Развитие досуговой культуры одаренных старшеклассников

Свободное время является одним из важных
средств формирования личности подростков, их
социокультурного становления. Использование
свободного времени учащимися старших классов
может рассматриваться как объективный
показатель социальной активности, уровня
культуры, духовных потребностей и интересов
конкретной личности или группы.

Являясь специфической сферой свободного
времени, досуговое пространство привлекает
старшеклассников своей
нерегламентированностью, демократичностью,
эмоциональной окрашенностью, возможностью
сочетать в нем созерцательную и игровую,
физическую и производственную, интеллектуальную
и творческую деятельность.

Таким образом, досуг функционирует как форма
деятельности, обеспечивающая отдых, органично
совмещенный с разносторонним физическим и
духовым развитием личности, сочетая в себе две
основные функции: рекреационную, позволяющую
восстанавливать интеллектуальный, культурный и
физический потенциал и развивающую,
направленную на совершенствование всей
совокупности духовных и физических качеств
личности, исходя из ее социокультурных
потребностей.

В настоящее время одним из актуальных
направлений в социологии, культурологии и
педагогике является изучение культуры досуга
как части культуры общества, а также
исследование проблем эффективного
использования социокультурного пространства
для развития досуговой культуры личности [1,3,4].

М.А.Ариарский определяет культуру досуга как
«интегральное качество личности, отражающее
потребность и умение конструктивно использовать
свое свободное время, которое реализуется в
активном отдыхе, удовлетворении и постоянном
возвышении духовных потребностей посредством
репродуктивной и творческой деятельности по
освоению культурного наследия человечества,
созданию культурных ценностей и развитию своих
сущностных сил» [2].

По мнению В.Я. Суртаева, культура досуга — это
«мера реализации социально-культурного
потенциала личности в условиях досуговой
деятельности, мера приобретенных ею навыков
регулирования досугового времени, готовность
личности к участию в социально значимых видах
досуговой деятельности, способствующих
самореализации творческого потенциала
личности» [5].

Следовательно, досуговую культуру личности
можно теоретически дефинировать как набор
ценностных ориентаций и норм поведения,
способствующих актуализации внутренних
творческих потенций личности в досуговом
пространстве.

Социологическую модель досуговой культуры
личности представляют такие социокультурные
характеристики как:

  • объем культурно-досуговой деятельности в
    структуре свободного времени;
  • диапазон включенных в досуг видов и форм
    деятельности;
  • социокультурная ориентация с учетом степени
    присутствия культурных ценностей;
  • степень досуговой активности личности.

Структура досуговой культуры личности
отражает взаимосвязь духовного наполнения
досуга и уровня владения умениями и навыками его
организации, проявляющиеся в умении:

  • рационально планировать и организовывать свой
    досуг;
  • использовать эстетический и оздоровительный
    потенциал природной среды;
  • осуществлять интеллектуально насыщенное
    общение в социуме;
  • эффективно использовать возможности
    индивидуального потребления ценностей культуры;
  • реализовывать свои способности и дарования в
    различных областях творчества (художественного,
    технического и прикладного).

Уровни досуговой культуры личности:

  • репродуктивный
  • — досуг строится на известных
    образцах;

  • поисковый —
  • личность вносит в досуг элементы
    индивидуализации его форм и содержания;

  • творческо-созидательный —
  • личность
    становится полноценным субъектом социума и его
    культуры.

Таким образом, развитие досуговой культуры
личности предусматривает поэтапный переход от
пассивных и ситуативных форм к активным и
стабильным формам организации досуговой
деятельности.



Формирование досуговой культуры одаренных
старшеклассников связано с особенностями их
социокультурного развития. Возраст ранней
юности — тот период, когда расширяются
хронологические границы жизненной перспективы,
появляется уверенность в своих силах. Ведущей
деятельностью становится
учебно-профессиональная. Появляется потребность
в труде, активизируются профессиональные
интересы, формируются элементы
исследовательских умений, способность строить
свои жизненные планы. Центральным компонентом
социальной ситуации является самоактуализация и
самоопределение.

Вместе с тем, отличительными особенностями
психосоциального развития интеллектуально
одаренных школьников являются:

  • лидерство
  • — интеллектуальное превосходство,
    гибкость и беглость рационально-логического
    мышления;

  • самостоятельность
  • — независимость суждений
    и действий, способность принимать важные решения
    и нести ответственность за свои поступки и их
    последствия, внутренняя уверенность в правоте
    своих действий;

  • перфекционизм
  • — стремление к совершенству в
    любом виде деятельности.

Кроме того, в результате многолетних
наблюдений автором были выявлены возможные
проблемы социокультурного развития одаренных
старшеклассников:

  • недостаточная креативность
  • — высокий
    уровень интеллектуальных способностей не всегда
    соответствует уровню развития способностей
    творческих, что приводит к трудностям в
    профессиональной ориентации и самореализации;

  • социальная дезадаптивность
  • — отсутствие
    социальной рефлексии (навыков конструктивного
    поведения в условиях школы и общего социума),
    инфантильность развития социального и
    эмоционального интеллекта;

  • эгоцентризм
  • — познавательный, моральный,
    коммуникативный;

  • несформированность навыков саморегуляции
  • -
    неумение преодолевать кризисные ситуации в
    условиях отсутствия обратной связи.

Исходя из особенностей
социально-психологического развития одаренных
старшеклассников, главной целью
педагогического взаимодействия в досуговой
сфере является социокультурное становление
личности, создание содержательных,
педагогических и организационно-методических
условий для развития мотивационных,
интеллектуальных и творческих возможностей и
способностей для самоактуализации в сфере
культуры и в социуме, в будущей учебной и
профессиональной деятельности.

Задачи:

  • развитие интеллектуального и творческого
    потенциала, способности к самостоятельной
    творческой деятельности;
  • содействие социальной адаптации, формирование
    социокультурной активности и мобильности;
  • формирование умения преодолевать кризисные
    ситуации.
  • Формы работы

    с одаренными старшеклассниками
    могут быть самыми разнообразными
    (индивидуальные, групповые, массовые).
    Планирование мероприятий должно проходить с
    учетом основных целей и задач работы с данной
    категорией учащихся (см. Приложение):

    • совершенствование интеллектуального
      потенциала (интеллектуальная игра, викторина,
      конкурс);
    • формирование культурных компетенций
      (творческая мастерская, театрализованная
      игровая программа, литературно-музыкальная
      композиция);
    • содействие социальной адаптации (встреча с
      интересными людьми, фестиваль, ассамблея);
    • развитие умения успешно действовать в
      нестандартных ситуациях (брэйн-ринг, КВН,
      тематический вечер и др.).

    Литература:

  • Акимова Л.А. Социология досуга. Учебное пособие.
    М.: МГУКИ. 2003г. ? 124с.
  • Ариарский М.А. Прикладная культурология. — СПб.,
    2001. — 248 с.
  • Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие.
    - М.: МПСИ, 2010 г. ? 200 с.
  • Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. — М.: МГУКИ,
    2002. — 184 с.
  • Суртаев В.Я. Ценностные ориентации молодежи в
    социокультурном пространстве. — СПб, 2010. — 352 с.



  • Следующий: