Разработка урока-викторины

Тема урока: Повторительно-обобщающий
урок по разделам: «Глина, Технология обработки
древесины, Технология обработки плечевого
изделия».

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания
    по разделам: «Глина», «Технология обработки
    древесины», «Технология обработки плечевого
    изделия».
  • Способствовать формированию и развитию
    познавательного интереса учащихся к предмету.
  • Воспитывать уверенность в себе, умение работать
    в группе.
  • Развитие речи, умения использовать в речи
    специальных терминов.

Тип урока: урок контроля знаний.

Вид урока: урок-викторина.

Оснащение урока: мультимедиа,
презентация с игрой, задания, электрические
звонки, баллы-оценки.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Форма обучения: коллективная работа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Приветствие. Сообщение целей и темы
урока

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня
вы все попали на урок технологии. Урок проводится
в форме викторины. Здесь присутствуют 2 класса:
мальчики и девочки. Цель нашего урока –
насколько вы усвоили материал, который мы прошли.
Вы покажите свои знания по разделам «Глина,
Технология обработки древесины, Технология
изготовления плечевого изделия».

III. Проверка усвоения ЗУН

– Послушайте условия игры. Будьте внимательны.
На экране показано табло. Команда выбирает
раздел и номер вопроса. На размышление дается 2
минуты. Отвечает та команда, кто быстрее подаст
звуковой сигнал. У вас на столах есть звонки. За
правильный ответ команда получает 1 балл, за
неполный ответ – полбалла. Есть у нас и
болельщики, которые тоже участвуют в игре: за
каждое правильное дополнение – полбалла своей
команде. Если команда отвечает неправильно, то
право ответа переходит к другой команде.
Желаем успеха нашим командам, а болельщикам
пожелание – будьте активны и внимательны. За
ходом игры и правильностью ответов следит наше
жюри. Мы начинаем нашу игру. Выбирает раздел и
номер вопроса команда.

IV. Оценка деятельности учащихся

– Итоги нашей викторины подведет жюри.

Анализ ошибок. Подведение итогов.
Награждение победителя.

Вопросы викторины

1) Назовите виды моделирования

  • графическое;
  • муляжное;
  • художественное;
  • техническое.

Ответ. Художественное. Техническое.

2) Составьте правильную последовательность
подготовки ткани к раскрою.

Ответ.

  1. Отутюжить ткань.
  2. Определить лицевую и изнаночные стороны ткани.
  3. Определить направление рисунка.
  4. Определить направление долевой нити ткани.
  5. Сложить ткань лицевой стороной внутрь.

3) Расскажи технологию изготовления блочной
мозаики?

1. Основа ее – блоки, склеенные из разноцветных
брусков и пластинок древесины.
2. Блоки распиливают или настругивают на
множество тонких пластинок с одним и тем же
узором.
3. Узоры наклеивают на украшаемые поверхности или
вставляют (вклеивают) в углубления на
поверхности.

4) Расскажи технологию изготовления
керамического изделия методом «вытягивания»?

1. Глина должна быть влажной и пластичной, не
должна прилепляться к рукам
2. Сделать комок округлой формы. Большим пальцем
сделать углубление в центре.
3. Глиняный цилиндр является основой для
изготовления предметов. Оказывай равномерное
давление, вытягивая ее снизу вверх и центруй,
одновременно ослабляя давление рук.
4. Мягко надавливай изнутри на стенки цилиндра и
одновременно раздвигая их в стороны от центра.
5. Из остатков глины сделай ручки для чашки. На
чашке в местах прикрепления ручки нанеси
неглубокие крестообразные насечки. Смочи их
водой, прилепи к чашке.
6. Дай подсохнуть 20 минут. Чтобы снять изделие с
поверхности воспользуйся капроновой нитью,
натянув ее двумя руками и срежь параллельно
поверхности.

Расскажи технологию изготовления
керамического изделия? Метод лепки, используя
жгуты .

1) В начале слепить дно в виде округлой пластины.

2) Раскатать небольшие куски глины в жгуты
одинаковой толщины.

3) Жгуты больше становятся диаметром, если сосуд
с широким горлышком, и наоборот. Жгуты
накладываются один на другой.

4) При лепке щели между жгутами затирают глиной,
выглаживают поверхность сосуда мокрыми руками.

5) Составьте правильную последовательность
изготовления ночной сорочки.

Ответ.

  1. Раскрой.
  2. Обработка горловины.
  3. Обработка боковых срезов.
  4. Обработка срезов рукавов.
  5. Обработка нижнего среза сорочки.
  6. Окончательная обработка сорочки.

6) Расскажи технологию резьбы по дереву?

1. Для выполнения рисунка геометрической резьбы
все выемки (углубления вырезают косячком сначала
поперек волокон, затем вдоль волокон .
2. Косяк берут правой рукой носком лезвия и ставят
на линию разметки с небольшим наклоном к себе,
врезая лезвие в древесину, движением на себя
прорезают линию.
3. При вырезании наклонных граней косяк наклоняют
вправо или влево на угол 30-40 градусов, при этом
нельзя перерезать линию разметки .
4. Резать надо медленно, плавно с равномерным
нажимом.

Материаловедение

1) Какие свойства тканей относятся к
гигиеническим:

  • сминаемость;
  • усадка;
  • воздухопроницаемость;
  • теплозащитность;
  • драпируемость;
  • гигроскопичность

Ответ. Воздухопроницаемость. Теплозащитность.
Гигроскопичность.

2) «Ткани из натуральных и химических волокон»
– это классификация:

1) по способу эксплуатации;
2) по целевому назначению;
3) по волокнистому составу.

Ответ. По волокнистому составу.

3) Механические свойства древесины?

Ответ. Твердость, прочность, упругость.

4) Назовите свойства глины и их виды?

Ответ. Природный материал, пластичный, долго
сохраняет форму, промышленный, строительный,
огнестойкий, по цвету глина бывает белая,
красная, коричневая желтая, зеленая, голубая.
Виды глины: тощая (много песка, мало глины), жирная
(мало песка, много глины).

5) К технологическим свойствам ткани относятся:

прочность;
водопроницаемость;
драпируемость;
осыпаемость;
усадка



Ответ. Осыпаемость. Усадка

6) Назовите физические свойства древесины?

Ответ. Плотность, влажность, цвет, запах.

Правила ТБ

1) ТБ при работе на швейной машине.

1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Подготовить рабочее место к работе, убрать все
лишнее.
3. Убедиться в наличии и исправности защитного
заземления (зануления) корпуса электрической
швейной машины, наличие диэлектрического
коврика на полу около машины
4. Не наклоняться близко к движущимся частям
швейной машины.
5. Не держать пальцы рук около лапки швейной
машины во избежание прокола их иглой.
6. Перед стачиванием изделия на швейной машине
убедиться в отсутствии булавок или иголок на
линии шва.
7. При появлении неисправности в работе швейной
машины прекратить работу, отпустить педаль пуска
электрической швейной машины и сообщить об этом
учителю (преподавателю, мастеру ). Работу
продолжать только после устранения
неисправности.
8. В случае поломки швейной иглы или булавки,
обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.

2) ТБ работы с глиной:

1. Заготовляй глину с разрешения взрослых.
2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади
глину на парту.
3.Приготовь баночку с водой.
4. Глина должна быть без примесей, без комочков.
5. Разомни глину, сделай цилиндр.
6. Не бросай остатки глины на пол.
7. Работать нужно в специальном фартуке.
8. Используй инструменты, стеки.
9. Убери рабочее место, вымой руки с мылом.

3) ТБ работы с древесиной:

1. Надежно закреплять заготовку при пилении,
пользоваться упорами, стуслом.
2. Пилить исправной пилой.
3. Не допускать перекоса пилы.
4. Не держать левую руку близко к полотну пилы.
5. Класть пилу на верстак зубьями от себя .
6. Не сдувать опилки, не сметать их рукой,
пользоваться щеткой.
7. Обрабатывать древесину на верстак .
8. Не строгать древесину против волокон.

4) ТБ при работе с иглами, ножницами?

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.
Подготовить рабочее место к работе, убрать все
лишнее.
Хранить иголки и булавки в определенном месте
(подушечке, специальной коробке и пр.), не
оставлять их на рабочем месте.
Не пользоваться при работе ржавыми иголками и
булавками, ни в коем случае не брать иголки и
булавки в рот.
Шить иголками только с наперстком.
Выкройки к ткани прикреплять острыми концами
булавок в направлении от себя.
Ножницы хранить в определенном месте, класть их
сомкнутыми острыми концами от себя, передавать
друг другу ручками вперед.
Не откусывать нитки зубами, а отрезать их
ножницами.
В случае поломки иглы или булавки, обломки их не
бросать на пол, а убирать в урну.

5) ТБ при работе с инструментами по резьбе по
дереву.

1. Стамески – опасный режущий инструмент.
Обращаться с ними осторожно.
2. Не держать левую руку вблизи режущего
инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании
стамеской.
4. При необходимости удара по ручке стамески
брать ее в левую руку, а киянку в правую и,
поставив стамеску по месту вырубки, наносить по
ручке стамески легкие удары.
5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу.
6. Каждому инструменту своё место.

6) ТБ при работе с утюгом?

1. Проверить исправность вилки и изоляции
электрического шнура утюга.
2. Включить электрический утюг в сеть и выключать
из нее только сухими руками.
3. При кратковременных перерывах в работе
электрический утюг ставить на термоизоляционную
подставку.
4. При работе следить за тем, чтобы горячая
подошва утюга не касалась электрического шнура.
5. Во избежание ожога рук не касаться горячих
металлических частей утюга и не смачивать
обильно материал водой.
6. Во избежание пожара не оставлять включенный в
сеть электрический утюг без присмотра.
7. Следить за нормальной работой утюга, не давать
ему перегреваться.
8. Отключить электрический утюг от сети, при
отключении не дергать за электрический шнур, а
только за вилку.
9. Привести в порядок рабочее место.
10. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с
мылом.

Инструменты

1. Первоначально изготавливались из рыбных и
других костей. На смену костяным пришли
бронзовые, затем железные, и даже серебряные.
Первые стальные завезли в Европу арабы в 14 веке.
Ответ. Игла
2. Коловорот.
3. Инструмент, предназначенный для разрезания
различных материалов. Ответ. Ножницы.
4. Рубанок.
5. Стамеска.
6. Нагревающий металлический прибор для
выравнивания поверхности ткани, одежды. Ответ.
Утюг.

Ребусы

1. Цветное или бесцветное вещество, которое
делает керамическую посуду водонепроницаемой.
Ответ. Глазурь.
2. Инкрустация деревом по дереву? Ответ. Интарсия.
3.Инструмент со скосом режущей кромки под углом 30
– 40, применяется для геометрической резьбы.
Ответ. Резак.
4. Деталь для обработки выреза, разреза. Ответ.
Обтачка.
5.Распашная мужская и женская домашняя одежда.
Ответ. Халат.
6. Операции по соединению деталей или частей
деталей до обработки на швейной машине. Ответ.
Ручные операции

Термины

1. Дайте определение операции зачистка? Ответ.
Операцией зачистка называют придание деревянной
детали большей гладкости с помощью напильника
или наждачной бумаги.
2. Контурная линия, проходящая по основанию шеи на
уровне седьмого шейного позвонка сзади и над
яремной выемкой спереди. Ответ. Горловина.
3. Дайте определение операции разметка? Ответ.
Операцией разметка называется нанесение
контурных линий будущего изделия на заготовку.
4. Соединение деталей изделия на швейной машине.
Ответ. Машинные операции.
5. Дайте определение операции строгание? Ответ.
Операцией строгания называют обработку
древесины до нужного размера и создание на ней
ровных и гладких поверхностей с помощью
инструментов( рубанка или фуганка или шерхебеля).
6. Прокладывание строчки при наложении одной
детали на другую для их соединения, закрепления
припусков шва. Ответ. Настрачивание

Приложение




Следующий: