Развитие исследовательских навыков учащихся средствами активных форм уроков географии

Одна из важных проблем, которую я решаю в своей
педагогической деятельности – пробудить у
школьника исследовательский интерес, открыть
ученику путь к самостоятельному познанию истины.
Воспитать детскую любознательность, которая
порождает у ученика желание самостоятельно
понять суть и причины возникновения природных,
экономических, социальных явлений – проблема,
требующая системного подхода в урочной и
внеклассной деятельности.

При планировании проведения уроков уделяю
серьезное внимание выбору и рациональному
использованию различных средств и форм обучения,
справочной и научной литературы, имеющейся в
кабинете географии, библиотеке. Возможности
использования компьютерной техники и
скоростного Интернета помогают в этом.
Подготавливаю учеников с помощью ИКТ к
самостоятельной подборке материала при
выполнении творческих заданий. Считаю, что
исследовательская работа школьников должна
носить учебный характер.

Особое внимание формированию
исследовательских навыков уделяю уже при
изучении школьниками начального курса
географии. Так, изучение темы “Породы, слагающие
земную кору” проходит в виде групповой работы
учащихся. Каждая группа выбирает
заинтересовавшую ее горную породу. Предлагаю
учащимся исследовать ее (рассмотреть, потрогать,
понюхать, ощутить вес). После этого каждый ученик
дает информацию о данной породе своей группы: ее
строение, твердость, плотность, свет, блеск. Затем
данные вносит в таблицу. Объяснение нового
материала и усвоение его учащимися – это только
начало изучения. Почти на каждом уроке мы имеем
дело с новой темой и практически не в силах
затронуть все пройденное ранее. Выбирая разные
приемы и методы при объяснении нового и
закреплении старого материала, предпочтение
отдаю методу составления и заполнению таблиц.
Таблица – не стандарт, ее можно изменить и
расширить по усмотрению учащихся. В конце
изучения темы ученики имеют ответы на вопросы,
подлежащие регулярному повторению.


Природная зона Климат Почвы Растительный мир Животный мир
Экваториальные леса Жаркий +400 обилие влаги Красно-желтые ферраллитные Фикусы, папоротники, пальмы,
лианы, бананы, эбеновое дерево и т.д.
Мартышка, бегемот, шимпанзе,
жираф, леопард, обезьяна, горилла, змеи, ящерицы,
птицы, грызуны, насекомые и т.д.

Качество знаний:


“5” “4”
“3”
“2”
9-а 15% 47% 30%
8%
9-б 17% 45% 38%
-
9-в 15% 50% 35%
-

Сравнительная характеристика результатов
итоговой аттестации за 3 года:


Предметы

2004-2005 гг.

2005-2006 гг.

2006-2007гг.

10 класс 9 класс 10 класс 9 класс 10 класс 9 класс
Уровень обучен. Кач-во зн. Уровень обучен. Кач-во зн. Уровень обучен. Кач-во зн. Уровень обучен. Кач-во зн. Уровень обучен. Кач-во зн. Уровень обучен. Кач-во зн.
География 100% 65% 100% 60% 100% 68% 100% 64% 100% 69% 100% 65%
экономика 100% 60% 100% 62% 100% 60% 100% 64% 100% 61% 100% 65%

Очевиден достаточный уровень и динамика
овладения учащимися географическими и
экономическими знаниями. Мониторинг качества
знаний учащихся в межаттестационный период
отражает эффективность методического
инструментария поп повышению и стабильности
качества (60-70%) и уровня обученности (100%).

Аналитический подход и системность в
преподавании географии способствует
формированию творчески одаренных личностей
учащихся: они побеждают в олимпиадах различного
уровня, поступают в высшие учебные заведения по
специальностям “География”, “Экономика”.
Этому помогает сотрудничество с преподавателями
высшей школы в рамках Шахтинского
университетского образовательного округа.
Учащиеся – лицеисты 10 класса нашей школы,
посещая промышленно-гуманитарный колледж,
заинтересованы в практико-ориентированных
знаниях. В целях реализации практической
направленности предмета веду элективные курсы
“Научно-техническая революция и экономика”.

Перспективу дальнейшей реализации
формирования исследовательского подхода и
исследовательской деятельности учащихся вижу в
активном участии в работе школьного НОУ (приложение), занятий в муниципальной и
областной школе “Эрудит”.



Умение классифицировать относится к главным
интеллектуальным умениям. Чтобы избежать в
старших классах затруднений формулировать
самостоятельно определения, видеть
соподчиненность понятий, работу провожу
фронтально со всеми учащимися. Задания типа:

Составьте классификационную схему, используя
понятия:

Австралия, Африка, Евразия,
Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Мадагаскар, материки, острова, Гренландия.

Ответ:

Классификация вносит определенную ясность в
познании исследуемых явлений и процессов.

Поиск средств развития личности учащихся
заставил меня обратиться к психологическому
аспекту, потребовал знаний психологических
механизмов и их применение в частности в
повышении мотивации освоения учебного
материала, отслеживании запросов и потребностей
школьников.

Особое значение в моей педагогической практике
приобретают уроки нетрадиционной формы.
Использую, в зависимости от планируемых целей,
интегрированные уроки-исследования. На таких
уроках учащиеся могут не только усваивать новые
знания, но и систематизировать, обобщать и
повторять ранее изученное. То же могу сказать об
уроках –путешествиях, -экспедициях. Распределяя
роли учащихся по географическим специальностям,
выделяя геоморфологов, климатологов, гидрологов,
обучаю ребят не только описанию компонентов
природы, но и даю первоначальные сведения по
профилизации.

Опыт проведения пресс-конференций развивает
способность исследовать и логически мыслить,
воспитывает чувство ответственности, формирует
умение выступать перед аудиторией, защищать свою
точку зрения, а также формирует представление о
профессиях, связанных с науками географического
цикла. Так, на обобщающем уроке по теме: “Южная
Америка” в 7 классе “экспедиция отечественных
специалистов” отправляется в Южную Америку с
целью изучения ее природы и характера влияния
природных условий на быт и хозяйственную
деятельность населения. Для подведения итогов
экспедиции эксперты и корреспонденты
географических изданий приглашаются в зал
географического общества, т.е. в школьный кабинет
географии. Вопросы и ответы учащихся показывают
способность логически мыслить, устанавливают
причинно-следственные связи. Обязательно
учитываю экологический и региональный аспект в
рассмотрении темы.

Обучение учащихся провожу на творческой основе
с использованием игры: “Счастливый случай” по
теме “Моря России”, “Что?, Где?, Когда?” с
использованием краеведческого материала,
уроки-конкурсы знатоков природных комплексов
развивают кругозор и познавательный интерес,
воспитывают любознательность.

Личностно-ориентированное обучение
способствует приобщению учащихся к
самостоятельной исследовательской
деятельности.

Область географических знаний комплексна. Она
интегрирует биологические, геологические,
экономические, социальные политические науки.
Так как в Учебном плане наблюдается тенденция с
2003 года к снижению количества часов на изучение
географии (в 7 классе 2 часа вместо3 в неделю), а
необходимо осуществлять еще и экологический,
исторический подход, также не менее 20% материала
практического содержания, то применяю
технологию блоковой подачи материала.

Модуль темы разбиваю на три части: 1-2 урока темы
– сжатые лекционные занятия, 2-3 урока –
уроки-практикумы, семинары и последний урок темы
– урок-обобщение или урок контроля знаний.

Уровень усвоения ЗУНов по предмету отслеживаю
средствами КИМов: использую тестовые работы по
всем темам 6-10 классов, систему творческих
заданий. Написание и защита рефератов – это
возможность осуществления исследовательского
подхода в изучении вопроса темы школьников.

Ключевую роль в мониторинге качества знаний
играет текущий, итоговый контроль. Учащиеся
ведут тетради для текущего и итогового контроля.
Это дает возможность не только проверить знания
теоретических понятий, но и степень владения
практическими умениями работы с картами
школьных атласов, контурными картами,
статистическими показателями. Задания и
упражнения для текущего, итогового контроля
используются учащимися для самоподготовки и
самообразования, для предварительной самооценки
своих знаний при подготовке к школьному экзамену
или экзамену по географии при поступлении в
высшее учебное заведение. Примеры заданий: тема
“Отрасли инфраструктуры” 9 класс.

Задание

1. Перечислите известные вам марки компьютеров,
мобильных телефонов и др. видов электронной
связи.

2. Оцените особенности и значение Интернета,
сотовой связи. Приведите примеры различных видов
коммуникационных связей.

Эффективность моей работы подтверждается
сравнительным анализом результатов
аттестационных работ, проведенных среди
учащихся 9-х классов в 2006-2007 учебном году.
Результаты аттестации (контрольная работа по
географии) учебник Ром В.Я., Дронов В.П. справились
с работой:


полностью частично не справились
9-а 20% 72% 8%
9-б 17% 83% нет
9-в 16% 84% нет




Следующий: