Разработка урока Углекислый газ для учащихся 7-го класса в элективном курсе Введение в химию

Цель урока:

  1. Систематизировать знания о физических свойствах углекислого газа.
  2. Повторить понятия «простое» и «сложное» вещества, «оксиды».
  3. Познакомиться со способами получения углекислого газа.
  4. Получить углекислый газ и доказать наличие углекислого газа в сосуде.

Приложение 1 (слайд 2).

Молекулярная формула углекислого газа СО2 .

Проанализируйте молекулярную формулу этого вещества и ответьте на вопросы:

  1. Какой качественный и количественный состав углекислого газа?
  2. Углекислый газ — это простое или сложное вещество?
  3. К каким веществам его можно отнести? (проанализируйте качественный и количественный состав молекулы углекислого газа)

Физические свойства углекислого газа СО2 (слайд 3).

Какие свойства относятся к физическим свойствам?

Углекислый газ –

  • это……….,
  • цвет………,
  • вкус……….. и
  • запах…………,
  • (растворим или нет) …………в воде.

Раствор углекислого газа в воде называют угольной кислотой. Именно ее вы пьете под названием «газированная вода», именно углекислый газ используют для газирования воды.

(Слайд 4)

Углекислый газ можно сделать жидким. Как?

Твердый углекислый газ называют «сухой лед» — это твердое вещество, напоминающее снег. При обычной температуре он переходит в газообразное состояние, минуя жидкое. Это явление называется «возгонка».

Важное химическое свойство углекислого газа (вспомните природоведение) — он

(поддерживает / не поддерживает) …………… горение.

Получение углекислого газа (Слайд 5).

Углекислый газ можно получить различными способами: (слайд 6)

1. Рассмотрите возможные способы получения углекислого газа.

2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций, укажите простые и сложные вещества.

Способы получения углекислого газа

Уравнение реакции

Простые вещества

Сложные вещества

горение угля (углерода)

С + О2 СО2

горение природного газа метана

 CH4 + O2 СО2 + Н2О

разложение известняка (мела, мрамора) при нагревании

 CaCO3 СО2 + CaO

взаимодействие известняка с кислотами

CaCO3 + HCl СО2+ CaCl2 + H2O

взаимодействие соды с кислотой



NaHCO3 + HCl NaCl + CO2+ H2O

разложением малахита при нагревании

Cu2CO3(OH)2 CuO + …….+ …….

3. Запишите последнее уравнение реакции, если известно, что при разложении малахита получаются три оксида. Какие это оксиды? Расставьте коэффициенты.

(Слайд 7)

А как можно определить, что выделяющийся газ – углекислый газ, если у него нет ни запаха, ни цвета, ни вкуса?

Какое важное свойство углекислого газа (о котором говорилось ранее) вам известно? (отношение к горению)

Если тлеющую лучинку опустить в сосуд с углекислым газом, то лучинка ……………… .

Какая лучинка называется тлеющей?

(Слайды 8, 9)

Лабораторный опыт «Получение углекислого газа и обнаружение его в сосуде»

1. Инструктаж по технике безопасности. Повторить приемы обращения со спиртовкой, правила обращения с лабораторным оборудованием (лабораторной посудой).

2. Лабораторный опыт.

Получить углекислый газ можно взаимодействием мела, мрамора, питьевой соды с кислотами.

Обнаружить присутствие углекислого газа в сосуде можно с помощью:

А) Тлеющей лучинки. Если при опускании в сосуд тлеющая лучинка ……………., следовательно, в сосуде присутствует углекислый газ.

Б) Известковой воды. Из курса природоведения вспомните, что происходит с известковой водой, если через нее пропустить углекислый газ?

План выполнения работы: (слайд 10)

  1. Насыпьте в химический стакан мел, мрамор или питьевую соду.
  2. Зажгите спиртовку
  3. Приготовите тлеющую лучинку
  4. Добавьте в химический стакан раствор кислоты.
  5. Опустите в стакан над раствором тлеющую лучинку.

По разрешению учителя начните выполнять работу. Отчет о ней оформите в вашей тетради в виде таблицы. Сделайте пояснительные надписи к рисунку (слайд 11).


Что делаю (краткое описание хода выполнения опыта)

Рисунок прибора с обозначением, уравнение реакции.

Что наблюдаю

1. Получение углекислого газа

2.Обнаружение углекислого газа

(Слайд 12)

Вывод:

1) Углекислый газ в лаборатории можно получить

2) Определить наличие углекислого газа в сосуде можно ……………………….. или ………………………………… .

Найдите уравнение реакции по которому вы получили углекислый газ и запишите его:




Следующий: