Развитие досугового пространства личности подростка с отклоняющимся поведением в образовательных учреждениях

Подростковый период – один из самых
благодатных для становления личности человека
для осознания своей жизни в целом, оценки
реального мира. В ранней юности естественным
является желание изменить мир. Отсутствие
жизненного опыта придает смелость в суждениях и
безоглядность в критике окружающей жизни.

Досуг (отдых) – это психофизическое состояние
человека, достигаемое в результате переключения
с одного вида занятий на другой. Право на отдых и
на образование гарантировано всем гражданам
Конституцией Российской Федерации. Досуг имеет
весьма благородные и социально значимые цели:
восстановление сил, развитие творческих
способностей в кружках и студиях, в занятиях
спортом, на вечерах отдыха, прогулках, просмотре
фильмов, чтении.

Задача педагога образовательного учреждения
состоит в том, чтобы научить подростка
рационально и с пользой проводить свой досуг,
привлечь подростков с отклоняющимся поведением
к организованной досуговой деятельности,
освободить их от влияния неформальных
объединений.

Педагогу образовательного учреждения
необходимо учитывать, что подростки с
отклоняющимся поведением требуют повышенного
внимания и заботы, особенно в нашем отдаленном
регионе, где большее время года холода. Именно в
нашем климатическом поясе подростки нуждаются в
организованном досуге. Только при
доброжелательном отношении и искреннем желании
можно добиться результатов в работе с
подростками с отклоняющимся поведением. Прежде
всего, их нельзя воспринимать как нарушителей, в
большей степени они лишь жертвы обстоятельств.
Педагогу необходимо придерживаться следующих
рекомендаций для проведения организованного
досуга с подростками с отклоняющимся поведением:

- принимать подростка с отклоняющимся
поведением таким, каков он есть;
- не раздражаться от незнания и
неразвитости, от ошибок в поведении, педагог
должен быть уверен, что подросток имеет право на
ошибку, на проступок;
- относиться к подростку с отклоняющимся
поведением так, как будто он уже стал таким, каким
педагог хотел бы его видеть;
- чтобы подросток с отклоняющимся поведением
поверил сказанному, надо организовать
воспитательную деятельность, создать такие
педагогические ситуации, включить подростка в
такие отношения, при которых он хоть на миг мог бы
стать таким, каким бы хотел быть (настойчивым,
умным, благородным), а затем испытать от этого
удовольствие, минуты счастья от себя хорошего,
желанного;
- не строить отношения в общении “сверху
вниз”, общаться с подростком как с взрослым, от
которого ждут уважения, взаимного доверия,
понимания;
- уметь радоваться, быть оптимистом, унылых людей
подростки с отклоняющимся поведением не любят [1]
.

Исследуя особенности подростков с
отклоняющимся поведением и изыскивая наиболее
действенные пути и средства их воспитания,
образовательные учреждения предоставляют
подросткам различные виды деятельности, тем
самым способствуют социализации подростков
через организованный досуг.

Досуговая деятельность позволяет подросткам с
отклоняющимся поведением восполнить недостаток
эмоциональной, психической, физической нагрузки,
снятия интеллектуального, социального
напряжения.

По оценке подростков с отклоняющимся
поведением, роль досуга в их жизни – ключевая.
Досуг является главным в сравнении с учебой для
75% опрошенных подростков с отклоняющимся
поведением.

На начало 2003 – 2004 учебного года охват детей и
подростков образовательными учреждениями г.
Норильска составил более 3000 человек, где
воспитанники особой социальной категории,
подростки с отклоняющимся поведением, составили
около 41% от их общего числа.

Самореализация подростков с отклоняющимся
поведением в образовательных учреждениях
происходит через комплекс основных видов
деятельности: познание, предметная деятельность,
эмоционально-ценностное общение и игра.
Подросток ощущает себя, свободным в выборе места,
времени и формы деятельности в интересном для
него объединении. Во-вторых, каждая программа
предполагает конструирование новых миров через
освоение подростком культуры, ее ценностей и
определения себя в культуре с соответствующим
мышлением и стилем поведения. В-третьих, знание
как феномен культуры, выступает не в готовом
виде, а в практической, познавательной,
исполнительской деятельности (репродуктивной),
творческой (креативной), эмоционально-ценностной
(коммуникативной). В-четвертых, в ходе
деятельности идет процесс освоения нравственных
ценностей.

Образовательные учреждения г. Норильска
занимаются с подростками по разнообразным
программам, классифицировать которые можно по
нескольким направлениям: эколого-биологическое
(507 подростков), туристско-краеведческое (206
подростков), художественно-эстетическое (882
подростка), патриотическое направление(420
подростков), спортивное (1018 подростков).
Реализация программ позволяет расширить круг
образовательных и специальных знаний, помогает
формированию научных интересов и
профессиональных склонностей.

Главной задачей образовательных учреждений г.
Норильска является создание условий для
приобретения разнообразного социального опыта.

К сожалению, программы образовательных
учреждений привлекают всего 1/6 подростков с
отклоняющимся поведением.

Результаты исследования: “Как подростки с
отклоняющимся поведением относятся к
образовательным учреждениям”:

Как часто вы посещаете образовательные
учреждения?

Несколько раз в неделю – 16 %;
Несколько раз в месяц – 20 %;
Несколько раз в год – 40 %;
Совсем не хожу – 24 %.

Факторы, влияющие на слабую посещаемость
образовательных учреждений:

Не хватает свободного времени – 22 %;
Низкое качество мероприятий – 18 %;
Не удовлетворены эстетическим видом и
оформлением учреждения – 24 %;
Не нравятся отношения между посетителями – 16 %;
Не интересно – 24 %;
Не хочется – 18 %.

Образовательные учреждения, безусловно, должны
учитывать потребности и запросы подростков с
отклоняющимся поведением.

Одним из самых эффективных педагогических
приемов является игра.

Педагог, недооценивающий роль игры в
воспитании ребенка и подростка, не сможет
добиться больших успехов в своем труде [3] .

Игра должна входит во все предлагаемые
образовательными учреждениями досуговые
мероприятия. Поэтому их необходимо
реализовывать в следующих игровых программах.

Деловая игра

Прежде всего, данный вид игры развивает у
подростка с отклоняющимся поведением навыки
логического мышления, делового поведения,
взаимоотношения в рабочем коллективе,
профессиональную этику, позволяет оценить
ситуацию, встать на иной путь, видя ошибки
предыдущего игрока, увидеть проблему более
глобально.

Игры – тесты

Эти игры развивают у подростка с отклоняющимся
поведением самопознание, самоанализ, самооценку
себя как личности, как партнера, как члена
общества.

Игровые творческие вечера

В них подросток с отклоняющимся поведением
может реализоваться во многих качествах: в
качестве актера, певца, сценариста, режиссера,
звукооператора, художника и т.д. Так же
утвердиться в коллективе. Особой популярностью у
подростков с отклоняющимся поведением
пользуются карнавалы, КВНы.



Игры психосаморегуляции состояния

Игры психосаморегуляции состояния помогаю в
развитии воображения, познании внутреннего Я,
сформировать эмоциональные границы своих
действий.

Оздоровительные игры

В этих играх подросток с отклоняющимся
поведением может показать свои возможности,
улучшить свое физическое, психологическое, а в
некоторых случаях и психическое состояние, завоевать
уважение среди своих сверстников. А самое
главное – пропаганда здорового образа жизни. В
более теплых регионах нашей страны подростки с
отклоняющимся поведением могут занять свое
свободное время игрой в футбол, хоккей или просто
провести время на свежем воздухе, а в наших
климатических условиях, единственное, что
остается подросткам – это время провождения в
подъездах. Из этого следует, что в нашем городе
очень большой процент физически не развитых
подростков.

Ролевые игры

Данный вид игры дает возможность встать на
позиции всех участников игры, произвести акт
социальной адаптации, учиться самостоятельному
выбору, из массы вариантов, приобрести
положительный опыт в методике исправления
допущенных ошибок, развивать коммуникативную
компетенцию.

Интеллектуальная игра

Эти игры развивают у подростков с
отклоняющимся поведением: развитие умственных
способностей, развитие речи, познавательную
деятельность, помощь в общении, возможность
самоутвердиться, прививают любовь к чтению, а так
же “чувство команды”.

Один из важных видов – это художественные
игры
. Данный вид деятельности развивает у
подростков с отклоняющимся поведением развитие
художественно-творческих способностей, привитие
навыков ручного труда с учётом эстетических
особенностей различных направлений творчества,
допрофессиональная подготовка и
профессиональная ориентация подростков.

Военные игры – дают подростку
возможность логически мыслить, учиться
взаимовыручке, дружбе, честности,
справедливости, достоинству, доблести. Учиться
побеждать, а иногда и проигрывать.

Активизация резервных возможностей

Это очень важное направление в играх. Эти игры
учат подростков в экстремальных ситуациях
быстро находить правильные решения, без паники
стараться их выполнять. Это учит подростков
организованности, собранности и воли к победе.

Благодаря применению данных видов игр в
личности подростков с отклоняющимся поведением
происходят позитивные изменения. У них
появляются новые интересы, которые влияют на
изменение мировоззрения, появляется стремление
к самосовершенствованию. Добиваясь определенных
признаний, в той или иной деятельности, подростки
увлекаются и стараются добиться большего
результата. Большое количество подростков с
отклоняющимся поведением продолжают обучение в
различных образовательных учреждениях (ПТУ,
техникумах, ВУЗах) по выбранным направлениям для
дальнейшей работы по этому профилю.

Большое распространение получили
разнообразные формы беседно-дискуссионной
деятельности. Это связано, прежде всего, с тем,
что школа все больше внимания уделяет учебному
процессу, а такие формы общения являются
второстепенными. А подростки стремятся к
общению.

Работа педагога с подростками с отклоняющимся
поведением в форме бесед, обсуждений, диспутов и
дискуссий является одним из средств, перехода
знаний в убеждение. В социально-педагогическом
плане очень важно, что процесс бесед, обсуждений
и диспутов осуществляется своего рода
нравственное взаимопросвещение.

Основным содержанием повседневных контактов
работы педагога с подростками является разбор
конкретных жизненных ситуаций, а такие беседы
всегда отличаются эмоциональной насыщенностью и
в области нравственного воспитания могут дать
положительные результаты. Каждая такая встреча
помогает ближе узнать внутренний мир подростков,
их отношение к реальной действительности и пр.
Такие контакты позволяют подросткам раскрыть
себя.

Культурно-досуговая деятельность существенно
обогащается фольклорными играми. Среди них
наиболее популярны женские конкурсы кулинаров,
молодых хозяек, песенные и профессиональные
конкурсы, мужские состязания в силе, ловкости и
сноровке.

Методика групповых форм культурно-досуговой
деятельности характеризуется, прежде всего,
особой непринужденностью атмосферы общения друг
с другом, а это залог эффективности культурно-досуговой
программы.

При составлении плана работы необходимо
предусмотреть и такие вопросы, как подготовка
помещения и интерьера по тематике проводимой
программы, музыкальное и световое оформление,
транспортное обслуживание, питание.

Организованный досуг только тогда привлекает
внимание подростков с отклоняющимся поведением,
когда вызывает у них стремление присутствовать
на программах, когда он интересен, увлекателен.
Каждое образовательное учреждение призвано
стать для подростков с отклоняющимся поведением,
любимым местом отдыха, встреч с друзьями,
разумного проведения досуга. Только при наличии
у подростков устойчивого интереса к
организованному досугу проблема аудитории в
образовательных учреждениях будет решена.

Для этого работникам образовательных
учреждений необходимо всесторонне изучать и
знать особенности, нужды и запросы подростков с
отклоняющимся поведением. Это означает наличие в
образовательных учреждениях специально
подготовленных, знающих и любящих свое дело
профессионалов, умелых организаторов,
понимающих необходимость опоры на актив,
использования инициативы и самодеятельности,
способных на деле создать условия для развития
активности подростков с отклоняющимся
поведением.

Работа с подростками с отклоняющимся
поведением очень ответственная задача,
требующая для своего выполнения
дифференцированной, глубоко продуманной, высоко
профессиональной и интересной работы.

Обобщая, следует отметить, что работа
образовательных учреждений должна быть
направлена на:

- удовлетворение потребностей всех подростков
с отклоняющимся поведением вне зависимости от
уровня их подготовленности к активным досуговым
занятиям;
- предоставление набора занятий, обеспечивающего
каждому из посетителей учреждения полную
возможность реализации досуговой активности;
- обеспечение поступательного процесса
включения подростков с отклоняющимся поведением
в сферу досуга, воспитания культуры
рационального использования свободного времени;
- активизацию деятельности всех учреждений
общественного обслуживания путем разработки
высококачественных, современных досуговых
программ, пользующихся спросом у подростков с
отклоняющимся поведением [2] .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Нравственное воспитание: поиск новых
подходов. – М., 1989, с. 10.
2. Социальная защита молодежи: вопросы теории и
практики. М., 1994, с. 3.
3. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961,
с. 99.




Следующий: