Развернутый конспект урока «Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний по теме: Гидросфера» в 6-м классе


Цели урока.

Обучающие:

  1. Проконтролировать степень усвоения основных
    знаний по теме «Гидросфера», изученных на
    предыдущих уроках.
  2. Закрепить знания по теме «Мировой океан и его
    части», «Воды суши», знания карты.

Развивающие:

  1. Активизировать процесс мышления у учащихся.
  2. Развивать умение детей осмысленно воспринимать
    знания, толковать факты, давать им оценку, делать
    выводы, быстро и правильно формулировать ответы.
  3. Формировать общественные (сотрудничество и
    соревнование) и индивидуальные
    (заинтересованность, вера в собственные
    возможности) мотивы.
  4. Научить учащихся анализировать цели, процессы и
    результаты своей деятельности.
  5. Побуждать к постоянному желанию оценки своих
    действий.
  6. Развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные:

  1. Формировать у учащихся географическую
    культуру.
  2. Содействовать формированию мировоззренческих
    понятий: целостность водной оболочки Земли,
    влияние внутренних вод на жизнь человека.
  3. Воспитывать экологическое сознание.
  4. Содействовать формированию в представлении
    учащихся целостной картины мира.
  5. Осуществлять нравственное воспитание,
    коммуникабельность, творчество, эстетические
    нормы поведения.

Оборудование.


1) Физическая карта полушарий.
2) Атлас для 6 класса.
3) Контуры географических объектов на карточках
– заданиях и на пленке для кодоскопа.
4) Тексты литературных произведений.
5) Магнитофонная запись.
6) Памятка для дискуссии (5 шт.) для каждой группы, с
критериями оценки за участие в дискуссии.
7) Учетный бланк для каждой команды (оценочные
листы).

Фамилия, имя№ задания, оценочный балл1Общее число балловИтоговый (средний) балл
12345
Общее число баллов

Средний
балл группы

8) карта воображаемого путешествия.
9) тест на пленке для кодоскопа.
10) ответы теста (таблица).
11) у каждого ученика листок с ручкой.

Критерии оценки на разных этапах игры.

Задание №1:

(отгадывание географических объектов по
контурам – всего 5 объектов) за каждый объект
ученик получает 1 балл, всего 5 баллов.

Задание №2:

а) за определение понятия – макс. 3 балла
б) за распределение географических объектов –
макс. 2 балла

Задание №3:

Тест.

За каждый правильный ответ 1 балл (всего 5
вопросов – 5 баллов).

Задание №4:

Дискуссия о значении внутренних вод –
самооценка.

1 балл – я знал вопрос, но не выступил.

2 балла – я участвовал в сборе информации и
анализе.

3 балла – я знал ответ и поделился информацией с
другими.

4 балла – я внес и сумел доказать свое
конструктивное предложение.

Задание №5:

Самооценка за ответы на вопросы (критерии, как и
в 4 задаче).

Задание №6 (дополнительное):

За правильный ответ участник игры получает 3
балла.

Чтобы получить в журнал оценку:

«5» — нужно набрать не менее 21 балла

«4» — не менее 18 баллов.

«3» — не менее 13 баллов.

Подготовительный этап.

1) Класс разбивается на 5 групп, при формировании
групп учитываются взаимоотношения учащихся, их
совместимость, уровень знаний, организаторские
способности капитанов команд.

2) Учитель сам назначает капитанов команд (в
данном случае главных юнг).

3) Учитель заранее консультирует главных членов
команд, дав им опережающее задание и
определенный «Инструктаж» по ведению игры и
оцениванию ответов игроков.

Ход урока.

1 этап:

Оргмомент. Подготовка к основному
этапу урока.

Учитель:

Ребята, многие из вас любят
путешествовать. Но какое же путешествие может
быть в середине года? И вот вспомнила я слова
поэта Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц
увидела карту несостоявшегося плавания одного
путешественника, который спланировал данный
маршрут в поисках клада. Этот клад спрятан на
одном из островов в океане. И его сможет отыскать
только тот, кто отличается любознательностью,
отважностью, кто хорошо знает океаны, моря,
течения и реки. Учитывая то, что в вашем классе
много любознательных и отважных ребят и что вы
только изучили гидросферу, я решила пригласить
вас на поиски клада. Капитаном корабля буду я, а
вы будете юнгами. На палубе нашего корабля 5 кают.
Я назначила в каждой каюте старшего юнгу. В его
обязанности входит: следить за выполнением
задания и заполнять оценочные листы (учитель
знакомит с критериями оценки). А теперь, юные
искатели приключений, в путь!



2 этап: Обобщение, систематизация,
коррекция и контроль знаний.

Учитель (обращая внимание на карту
путешествия): Пока я вам все объясняю, наш корабль
отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывем
через пролив Названий, но здесь очень сильное
течение, корабль раскачивает из стороны в
сторону, и… карта нашего плавания падает со
стола! От падения все названия на карте
перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги,
выручайте!

Задание 1

Каждый член команды получает карточки –
задания, в которых указаны контуры
географических объектов. Необходимо по контуру
узнать, какой географический объект изображен на
контуре.

I группа

1. Черное море

2. п-ов Камчатка

3. о. Мадагаскар

4. зал. Мексиканский

5. Гибралтарский прол.

II группа

1. Средиземное море

2. Скандинавский п-ов

3. р. Амазонка

4. Гвинейский зал.

5. Берингов прол.

III группа

1. Красное море

2. п-ов Индостан

3. о. Сахалин

4. Бенгальский зал.

5. Магелланов прол.

IV группа

1. оз. Байкал

2. Аравийский п-ов

3. о. Новая Гвинея

4. Гудзонов зал.

5. прол. Дрейка

V группа

1. Балтийское море

2. Пиренейский п-ов

3. о. Гренландия

4. Бискайский зал.

5. Каспийское море

Ребята записывают ответы на листок (за каждый
правильно угаданный объект 1 балл, всего 5 баллов).

Для проверки этого задания на кодоскопе
высвечиваются контуры заданных объектов с
ответами.

Каждый сам оценивает правильность выполнения
задания, а старший юнга заполняет оценочные
листы.

(время выполнения задания 5 мин.)

Задание 2

Учитель

: Карта восстановлена, и мы можем
плыть дальше. Но на корабле опять возникла
проблема: кончились запасы пресной воды.
Придется причалить к берегу, который называется
Почтовый. У местных жителей накопилось много
корреспонденции, и они согласны пополнить наши
запасы пресной воды, если мы поможем им разобрать
почту. Итак, юнги, за работу!

Каждая команда получает по два «почтовых
ящика» — конверта. Первый – с названием «Воды
суши», второй – с названием «Мировой океан» и
комплект карточек: зеленых, где написаны понятия,
и синих с названиями географических объектов.
Каждый ученик поучает по одной зеленой и по одной
синей карточке.

Задание: правильно адресовать карточку, дать
определение понятия (за определение понятий
макс. 3 балла, за распределение географических
объектов макс. 5 баллов). Сильные учащиеся могут
ответить первыми, а у слабых есть время подумать.
(дифференцированный подход.)

(Время выполнения задания – 4 минуты)


I группа

Понятия:

1. устье

2. река

3. полуостров

4. ледник

5. материк

Объекты:

1. Средиземное

2. Гавайские

3. Гольфстрим

4. Енисей

5. Ладожское

II группа

Понятия:

1. грунтовые воды

2. остров

3. исток

4. цунами

5. канал

Объекты:

1. Миссисипи

2. Огненная земля

3. Ниагарский

4. Обь

5. Онежское

III группа

Понятия:

1. Бассейн реки

2. Залив

3. Внутреннее море

4. Дельта

5. Теплое течение

Объекты:

1. Суэцкий

2. Скандинавский

3. Нил

4. Амазонка

5. Виктория

IV группа

Понятия:

1. Водораздел



2. Порог

3. Архипелаг

4. Болото

5. Пруд

Объекты:

1. Каспийское

2. Мадагаскар

3. Конго

4. Индостан

5. Аравийское

V группа

Понятия:

1. озеро

2. пролив

3. окраинное море

4. Полуостров

5. холодное течение

Объекты:

1. Мексиканский

2. Лабрадорское

3. Марианская

4. Нил

5. Охотское

По итогам выполнения задания проводится
взаимоконтроль учащихся.

Задание 3

Учитель:

Мы продолжаем путешествие и нам
предстоит обогнуть полуостров знаний. Чтобы
правильно сманеврировать, я должна быть уверена
в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю
вам пройти квалификационный тест.

Вопросы теста на пленке кодоскопа. Всего в
тесте 5 вопросов, за каждый правильный ответ
ученик получает 1 балл (максимум 5 баллов). В тесте
вопросы 2-го и 3-го уровня сложности.

Правильные ответы высвечиваются на экране.
Учащиеся сами проверяют правильность написания
тестов, а старший юнга выставляет оценки.

Квалификационный тест юного моряка.

1) Главная причина возникновения поверхностных
течений в Мировом океане.

а) приливы и отливы
б) постоянные ветры
в) рельеф морского дня

2) Если река имеет снеговое питание, то
половодье наступает:

а) весной
б) летом
в) осенью

3) Какая часть мирового океана имеет большую
соленость?

а) Аравийское море
б) Балтийское море



4) Более низкую температуру поверхностных вод
имеет залив:

а) Мексиканский
б) Гудзонов
в) Бискайский

5) Какие виды вод суши не встречаются в вашей
местности:

а) реки
б) ледники
в) озера
г) болота

Вопрос12345
Ответбаабб

Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои
ответы с данными таблицы ключа). Время выполнения
6 минут.

Задание 4

Учитель: Экипаж, внимание! Плановая
остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в
плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На
ней написано, что нас отпустят только при
условии, если мы поможем им разрешить спор:
«Внутренние воды» – это благо или беда? Для
нашего спасения придется потрудиться и помочь
пиратам.

Для рассмотрения вопроса о значении внутренних
вод учитель организует дискуссию. Для этого
знакомит учащихся с памяткой: «Как вести
дискуссию»:

- В споре не допускай тона превосходства, уважай
мнение товарищей.

- Вступая в дискуссию, представляй предмет
спора.

- Не повторяй то, что уже было сказано.

- Внимательно слушай товарищей, имеющих
противоположные точки зрения, найди в них
сильные и слабые стороны.

- Опровергни их доводы.

(один из учеников читает памятку вслух, у каждой
команды есть своя памятка)

Какое значение имеют «Внутренние воды» в жизни
человека?

Три группы выделяют положительную роль
внутренних вод в жизни и хозяйственной
деятельности человека, а две группы –
отрицательную.

Итоги дискуссии.

Учитель обращается к школьникам, рассмотревшим


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: