Разработка урока в 8-м классе по теме: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

Цели:

  1. Дать формулу расчета сопротивления проводника,
    понятие удельного сопротивления, единицы
    удельного сопротивления в ходе выполнения
    экспериментальных заданий.
  2. 3акрепление умений учащимися собирать
    электрическую цепь, использовать амперметр и
    вольтметр для измерения силы тока и напряжения
    соответственно, использовать полученные
    значения силы тока и напряжения для определения
    сопротивления проводника.
  3. Развитие умений учащихся: а) делать
    самостоятельно вывод по полученным
    экспериментальным данным; б) работать в группах;
    в) использовать формулу для расчета
    сопротивления проводника в решении задач; г)
    использовать табличные справочные материалы.
  4. Воспитание коллективизма, чувства
    ответственности за работу группы, взаимопомощи.
    Осуществление политехнического воспитания.

Ход урока

1. Повторение

(фронтально, устно)

  1. 3акон Ома.
  2. Как получить R из закона Ома?
  3. Что является причиной сопротивления?
  4. 3ависит ли сопротивление от напряжения? Силы
    тока?

Сообщение цели учащимся:

  1. От чего и как зависит сопротивление проводника
    в ходе экспериментальной работы по группам мы и
    узнаем.
  2. Познакомимся с новой формулой расчета
    сопротивления проводника, новой физической
    величиной — удельное сопротивление проводника.
  3. Научимся применять новые знания в решении
    задач.

Для чего служит вольтметр? Как его подключить к
проводнику? 6. Для чего служит амперметр? Как его
включить в цепь, если надо измерить силу тока на
проводнике? 7. Какую формулу надо использовать,
чтобы вычислить R?

Познакомить учащихся с реостатом.

2.Инструкция по технике безопасности.

З. Экспериментальная работа

по группам (по
четыре человека).

Оборудование на столах,

за которыми сидят
учащиеся:

  1. Источник постоянного напряжения на 3,6 Вольт.
  2. Реостат школьный лабораторный.
  3. Амперметр, вольтметр школьные лабораторные.
  4. Соединителъные проводники.
  5. Исследуемые проводники (по два проводника на
    каждую группу; укреплены на дощатых панельках,
    изготовленных на уроке технологии самими
    учащимися). Один проводник из алюминия, другой из
    стали.
  6. Задания для практической исследовательской
    работы:

Для 1,2,3 групп:

Имеются два стальных
проводника одинаковой толщины, но разной длины.
Поочередно включая их в электрическую цепь,
измерить на них силу тока и напряжение. Используя
формулу
вычислить сопротивление каждого проводника и
сравнить их. Сделать вывод. Ответить на вопрос:
зависит ли сопротивление проводника от его
длины?

Для 4,5,6 групп:

Имеются два стальных
проводника одинаковой длины, но разной толщины
(разной площади поперечного сечения). Поочередно
включая их в электрическую цепь измерить на них
силу тока и напряжение. Используя формулу
вычислить сопротивление каждого проводника и
сравнить их. Сделать вывод. Ответить на вопрос:
зависит ли сопротивление проводника от площади
его поперечного сечения?

Для 7,8,9 групп:

Имеются два проводника
одинаковой длины и толщины (площади поперечного
сечения). Один изготовлен из стали, другой — из
алюминия. Поочередно включая их в электрическую
цепь измерить на них силу тока, напряжение.
Используя формулу вычислить сопротивление
каждого проводника. Сделать вывод. Ответить на
вопрос: зависит ли сопротивление проводника от
того, из какого материала он изготовлен?

4. Итоги экспериментальной работы.

  1. Заслушивание выводов учащихся.
  2. 3аписывание на доске выводов учащихся:

Сопротивление проводника зависит от:

  • его длины (прямо пропорционально) l;
  • его площади сечения (обратно пропорционально) S;
  • вещества проводника .

З. Формула на доске:

Вывод сами ученики делают: Чтобы рассчитать
сопротивление проводника, надо знать:

  • его длину;
  • его площадь сечения;
  • вещество проводника.

5. Удельное сопротивление проводника.

  1. Ученики сами записывают на доске формулу.
  2. Учитель дает единицы удельного сопротивления
    проводника.
  3. Знакомство с таблицей удельных сопротивлений
    проводника в учебнике и сборнике задач.

6. Закрепление материала.

  1. Каждая группа вычисляет сопротивление своих
    проводников (значения сечений им сообщить)
  2. Расчитать удельное сопротивление одного из
    проводников (с которыми выполняли работу) и
    сравнить с табличными значениями.

7. Итоги урока. Сообщение оценок. Анализ работы
групп, отдельных учащихся.

Следующий: