Разработка урока Шкала электромагнитных волн

Цель урока: изучить различные виды
электромагнитных излучений, выяснить как
зависят свойства от длины волны и частоты.

Тип урока: защита проектов о различных
видах электромагнитных волн, их свойствах и
областях применения

Учащиеся были предварительно поделены на
группы. Каждая группа получила задание
подготовить презентацию по одной из тем:
радиоволны, инфракрасное излучение, видимое
излучение, ультрафиолетовое, рентгеновское,
гамма излучение. Учащиеся класса составляют на
основе представленного материала обобщающую
таблицу.


Вид излучения источник приемник диапазон свойства применение
Радиоволны

Инфракрасное

Видимое

Ультрафиолетовое

Рентгеновское

Гамма излучение

Открытый колебательный контур

Нагретое тело

Нагретое тело до 800С

Солнце, кварцевые лампы

Рентгеновская трубка

Радиоактивные ядра

Антенна

Болометр, тепловизор

Глаз

Фотопластинки

Фотопленка

Дозиметры, счетчик Гейгера

3кГц-3*1012 Гц

1012 Гц -1014
Гц

4*1014

8* 10 14 Гц

1014 Гц

1016 Гц

1015 -10 20 Гц

Более 1020 Гц

Несет информацию,отражается от
ионосферы

Нагревает поверхность

Вызывает зрительные образы

Ионизация, загар,дезинфекция,фотосинтез

Высокая проникающая способность

Наибольшая проникающая способность

Радиосвязь

Cушка, приборы ночного видения

Оптические приборы

Медицина, дактилоскопия

Диагностика,лечение

Диагностика, лечение, астрономия

Выступление каждой группы оцениваются
учащимися совместно с учителем.

Критерии оценки представлены в оценочных
листах. Оценка производится по пятибалльной
шкале.


Ф. И. Тема Компетентность Представление материала обобщение

Для оценки степени компетентности учащимся
предлагаются следующие вопросы:



1. Каким образом ориентируются змии в темноте?
Удивительным органом обладают змеи. Это — две
ямки на голове, внешне напоминающие вторую пару
ноздрей. Когда биологи занялись их изучением,
оказалось, что это исключительно чувствительный
орган, при помощи которого гремучая змея
«видит» инфракрасные лучи. А зоркость такова,
что змея улавливает разницу в тысячную долю
градуса. Достаточно появиться ночью полевой мыши
на расстоянии в 200 метрах от змеи, и ее
чувствительный прибор подскажет присутствие
мыши.

2. Каково воздействие ультрафиолетовых лучей на
человека? В ткани организма ультрафиолет
проникает на глубину от 0,1 до 1 мм, но вызывают при
этом химическую реакцию, следствием которой
является покраснение кожи. Биологическое
действие зависит от длины волны. Волны длиной от
400 до 350 мкм отличаются укрепляющим, закаливающим
действием на организм. Поэтому эти волны
используются в оздоровительных целях. Излучения
с длиной волны от 315 до 280 мкм используют в
лечебных целях (в основном для людей которые
живут на севере). Волны длиной 280-200мкм убивают
бактерий, поэтому это излучение используют для
дезинфекции.

3. Не так давно датская фирма «Лего» стала
добавлять в свою продукцию сульфат бария, хорошо
заметный в рентгеновских лучах. Для чего? Чтобы
при рентгеновском исследовании обнаружить
игрушку, проглоченную малышом.

4. Как используют ультрафиолет для определения
качества продуктов? Некоторые продукты под
действием ультрафиолетовых лучей люминесцируют
в затемненном помещении разным цветом (с.205
А.И.Семке Нестандартные задачи по физике)

В конце урока учащиеся делают вывод о том, как
меняются свойства электромагнитных волн в
зависимости от частоты.

При малых частотах проявляются волновые
свойства. При увеличении частоты — квантовые. С
увеличением частоты увеличивается проникающая
способность волн.

Итог урока подводится после проверки
обобщающих таблиц представленных от группы.

Приложения.




Следующий: