Разработка урока в 8-м классе по теме: Генетическая связь между основными классами неорганических веществ


Цели урока:

  • опираясь на знания учащихся об основных классах
    неорганических веществ, подвести их к понятию
    генетической связи и генетическим рядам металла
    и неметалла;
  • закрепить знания о номенклатуре и свойствах
    веществ, относящихся к разным классам; развивать
    умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
    выявлять и устанавливать взаимосвязи;
  • развивать представления о причинно –
    следственных связях явлений.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу).

Оборудование и реактивы: медь, оксид
меди (II), вода, соляная кислота, гидроксид натрия,
прибор для получения водорода, спиртовка, спички,
держатель, штатив с пробирками.

I. Актуализация опорных знаний и способов
действий учащихся.

1. Провожу мозговой штурм по теме: “Основные
классы неорганических веществ”. И одновременно
с ответами учащихся на доске и в тетрадях
заполняем таблицу ЗХУ – “Знаем, хотим узнать”.

Таблица ЗХУ.


Знаем Хотим узнать
  1. Простые и сложные вещества
  2. Оксиды
  3. Кислоты
  4. Основания и т. д
  1. Что такое генетическая связь?
  2. Почему называется генетической связью?
  3. Вещества каких классов входят в состав цепи?
  4. и т. д.

Сведения о классификации веществ представим в
виде схемы.

Составим схему: “Классификация неорганических
соединений”.



После заполнения таблицы осуществляется
постановка учебных целей.

Провожу химический диктант.



Задание№1. Записать формулы веществ
следующих химических соединений: оксид фосфора
(V), литий, фосфор, оксид кальция, гидроксид лития,
ортофосфорная кислота, соляная кислота, оксид
лития, ортофосфат лития, нитрат калия. (Один
ученик у доски, остальные в тетрадях).

Проверяем правильность написания формул этих
веществ, а затем предлагаю задание классу:

  1. Распределить вещества по классам, согласно
    нашей схеме.
  2. Найти общее в составе этих веществ, что их
    объединяет.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря
которым мы составляем простые схемы 2-х
генетических рядов (металлов и неметаллов).

Схема генетических рядов

II. Создание проблемной ситуации.

Вопрос: “Все ли генетические ряды
придерживаются данным схемам?”

Для создания проблемной ситуации использую
проблемно – поисковую беседу, которая должна
побудить учащихся к предположениям,
высказыванию своей точки зрения, вызвать
столкновение идей, мнений. суждений. В результате
должна сложиться одна из следующих, наиболее
типичных ситуаций:

  • учащиеся высказывают несколько точек зрения,
    необходимо выяснить, чей ответ является
    истинным;
  • учащиеся приходят к одной точке зрения и
    доказывают её справедливость;
  • у учащихся отсутствует свой вариант ответа,
    тогда необходимо его установить. Для этого на
    данном этапе проблемно – поисковой деятельности
    применяю тестовое задание. Главная задача –
    “столкнуть” учащихся с недостаточностью у них
    знаний об объекте познания, а также способов
    действий для выполнения предложенного им
    задания.

Пример тестового задания.

Задание. На рисунке соедините линиями формулы
веществ в соответствии с их расположением в
генетическом ряду меди. Составить генетический
ряд меди и экспериментальным путём осуществите
эти превращения.

Можно организовать групповую работу или работу
в парах.

Ребята предлагают варианты генетических рядов.
Выясняем, что из оксида меди(II) нельзя получить
его гидроксид. Как же можно получить
нерастворимое основание?

III. Постановка учебной проблемы.



Проблемную ситуацию, созданную на уроке,
завершает постановка учебной проблемы: “Как
составить генетический ряд металла, которому
соответствует нерастворимое основание, и
осуществить эту цепочку превращений
экспериментальным путём?”.

IV. Решение учебной проблемы.

Предлагаю план исследовательской работы по
решению учебной проблемы:

Действие

  1. Сформулировать проблему
  2. Выявить объект и предмет исследования
  3. Выдвинуть гипотезу
  4. Провести экспериментальное исследование
  5. Сделать вывод

Экспериментальное исследование оформляют в
виде таблицы.

Эксперимент Наблюдения и выводы Уравнения химических
реакций
1.

2.

3.

4.



Результат. Составляют генетический ряд меди:

Cu –> CuO –> CuCl2 –> Cu(OH)2 –>
CuO –> Cu

Учащиеся делают вывод: существуют
генетический ряд металла, которому
соответствует щёлочь и генетический ряд металла,
которому соответствует нерастворимое основание.
Второй ряд богаче генетическими связями, так как
полнее отражает идею взаимных превращений
(прямых и обратных).

Общий вывод:

Выделяем признаки, которые характеризуют
генетический ряд:

  1. Вещества разных классов;
  2. Разные вещества образованы одним химическим
    элементом, т.е. представляют собой разные формы
    существования одного химического элемента;
  3. Разные вещества одного химического элемента
    связаны взаимопревращениями.

Связь между веществами разных классов,
образованных одним химическим элементом,
связанных взаимопревращениями, отражающая
общность происхождения веществ этого элемента
(т.е. их генезис), и называется генетической
связью.

V. Развивающее дифференцированное
закрепление.

На этом этапе основной состав класса под
руководством учителя решает задачи общего, а
затем продвинутого уровня.

Задание. “Попади в цель”. Выберите формулы
веществ, составляющих генетический ряд кальция.
Составьте уравнения реакций этих превращений.

Инструкционная карта.

Этапы исследования.

1. Определите:

  • объект исследования
  • предмет исследования

2. Соберите информацию по плану:

  • названия соединений
  • принадлежность к основным классам
    неорганических соединений
  • характер и химические свойства данных
    соединений.

3. Сформулируйте гипотезу и постройте план
исследования (теоретическое).

4. Проверьте гипотезу, составив генетический
ряд.

5. Сделайте вывод о данном генетическом ряде.

Карта домашних заданий к теме:
“Генетическая связь между основными классами
неорганических веществ”.


Вариант Химические формулы веществ
1. CaSO3, BaO, H2SO4, Fe(OH)3, Ba, SO3, BaCl2, Ba(OH)2, H2, HBr.
2. S, HNO3, ZnCl2, SO2, Cu(OH)2, Na2SO3, H2O, H2SO3, LiOH, CaO.
3. CuO, H3PO4, C, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, CuSO4, Fe(OH)2, N2.
4. SiO2, K2O, Mg(OH)2, Si, NaOH, H2SiO3, Na, AgCl, K2SiO3, Al2O3.

Вопросы.

  1. Распределите вещества по классам, дайте
    названия.
  2. Составьте генетический ряд для данного
    простого вещества, осуществите эти превращения.
  3. Выберите формулы двухосновных кислот.
  4. Выберите формулу основного оксида, с какими из
    данных веществ он будет взаимодействовать
    (напишите уравнения реакций).
  5. Выберите формулы нерастворимых оснований.
  6. Выберите формулы кислородсодержащих кислот.
  7. Выберите формулу бескислородной кислоты, с
    какими из данных веществ она будет
    взаимодействовать (напишите уравнения реакций).
  8. Выберите формулу растворимого основания, с
    какими из данных веществ оно будет
    взаимодействовать (напишите уравнения реакций).



Следующий: