Разрезы. Графические обозначения материалов и правила их нанесения на чертежах

Цели урока: Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и положений по теме предыдущего урока «Виды». Познакомить учащихся с определением понятия «Разрез», с необходимостью использования разреза; с классификацией разрезов; познакомить с графическим обозначением материалов в сечениях; получить навыки выполнения простых разрезов.

Развивать самостоятельность при выполнении практического задания.

Методические приёмы: диалогический.

Средства наглядности: плакаты, макеты деталей в разрезе.

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний и способов действия (10 минут).

Проверка домашнего задания.

Учащиеся сдают тетради с выполненным дома заданием на построение третьего вида по двум заданным (проверенные тетради выдаю в конце второго урока, оценки выставляю в журнал).

Называю тему урока, но прежде чем перейти к объяснению материала, провожу опрос на знание основных вопросов темы предыдущего урока «Виды».

  1. Что называется видом?
  2. Какие виды являются основными и сколько их?
  3. Какое минимальное количество основных видов может использоваться?
  4. Как располагаются на чертеже основные виды относительно главного?
  5. Почему вид спереди называют главным?
  6. Что называется местным видом и дополнительным видом?
  7. В чём различаются местный вид и дополнительный?
  8. Как на чертеже отмечают местный и дополнительный вид?
  9. Что называется выносным элементом?
  10. Когда используется выносной элемент?

Ответы учащихся должны сопровождаться показом на плакатах.

П. Формирование новых понятий и способов действий (35 минут).

Ещё раз напоминаю тему урока. В форме диалога начинаю объяснять материал.

Чертёж изделия должен давать представление о его внешней форме и внутреннем устройстве. Внутреннюю форму изделия можно показать на виде штриховыми линиями. Однако при сложном внутреннем строении изделия число штриховых линий велико, они перекрывают друг друга, затемняют чертёж и затрудняют его чтение. Поэтому введён другой, более удобный способ изображения невидимых частей, заключающийся в применении разрезов. Сущность этого способа состоит в том, что изображаемый предмет мысленно рассекают одной или несколькими плоскостями; часть предмета, ближайшую к наблюдателю, условно отбрасывают, а оставшуюся часть проецируют на соответствующую плоскость проекций.

Разрезом называется изображение предмета, мысленно рассечённого одной или несколькими плоскостями. На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости и что расположено за ней. Мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечёт за собой изменения других изображений того же предмета. Внутренние формы предмета на разрезе изображают сплошными основными линиями. Рассечённый материал выделяется на чертеже штриховкой.



В зависимости от положения секущих плоскостей относительно плоскостей проекций разрезы подразделяют на:

  1. горизонтальные;
  2. вертикальные;
  3. наклонные.

Вертикальный разрез в свою очередь бывает:

  1. фронтальным;
  2. профильным.

В зависимости от положения секущих плоскостей относительно самой детали разрезы подразделяют на:

  1. продольные;
  2. поперечные.

В зависимости от количества секущих плоскостей разрезы бывают:

  1. простые;
  2. сложные.

Сложные разрезы бывают:

  1. ступенчатыми;
  2. ломаными.

Кроме рассмотренных разрезов различают ещё местные.

Местным называется разрез, служащий для выявления устройства лишь в отдельном ограниченном месте. Местный разрез выделяют на виде сплошной волнистой линией.

Положение секущих плоскостей указывают на чертеже линией сечения. Для обозначения линии сечения применяют разомкнутую линию (материал урока № 2).

Начальный и конечный штрихи не должны пересекать контура изображения или каких-либо других линий чертежа. На начальном и конечном штрихах ставят стрелки, указывающие направления взгляда. С внешней стороны стрелок ставится прописная буква русского алфавита.

Разрез должен быть отмечен надписью типа А — А (две буквы через тире). Буквенное изображение располагают над соответствующим изображением.

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета в целом, то для горизонтальных, фронтальных и профильных разрезов не отмечают положение секущих плоскостей и разрез надписью не сопровождают.

Объяснение материала демонстрирую с помощью плакатов и макетов деталей в разрезе. С помощью плаката демонстрирую графическое обозначение сечений различных материалов и объясняю правила их нанесения на чертежах.

III. Формирование умений и навыков (32 минуты).

После объяснения нового материала задаю учащимся следующее задание:

Выполнить вертикально-продольный разрез детали (учебник § 39 стр. 97 рис. 162 в, г, д, е).

Задания выдаю по вариантам по рядам.

Пока учащиеся самостоятельно выполняют задание, я проверяю сданные работы и выставляю оценки в журнал за предыдущее занятие.

За 8 минут до окончания урока начинаю проверять выполнение задания, вызывая по списку, и выставляю оценки в журнал.

IV. Домашнее задание (3 минуты):

§37-§42, §44.




Следующий: