Развитие географических знаний о Земле

Цели урока:

познакомить учащихся с
изменениями представлений человека о Земле, с
научными и социально-экономическими
предпосылками географических открытий.

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий, глобус.
  • Начальный курс географии: учебник для 6-го
    класса общеобразовательных учреждений /
    Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – 2-е изд.,
    стереотип. – М.; Дрофа, 2003.

  • Ход урока

    I. Организация учащихся на урок.

    II. Проверка домашнего задания

    - Что изучает физическая география?

    - Что изучает экономическая география?

    - Какую роль играет география в жизни
    людей?

    III. Изучение нового материала

    Великие географические открытия не
    были случайными. Они состоялись потому что для
    этого созрели определенные предпосылки:

    1. Государственные
    2. Экономические
    3. Материальные
    4. Социальные

    А) География в далеком прошлом (рассказ
    учителя). Знания о природе всегда были необходимы
    человеку. Первобытные люди добывали себе пищу
    сбором плодов, съедобных корней, ловлей рыбы,
    охотой и хорошо знали природу близ жилья. Они
    старались запомнить местность, богатую пищей, и
    на коре деревьев старались изобразить путь к
    этой местности.

    Научившись делать гребневые и
    парусные суда люди отправлялись в плавания в
    даль берегов морей. Изобретение компаса
    способствовало дальним плаваньям в открытое
    море.

    7 тыс. лет назад люди пытались
    изобразить Землю на чертеже ( на 3х слонах –
    индейцы, перевернутая тарелка – вавилоняне, на
    ките – индейцы). Более 2тыс. лет назад некоторые
    ученые пришли к выводу, что Земля имеет
    шарообразную форму ( исчезающие за горизонтом
    корабли (2 рис)). Выпуклость горизонта при подъеме
    вверх Эратосфен впервые сумел определить
    размеры Земли. Он составил первую карту мира
    (см.атлас).

    Б) Открытие материков и океанов.

    * Карта Птолемея около 1700 лет назад,
    западные и восточные берега Евразии омывает один
    и тот же океан, а Индийский океан окружен сушей
    (см.атлас)

    * На глобусе XV в. Мартин Бехайм нет ни
    Южной, ни Северной Америки (рис.3). Эти материки
    стали известны позже.

    * Чтение открытий на стр.9 (сам-но) рис.5.

    В) Современные географические
    исследования.

    Не всегда люди м/т предсказать, как
    изменится природа в результате их воздействия на
    нее. Поэтому географы продолжают исследовать
    природу Земли.


    IV. Закрепление изученного материала
    (Заполнение таблицы по учебнику п.2)


    Век

    Великие путешественники

    Их открытия


    V. Домашнее задание п.2 зад. №4.

    Следующий: