Разработка урока Сера: нахождение в природе, свойства, применение, влияние на окружающую среду

Девиз: “Жить – значит узнавать”

Д.И.Менделеев

Тема урока:

Сера: нахождение в природе,
свойства, применение, влияние на окружающую
среду.

Цели:

на основе интеграции исторических,
биологических и химических знаний изучить
нахождение серы в природе и ее свойства, вскрыть
причинно-следственные связи “строение -
свойства” и “свойства — применение”, установить
связь науки с практикой, изучить влияние серы и
ее соединений на окружающую среду и организм
человека.

Развивающие цели:

развитие логического
мышления учащихся, умения проводить
исследование, расширение их кругозора.

Воспитательные цели

: воспитание чувства
сотрудничества, сотворчества, сопереживания

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Учитель:

Мы продолжаем изучение отдельных
элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Урок посвящен одному из самых интересных
элементов, соединения которого известны с
глубокой древности. В средние века считалось, что
это обязательная составная часть всех веществ.
Сера-“начало начал” древнейших филисофов,
алхимиков, элемент, окруженный мистикой и
тайнами.

II.Операционно-исполнительский этап

В нашей творческой мастерской сегодня работают
3 лаборатории.

1.Работа творческих лабораторий по
инструктивным картам и информационному
материалу.

Инструктивная карта для 1 лаборатории

  • Запишите схему электронного строения серы
  • Какие степени окисления может проявлять сера в
    соединениях?
  • Дайте определение явления аллотропии.
  • Сравните физические свойства кристаллической и
    пластической серы
  • Изучите физические свойства кристаллической
    серы.
  • Опыт. Растворение серы в воде

    Сера не только не растворяется, но и не
    смачивается водой. Неудивительно, что с
    древности сера считалась символом сухости( и
    горючести.)

    При высокой температуре сера взаимодействует
    с перегретым водяным паром:

    3S + 2HO =2HS +SO

    • Перечислите природные соединения серы,
      напишите их химические формулы и определите в
      них степень окисления серы.

    Инструктивная карта для 2 лаборатории

    Изучите и проанализируйте таблицу
    “Химические свойства серы”. Поясните, в
    соединениях с какими элементами сера проявляет
    окислительные и восстановительные свойства.

    Демонстрация. Горение серы

    .

    Обратите внимание на цвет пламени. Возможно,
    это наблюдение отражено в русской поговорке
    “Гори синим пламенем”

    Запишите уравнение реакции.(восстановительные
    свойства серы)

    Демонстрация. Взаимодействие с
    металлами(медью, железом) -окислительные
    свойства

    .

    • Изучите области применения серы. На каких
      свойствах серы они основаны?

    О каких соединениях серы упоминал А.С.Пушкин в
    стихотворении, написанном в 1832 году:

    “Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,
    Как будто тухлое разбилося яйцо,
    Иль карантинный страж курил жаровней серной,
    Я нос себе зажав, отворотил лицо…”

    HS, SO, который с
    глубокой древности использовался для
    дезинфекции (окуривание горящей серой)

    Инструктивная карта для 3 лаборатории

    Раскройте двойственную биологическую роль
    серы в организме.

  • Перечислите основные источники оксида
    серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы его
    улавливания.
  • Решите проблемную ситуацию
  • 1. Внесите в рисунок недостающие элементы.

    Анализируя рисунок, ответьте на следующие
    вопросы:

    А) Как отразится на биоценозе водоема
    воздействие кислотных дождей (образовавшихся с
    участием SO2), выпавших на почву?

    В) Каким образом могут быть устранены
    изменения, происшедшие в водоеме под действием
    попавшего туда SO2

    2. Вы директор предприятия, изображенного на
    рисунке. Экспертами-экологами обнаружены
    отклонения от нормы состава воды из близлежащего
    озера и установлена причина: большие выбросы SO2
    вашим предприятием.

    Что вы предпримете?

    – Закроете предприятие

    – Усовершенствуете очистные сооружения

    – Займетесь очисткой воды в озере.

    Обоснуйте выбранный вами вариант.

    • Вам выданы образцы воды, взятой из разных
      источников (они указаны на
      этикетках).Предположительно в них содержатся
      ионы SO

    . Составьте план их определения. Предположите
    способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут
    Ваши действия, если концентрация ионов будет
    слишком высокой?

    2. Отчеты лабораторий по результатам
    исследования.

    Дополнения учителя.

    В центре Казани стены консерватории площадью
    3000 моблицованы
    турецким мрамором, и такая облицовка может
    сохраниться долго лишь в том случае, если все
    тепловые электростанции и котельные города
    будут переведены на газовое топливо, которое, как
    известно, практически не содержит серы.

    По данным лаборатории НГДУ “Прикамнефть”
    содержание ионов SO составляет 92,26 мг/м.


    III. Оценочно-рефлексивный этап

    3. Презентация

    Вопросы к презентации.

    Диоксид серы образуется в основном при
    сжигании твердого топлива на тепловых
    электростанциях. Это бесцветный газ с резким
    запахом, он сильно раздражает слизистую оболочки
    глаз и дыхательных путей. Наличие диоксида серы в
    атмосфере – причина кислотных дождей, поскольку
    под действием кислорода воздуха и воды, диоксид
    серы превращается в серную кислоту. Определить
    количество вещества кислорода, которое вступит в
    реакцию с оксидом серы (IV) объемом 4,48 литров.

    4. Итоги урока

    Домашнее задание:19.1, упр. 5, составить тесты.

    В завершение поделитесь своими впечатлениями
    об уроке. Для этого допишите предложения,
    посвященные сегодняшнему дню.

    Сегодня я узнал ___________________________

    Я удивился ________________________________

    Теперь я умею ________________________________

    Я хотел бы __________________________________

    Следующий: