Разработка урока здоровья в 4-м классе по программе Полезные привычки


В программе «Полезные привычки» (1 – 4 класс) для
каждой возрастной ступени разработаны восемь
уроков, разделенные на четыре блока по два урока
в каждом. Первые три блока (или шесть уроков)
посвящены развитию личностной и социальной
компетентности детей, а последние два — доступной
ученикам начальной школы по возрасту информации
о табаке и алкоголе.
Моя программа модифицирована, адаптирована к
уровню развития учащихся класса, используется
дополнительный материал, ведется отбор
содержания, средств ИКТ.

Задачи:

  • Предоставить детям объективную,
    соответствующую возрасту информацию о табаке и
    алкоголе, ПАВ.
  • Научить детей лучше понимать самих себя и
    критически относиться к собственному поведению;
    способствовать стремлению детей понять
    окружающих и анализировать свои отношения с
    ними.
  • Научить детей эффективно общаться.
  • Научить детей делать здоровый выбор и принимать
    ответственные решения.
  • Помочь школе и родителям в предупреждении
    приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.

Формы работы применяются
разнообразные: урок-практикум, урок-праздник,
урок-конкурс, интегрированный урок и др.
Использую в основном игровой метод.

При разработке уроков применяю следующие технологии:

  • «Самосовершенствование личности» – «Начала
    этики». Селевко Г.К
  • «Все цвета, кроме чёрного». Безруких М.М.
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технология сказкотератии
  • межпредметные связи.

Форма занятий – факультативная.

Разработка вводного урока здоровья
в 4 классе по программе «Полезные привычки»

Тема урока: «Дружба» (6
часов).

Цель: развитие нравственных
качеств личности.

Задачи:

  • развивать и углублять представление о понятии
    «дружба»,
  • формировать умение определять, какого человека
    можно назвать другом,
  • познакомить с понятием «критика» и её видами.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь на печатной основе для 4 класса
    «Полезные привычки»,
  • дидактический материал «Портрет моего друга». (Приложение 2),
  • презентация (Приложение 1),
  • чистый лист бумаги, фломастер,
  • магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Вводная часть:

Звучит песня «Верный друг».

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на
уроке? (О дружбе)

2. Объявление темы урока. (Приложение
1
, слайд 1)

– Как вы думаете, что такое дружба? (Ответы
детей)

3. Знакомство с новым понятием.

Дружба – это когда люди хотят
быть вместе, когда они интересуют друг друга,
доверяют друг другу. (Приложение
1
, слайд 2)

– Подберите однокоренные слова к слову дружба.
(Дружба, друг, друзья, подруга)

5. – Выберите из данных слов 3 самых важных для
тебя, которые входят в понятие «дружба».
Поясните свой выбор. (Приложение
1
, слайд 3)

Общие интересы, споры, доверие, помощь, любовь,
обожание, конфликты, понимание, защита. (Приложение 1, слайд 4)

– Давайте посмотрим, как объясняется слово «дружба»
в толковом словаре.

Дружба, близкие отношения,
основанные на доверии, привязанности, общности
интересов.

6. Прочитайте народные пословицы о дружбе. (Приложение 1, слайд 5)

Проверяется домашнее задание.

– Прочитайте свои пословицы.
– Кого можно назвать другом?

7. Дети читают обобщение. (Приложение
2
).

  1. Друг тот, кто поможет тебе в трудную минуту,
    поддержит тебя словом и делом.
  2. Друг верный: никогда не подведёт, не выдаст, не
    обманет.
  3. Друг добрый: говорит правду о твоих недостатках,
    но не сердится, а прощает.
  4. Хочешь иметь такого друга – будь сам таким!

8. – Давайте приведем примеры
дружбы из литературных произведений (
Приложение 1, слайд 6)

Малыш и Карлсон

– Из какого произведения эти герои?
– Кто автор?
– Что их объединяло?
– Выбери слова из словаря. Рабочая тетрадь, стр.12.
– Докажи свой выбор.

9. Дружба зависит от наших качеств и качеств
наших друзей.(Приложение 1,
слайд 7)

– Согласны ли вы с этим высказываньем?
Докажите.
– Недаром в народе говорят: «Скажи, кто твой друг,
и я скажу, кто ты».
– Как вы думаете, с какими людьми дружит Фея, а
с какими Колдунья?



Выберите соответствующие характеристики (Приложение 2).

Жизнерадостный, драчливый, жадный, здоровый,
трудолюбивый, добрый, чумазый, ленивый, честный,
плаксивый, искренний, скромный, экономный,
общительный, задиристый, хитрый, хвастливый,
глуповатый, вежливый, гостеприимный, льстивый,
мелочный, трусливый, жестокий, коварный,
мстительный, щедрый, аккуратный, терпеливый.

10. Релаксация.

Игра «Я уважаю тебя за то, что…»

Дети встают парами лицом друг к другу, смотрят в
глаза. Один спрашивает: « За что ты меня
уважаешь?», другой отвечает: «Я уважаю тебя за
то, что…».

11. Дружбу можно создавать, укреплять, а
можно и разрушить. (Приложение 1,
слайд 8)

Ц

1. У Маши и Ани собаки разных пород. И вот девочки
спорят.
– Моя собака лучше! – говорит Маша.
– Нет, моя лучше! – возражает Аня.

Вопрос:

– Что вы посоветуете Маше и Ане?

2. Федор часто говорит про своего одноклассника
Гену: «Генка слабак и соображает плохо… А я
самбо занимаюсь и еще могу Генку в шахматы
обыграть».

Вопрос:

– Что вы посоветуете Феде, Гене?

«Дружба – это бескорыстная стойкая
приязнь», говорится в толковом
словаре В.И. Даля. (Приложение 1,
слайд 10).

12. Чтение рассказа В.А.Осеевой «Просто
так» (Приложение 1,
слайд 11)

Костя сделал скворечник и позвал Вову:
– Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Вова присел на корточки.
– Ой, какой! Совсем настоящий! С
крылечком! Знаешь что, Костя, – робко сказал он, –
сделай и мне такой! А я тебе за это планер сделаю.
– Ладно, – согласился Костя. – Только давай не за
то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь
планер, а я тебе скворечник.
– Что такое бескорыстная дружба?
– Можно ли назвать дружбу ребят бескорыстной?

13. Знакомство с новым понятием – «критика».

Что значит критиковать? (Обсуждать)

Конструктивная, или созидающая критика
это когда разные качества обсуждаются для того,
чтобы похвалить за достоинства и предложить
способы устранения недостатков. (Приложение
1
, слайд 12)

Критиканство, или разрушающая критика
– это способность во всем находить только
недостатки. (Приложение 1,
слайд 13)

14. Чтение рассказа В.А.Осеевой «Вырванный
лист» (Приложение 1,
слайд 14)

У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист.
– Кто бы это мог сделать? – спросил Дима.
Все ребята молчали.
– Я думаю, что он сам выпал, – сказал Костя. – А
может быть, тебе в магазине такую тетрадку
дали…Или дома твоя сестрёнка вырвала этот лист.
Мало ли что бывает…Правда, ребята?
Ребята молча пожимали плечами.
– А ещё, может, ты сам где-нибудь зацепился… крах!
– и готово! Правда, ребята!
Костя обращался то к одному, то к другому,
торопливо объясняя.
– Кошка тоже могла вырвать этот лист… ещё как!
Особенно котёночек какой-нибудь…
Уши у Кости покраснели, он всё говорил, говорил
что-то и никак не мог остановиться.
Ребята молчали, а Дима хмурился. Потом он хлопнул
Костю по плечу и сказал:
– Хватит тебе!
Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:
– Я отдам тебе тетрадь… У меня есть целая!

15. Вопросы:

– Есть ли в рассказе критика?
– Кого критикуют?
– За что?
– Как ведут себя ребята? Дима?
– Как такое поведение ребят повлияло на Костю?
– Какая критика здесь просматривается? (Конструктивная)
– Почему? Докажи.

16. Обращение вновь к ситуации про Федю и Гену. (Приложение 1, слайд 15)

– Какую критику мы наблюдаем? (Разрушающую)
– Дополни диалог детей, чтобы критика была
конструктивная.

17. Итог урока

– Так что же такое настоящая дружба?
– Настоящая дружба – когда уважают права друга и
критикуют конструктивно. (Приложение
1
, слайд 16)

18. Игра «Добрые ладошки»

Дети обводят свои ладошки на листке бумаги,
подписывают своё имя и передают по кругу. Каждый
пишет добрые слова обладателю ладошки.

19. В заключение урока все вместе хором дети
читают стих «Пожелание друзьям». (Приложение 2)

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

С.Я. Маршак




Следующий: