Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,58 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Мы живем в период модернизации российской
образовательной системы. Переход на новые
образовательные стандарты предъявляет
принципиально новые требования к
педагогическому сообществу и привносит в
образовательное пространство школы
инновационные подходы в обучении и воспитании
ребенка. На сегодняшний день социальным заказом
общества можно считать формирование творческой
личности с широким научным кругозором,
неординарным мышлением, умеющей ставить и решать
оригинальные задачи. Школа решает поставленные
перед ней задачи путем урочных и внеурочных форм
работы, где особое место отводится совместной
субъектно-ориентированной деятельности ученика
и учителя.

В негосударственной общеобразовательной школе
«Выбор» функционирует научное общество
учащихся «Парнас», которое руководствуется в
своей деятельности Положением о научном
обществе учащихся «Парнас» НОУ школы «Выбор»
(Приложение 1).

Научное общество учащихся «Парнас» в той или
иной степени определяет работу всех
методических объединений школы. Особо следует
отметить работу методического объединения
учителей естественно-математического цикла.

Прежде всего, педагоги естественно-научной
кафедры школы стремятся выявить детей,
заинтересованных в научно-познавательной
деятельности. С этой целью учителя МО опираются
на апробированные на практике методы:

  • выявление критериев, позволяющих судить о
    естественно-математическом складе ума у
    школьника;
  • анкетирование учащихся школы для определения
    личностных интересов каждого ученика;
  • сбор сведений у учителей-предметников и
    классных руководителей о наличии
    естественно-математических способностей
    школьников;
  • мониторинг мнения родителей о склонностях и
    сфере интересов их ребенка;
  • участие в интеллектуальных состязаниях и
    тестовых программах различного уровня,
    позволяющих определить способности ученика;
  • анализ соотношения результатов тестирования и
    успехов в реальной деятельности;
  • проведение внеурочных мероприятий, позволяющих
    ребенку проявить свои способности.

Работа методического объединения учителей
естественно-научного цикла с учениками школы в
рамках НОУ «Парнас» осуществляется по
нескольким направлениям:

В статье рассмотрено лишь одно из
направлений деятельности научного общества
учащихся — интеллектуальные состязания.

Для развития природных задатков детей и
поддержания их интереса к предметам
естественно-математического цикла педагоги
школы организуют еженедельные интеллектуальные
состязания. Система проведения интеллектуальных
игр спланирована таким образом, что в течение
месяца проходит полный круг предметов
естественно-научного цикла: математика, физика,
химия, биология, география.

В презентации к этой работе вы можете
ознакомиться с примером интеллектуальной игры
по географии.

В интеллектуальных состязаниях принимают
участие ученики 5 — 8 классов, самостоятельно
формирующие разновозрастные команды и
назначающие ведущего игры. Учителя подбирают для
состязаний нестандартные задания, вопросы или
проблемы, решить которые необходимо с
оптимальным эффектом. Время игры составляет один
академический час, во время которого главная
роль отводится ученику, что способствует
раскрытию творческого потенциала личности, а
также самореализации и самовыражению ребенка.

Важно, что интеллектуальные состязания
проводятся в игровой форме и несут в себе
следующие характеристики:

В ожидании следующей интеллектуальной игры
дети с нескрываемым задором обсуждают
услышанное и делятся впечатлениями от вопросов и
заданий состязания. Забавно слышать, как
участники научного общества «Парнас»
хвастаются друг перед другом, чьи родители
смогли ответить на заинтересовавшие их вопросы,
а чьи затруднились.

Успех педагогов заключается в том, что они
смогли вовлечь детей в активную внеурочную
работу в рамках деятельности научного общества,
число участников которого постоянно растет.

Таким образом, живой интерес к естественным
наукам позволяет заинтересованным и
мотивированным детям достичь отличных
результатов в обучении как на уроках, так и во
внеурочных мероприятиях (предметные олимпиады,
интеллектуальные, творческие и
проектно-исследовательские конкурсы). А победы
ученика — это победы учителя в частности и школы
в целом!

Следующий: