Разработка урока по труду в 7-м классе по теме Чудесные свойства льна

Дата проведения: 30 ноября, 2009г.

Место проведения: швейная мастерская
№1 спецшколы №3

Цель урока: Расширить знания учащихся
по теме: «Лён и его свойства».

Задачи урока:

  • Дидактические:
    • познакомить учащихся с лечебными
      свойствами льна;
    • пропагандировать и формировать
      стремление к здоровому образу жизни;
    • изготовить оберег из волокон льна.
  • Коррекционные:
    • развивать диалогическую и
      монологическую речь при опросе, во
      время чтения текста;
    • внимание при работе с инструкционными
      картами;
    • зрительную и слуховую память при
      повторении;
    • образного мышления при формировании
      оберега;
    • мелкую моторику на физкультурных
      минутках и при выполнении практической
      работы;
    • пространственное ориентирование при
      работе с картой Костромской области;
    • пополнять словарный запас
      профессиональными терминами.
  • Воспитательные:
    • воспитывать аккуратность при
      выполнении практического задания;
    • любознательность, интерес к своему
      здоровью, любовь к родному краю.

Оборудование урока:

  1. Глаголы – действия (для физкультминутки)
  2. Рубрика «Это интересно»
  3. Карта Костромской области
  4. Новое слово «Оберёг»
  5. Таблички: «Одевает», «Кормит», «Лечит», «Соберём»,
    «Спрядём», «Соткём», «Сошьём», «Оберёг», «Нерехтский
    р-н», «Красносельский р-н», «Кадыйский р-н»,
    «Сусанинский р-н», «Судиславский р-н».
  6. Книга А.Корзуновой «Чудесный лён».
  7. Магнитофон.
  8. Фотоаппарат.

Подготовка к уроку:

  1. Поиск информации — Большая энциклопедия
    «Жизнь и здоровье женщины», издательство
    АНС Москва ОЛМА-ПРЕСС Образование 2006.
    Работа со словарями Даля и Ожёгова.
  2. Печать табличек: «Соберём», «Спрядём», «Соткём»,
    «Сошьём», «Оберёг», «Одевает», «Кормит», «Лечит»,
    «Нерехтский р-н», «Красносельский р-н», «Кадыйский
    р-н», «Сусанинский р-н», «Судиславский р-н».
  3. Консультация с учителем истории,
    географии, ИЗО, психологом.
  4. Поиск песни Р. Паулса — «Синий лён» (в
    Интернете).
  5. Рисунки учащихся по теме «Лён».
  6. Подготовка к практической части урока (приобретение
    волокон льна, льняного масла, семян льна).
  7. Изготовление сувениров «оберегов»
    гостям урока по инструкционным картам.

Ход урока

На перемене перед уроком звучит песня «Синий
лён».

Проверяю готовность учащихся к уроку (семиклассницы
стоят у своих рабочих мест в спецодежде, на
столе лежат необходимые к уроку предметы –
тарелка, в которой лежат семена льна,
стаканчик с льняным маслом, бумажные
салфетки, волокна трепаного льна, нитки х/б,
льняная бечёвка, ножницы).

Учитель:

Внимание! Начинаем урок!

Здравствуйте! У нас сегодня на уроке гости.
Я прошу вас повернуться к ним, улыбнуться и
поздороваться.

Учащиеся:

Здравствуйте! (говорят
хором).

Учитель:

Не волнуйтесь. Встаньте
прямо, сделайте глубокий вдох и полный
выдох (повторить два раза).

Садитесь.

Сегодня перед уроком не случайно звучала
песня Р.Паулса «Синий лён», т.к. мы
продолжаем с вами изучать тему «Лён и его
свойства». С некоторыми свойствами льна и
изделиями из него мы уже познакомились, но
каждый раз, возвращаясь к этой теме, я хочу
вам рассказать что-то новое, необычное об
этом ЧУДЕ ПРИРОДЫ. Мы с вами уже узнали, что
лён нас одевает и кормит. Оказывается, у
льна есть ещё много других свойств, и об
одном из них – о чудесном свойстве, я бы
хотела вам сегодня рассказать.

Какое сегодня число, месяц, год, день
недели? (учащиеся отвечают). Давайте вместе
прочитаем тему урока (тема написана на
доске, учащиеся читают хором).

Тема: «Чудесные свойства льна»

Учитель:

Перед тем как узнать о
чудесном свойстве льна, давайте с вами
вспомним, как лён нас одевает и кормит. На
уроке истории вы смотрели фильм про лён. Что
вам запомнилось из этого фильма?

Учащиеся:

Отвечают.

Повторим то, что вы увидели.

Физкультминутка:

(учащиеся говорят
слова физкультминутки и выполняют
упражнения вместе с учителем).

Созревший лён мы руками соберём,
Из волокон стеблей пряжу спрядём,
А из пряжи мы ткань соткём,
А из ткани платье модное сошьём.

(Подчёркнутые глаголы на доске)

Учитель:

Какие ещё изделия шьют из
льняной ткани? (Показываю табличку)

Учащиеся:

Отвечают.

Рассматриваем два рисунка «Лён одевает»,
«Лён кормит» и делаем вывод об
использовании льна.

Учитель:

На уроках ИЗО вы рисовали
цветы льна и пейзаж «Льняное поле», которое
видели в видеофильме и на картинах. Скажите,
почему мы называем лён — синим?

(акцентирую внимание учащихся на выставке
рисунков, находящихся справа от них).

Учащиеся:

Отвечают.

Учитель:

Поэтому песня, которая
звучала в начале урока, называется «Синий
лён».

На уроках труда мы ходили на экскурсию в
магазин «Льняной текстиль» от БКЛМ. В этом
магазине вы видели, что изо льна шьют не
только одежду, но и другие изделия.

Какие?

Учащиеся:

Отвечают.

Учитель:

На уроках географии вы
изучали районы Костромской области, где
занимаются выращиванием льна.

Назовите их и покажите на карте. (Карта
находится слева от учащихся).

Учащиеся: Называют и показывают (идёт
работа с табличками районов области,
учащиеся прикрепляют на карту голубые
цветы на каждый район, где растёт лён).



Учитель:

Как вы видите, выращиванием
льна занимаются в основном юго-западные
районы Костромской области. А раньше почти
вся область выращивала лён, и мы с вами
должны быть горды тем, что живём в краю
этого чудодейственного растения. Так в чём
же она – чудодейственная сила льна? Хотите
узнать?

Не многие знают о том, что лён всегда
ценили и ценят за его лечебную силу (вешаю
табличку «Лён лечит»).

Когда человек рождается – это чудо.

Когда больной человек выздоравливает –
это тоже чудо. Народная медицина с глубокой
древности научилась использовать семена
льна и льняное масло во благо людям. У вас на
тарелках лежат семена льна. В какой части
растения они находятся? Покажите на стенде.

Учащийся:

Подходит к постоянно
действующему рабочему стенду «Лён»,
показывает и называет.

Учитель:

Из этих семян получают
льняное масло, которое используют не только
в пищу, но и для лечения.

Попробуйте семена на вкус (вместе пробуем).
Учащиеся рассказывают о своих вкусовых
ощущениях. Понюхайте льняное масло (показываю
два способа). Попробуйте его (вместе пробуем).
Учащиеся рассказывают о своих вкусовых
ощущениях. Сравнивают вкус семян и масла.

Оказывается, льняное масло лечит от всех
болезней. (Демонстрирую книгу А.Корзуновой
«Чудесный лён» с рецептами).

Красота и здоровье — гарантированы!

Это очень важно, особенно для нас, для
девушек и женщин.

Нам всегда хочется быть красивыми и
любимыми. А знаете ли вы, какая часть нашего
тела может рассказать о нас очень многое?

Учащиеся:

Думают, размышляют и
отвечают.

Учитель:

Даю подсказку. Говорят, что
глаза – это зеркало души, а что является
рабочим инструментом нашего организма?
Руки!

Наши руки постоянно находится в работе.
Что мы ими делаем?

Учащиеся:

Отвечают.

Учитель:

Руки нам просто необходимы.
Неухоженные руки – это не только некрасиво,
но и опасно. Они могут заболеть, поэтому мы
должны их любить, беречь, ухаживать за ними.
Возьмите льняное масло, капните в ладонь и
разотрите руки (делаем вместе).

  1. Разотрите масло по ладоням.
  2. По тыльной стороне руки.
  3. Надеваем «кольца» на пальцы и снимаем их.

Массаж рук сопровождаем прилагательными
– золотые, нежные, мягкие, трудолюбивые…

Руки опустите вниз, держите на весу, ни к
чему не прикасайтесь. Пусть масло, богатое
витаминами, впитается в кожу. А пока наши
руки лечатся, давайте заглянем в рубрику «Это
интересно».

Лён и изделия из него дают прохладу. Если
зимой человек носит одежду изо льна, он
худеет, а если летом – полнеет.


Учащиеся:

Читают.

Учитель:

— Какое чудесное свойство
льна! (Обращаю внимание учащихся на тему
урока)

Теперь салфетками снимите остатки масла с
рук. Какими ваши руки стали? Потрогайте руки
друг у друга. Вот так мы их полечили. Теперь
давайте прочитаем на табличке, какие
болезни лечит лён.

Учащиеся:

Читают.

Учитель:

Говорят все болезни от
нервов. А что нужно сделать, чтобы не
нервничать?

Учащиеся:

Думают, размышляют и
отвечают.

Учитель:

Что бы настроить свой
организм на спокойный лад, люди стали
обращаться к разным талисманам, устаревшее
название которых – обереги.

Как вы думаете, что такое оберёг?

Учащиеся:

Думают, размышляют и
отвечают.

Учитель:

Оберёг – это фигурка или
маленькое изображение чего-либо, что близко
к сердцу или душе человека, который он
хранит. Оберёг напоминает человеку о родных
людях, о доме, о земле – о своей родине, а
наша родина — Костромской край для
большинства из нас.

В древние века это слово появилось у
моряков, т.е. плавать около берега или «о
берег». Когда уходили в дальние плавания,
брали с собой кусочек земли в мешочке,
подвязывая на шею. Затем землю стали
заменять другие предметы. Но слово «о берег»
или «оберёг» осталось. В Костромском крае
очень модны обереги изо льна,

(демонстрирую оберёг – сувенир «Богатейка»).
Рассматриваем материал, из которого он
изготовлен.

А теперь давайте самостоятельно
попробуем сделать традиционный
Костромской оберёг изо льна.

Учащиеся вместе с учителем

: выполняют
практическую работу.

(инструкционная карта прилагается)

Вначале напоминаю о соблюдении правил
техники безопасности с ножницами, оказываю
индивидуальную помощь.

Учитель:

Наденьте свои обереги на шею.
Теперь вы будете спокойны и уверены в себе,
потому что чудесные свойства льна будут
оберегать вас от разных бед теплом и
богатством Костромского края.

Урок подходит к концу. Подведём итог.

(Я задаю вопросы, учащиеся отвечают на них).

  1. Интересно вам было на уроке?
  2. О каком чудесном свойстве льна мы
    сегодня узнали?

Оценки за урок.

Итак, сегодня у нас на уроке были гости. По
законам гостеприимства у нас в школе
принято им дарить подарки. Уважаемые
педагоги, примите от нас скромные сувениры
– обереги в память о нашем уроке.

(учащиеся дарят гостям обереги, сделанные
заранее на уроках труда)

Спасибо всем за работу. Урок окончен.




Следующий: