работу учащихся

    Оформление
    работ.

    Руководители секций и гимназисты Руководители секций.
    15 Апрель. Реализация внешних связей. День открытых дверей. Выступление перед
    родителями.
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций, гимназисты
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.
    16 07.04 Текущая секционная работа. Проведение заседания с руководителями
    секций (подготовка к отчетной конференции МАН)
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций, гимназисты
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.
    17 11.04– 16.04 Отчетная деятельность МАН – Отчетной конференции МАН.


    Оформление странички на сайте гимназии по
    результатам конференции.

    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций, гимназисты
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.

    VI семестр

    18

    18.04– 20.05

    Текущая секционная работа. Корректировка плана работы на 2011– 2012
    год.
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций, гимназисты
    Куратор, руководитель МАН, руководители
    секций.


    План работы биологической секции МАН

    Исследовательской –
    экспериментальной работы на 2010 – 2011 учебный год

    Руководитель: Ревяко Галина
    Александровна.


    Мероприятия

    Результаты

    I– II семестр

    1. Самоопределение.

    Для начинающих работу учащихся

    2. Формирование групп.

    3. Выбор темы проекта, реферата.

    Составление списков.

    Для начинающих работу учащихся

    Выбор тем проектов.

    4. Теоретическая подготовка
    (постоянно).

    .

    5. Изучение методической и
    педагогической литературы.

    Накопление
    исследовательского материала.

    6. Проектирование учебно–
    исследовательской работы с обучающимися:

    Для
    начинающих работу учащихся

    а) выбор темы и программы,
    б) теоретическая подготовка,
    в) исследовательская работа,

    Для учащихся второго года обучения:

    а) оформление презентаций и пристендовой
    защиты;
    б) участие в гимназической, региональной,
    республиканской конференции: “Первые шаги” и
    “Шаг в будущее”. Участие в гимназической,
    региональной, республиканской экологической
    олимпиаде.

    Для начинающих работу учащихся

    Накопление
    исследовательского материала.

    Для учащихся второго года обучения:

    Готовый материал, в виде исследовательской
    работы, проект.

    III семестр

    1Адаптация в условиях ИОСО.

    Психологическая адаптация
    обучающихся

    2 Для начинающих работу учащихся

    Накопление материала “Близнецовый
    уникум”.

    Для учащихся второго года обучения

    Оформление проекта– рекламы
    “Бытовой мусор. Проблема его утилизации”

    Материал для курса биологии и
    элективных курсов.

    Материал для элективного курса по
    экологии.

    Для учащихся второго года
    обучения

    Оформление проекта “Кто Вы:
    жаворонок, сова или голубь?”

    Материал для лаборатории
    “Биологический практикум”.

    IV семестр

    1. Консультации. Оформление
    проектов

    Для учащихся второго года обучения:

    а) Выступление на элективных курсах, часах
    общения.

    б) Публикация работ в республиканских
    и российских изданиях.

    Для начинающих работу учащихся

    Создание банка данных дидактического
    материала.

    Для учащихся второго года обучения:

    Выступления на различных уровнях.

    V семестр

    .1 Мониторинг обучающихся.

    Анализ мониторинга
    успешности обучающихся, работающих в МАН.

    VI семестр

    Составление плана работы на
    2011– 2012 год.

    План.

    Индивидуальная программа

    Выполнения научно-исследовательского
    проекта


    Тема: Утилизация и переработка ТБО в
    г. Нерюнгри

    Исполнитель: Иванов Иван 11-й класс. Второй год
    работы над проектом.

    Сроки реализации: 2009 – 2011 год.

    Учащийся должен овладеть следующими
    умениями и навыками:

    • самостоятельно добывать и использовать знания;
    • отстаивать свою точку зрения;
    • приобрести коммуникативные навыки и умения;
    • ориентироваться в информационном пространстве.

    Учащийся должен приобрести
    специальные умения и навыки:

    • уметь анализировать собранный материал;
    • уметь самостоятельно составлять проекты по
      утилизации мусора
    • выступать с рекомендациями перед сверстниками.

    Шаги реализации проекта


    Содержание

    Сроки

    Виды деятельности

    1. Подготовка:

    Октябрь 2009– 2010

    А) определение темы и цели работы.

    консультация.

    2. Планирование.

    Ноябрь 2009– 2010

    консультация

    А) определение источников информации;
    Б) определение сбора и анализа
    информации;
    В) определение задач.
    3. Исследование.

    Ноябрь– декабрь 2009– 2010

    Индивидуальная работа
    учащегося, консультации

    Теоретическая работа.
    А) самостоятельный сбор информации по
    теме.
    Б) составление списка литературы.
    В) обсуждение теоретической части
    работы; методики выполнения эксперимента.

    Консультации.

    Практическое исследование.

    Сентябрь– январь 2009– 2011

    Консультации со
    специалистами, индивидуальная
    исследовательская работа, ведение дневника.

    А) проведение наблюдений
    Б) систематизация полученных данных.
    4. Результаты и выводы.

    Январь– май 2010– 2011

    Индивидуальная работа,
    самооценка, контроль и учет.

    А) анализ собранной информации.
    Б) оформление результатов и
    формулировка выводов.

    Участие в конкурсах

    5. Оформление результатов.

    Январь– октябрь 2010– 2011

    Самостоятельная работа
    учащегося.

    А) оформление проекта

    Готовый проект.

    Б) оформление приложения.

    Готовые приложения

    6. Оформление тезисов к проекту,
    презентаций.

    Готовая презентация.

    7. Реализация проекта.

    Октябрь– февраль 2010– 2011

    Защита проекта.

    А) Участие в гимназической,
    региональной, республиканской конференции:
    “Первые шаги” и “Шаг в будущее”. Участие в
    гимназической, региональной, республиканской
    экологической олимпиаде.

    Б) Выступление на
    элективных курсах, часах общения.

    В) Публикация работ в республиканских и
    российских изданиях.

    8. Рефлексия.

    Март– апрель.

    Материал для элективного
    курса по экологии.

    А) Участие в отчетной конференции
    МАН

    Защита портфолио по проекту.

    Как результат моей работы, предлагаю
    проектно-исследовательскую двухгодичную работу
    с Ивановым Иваном.

    “Утилизация и
    переработка ТБО в г. Нерюнгри”


    Выполнил: Иванов Иван 11 “А” класс

    Следующий: