Разработка урока по технологии. Тема: Стиль и мода

Актуальность проблемы:

развитие
творческих способностей на уроках технологии по
профилю “Работа с тканью” обусловлена тем, что в
настоящее время в условиях модернизации
образование все более утверждается
личностно-ориентированный подход к обучению, в
основе которого лежит развитие индивидуальных
способностей учащихся.

Одной из педагогических задач

сегодня
является внедрение в образовательный процесс
таких методов и приемов, которые помогут
учащимся не только овладеть определенными
знаниями, умениями и навыками в той или иной
сфере деятельности, но и развить их творческие
способности, где важная роль отводится урокам
технологии. Практика показывает, что для учителя
задача развития творческих способностей
является наиболее сложной и трудно реализуемой.

С одной стороны, нужно для каждого учащегося
создать такие условия, которые позволяют ему
творчески подойти к решению различных проблем.

С другой стороны, это должно происходить в
рамках программы. Именно поэтому, правильно
выбранные методы и формы обучения помогают
учителю определить ту возможную меру
включенности учащихся в творческую
деятельность, которая делает обучение
интересным в рамках учебной программы.

Тема “Конструирование и моделирование
одежды”, где основное внимание уделяется
выполнению практических творческих работ, не
только развивает пространственное воображение,
эстетический уровень образования, но и помогает
каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные
способности. Основные формы организации
учебного процесса, способствующие развитию
творческих способностей учащихся: организация
выставок, презентация профессий, проведение
тематических конкурсов. Особое место в развитии
творческих способностей принадлежит
исследовательскому методу, которому присущи
элементы творчества, новизны, формирование банка
идей, приобретение опыта творчества, так как
процесс изготовления любого изделия начинается
с выполнения эскизов, зарисовок, выбора
вариантов композиций, разработка конструкции
модели, ее моделирование. Особое внимание
уделяется групповым проектам. В творческом
коллективе складываются отношения дружбы,
взаимных симпатий, эмоциональной
притягательности, взаимопонимания, доверия,
уважения, где учащиеся ориентируются на
продуктивные формы общения и сотворчества.

Урок 6 (8 класс)

Тема урока: “Стиль и мода”.

(Учебник
“Технология 8 класс”, под редакцией Симоненко)

Цель:

создать условия для выполнения
группового проекта “Школьная форма для
девочек”

Задачи:

  • создать условия для делового психологического
    климата при работе в группах;
  • создать условия для разработки модели школьной
    формы для девочек разных возрастов;
  • создать условия для развития у учащихся
    творческой инициативы, мыслительной
    деятельности, способности находить нужную
    информацию, отбирать самое главное, делать
    определенные выводы;
  • содействовать умение выступать публично,
    участвовать в обсуждении, развитию интереса к
    творчеству, поиску;
  • воспитывать эстетический вкус, способствовать
    развитию навыков созидания, самореализации;
  • способствовать приобщению к изучению
    исторического и культурного прошлого.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Что такое мода? Одни ответят: “Мода это пустая
прихоть, увлечение бездельников”. Для других
мода это профессия, ежедневная творческая
работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень
прост, и в двух словах на него не ответишь. А что
скажете вы? Давайте попробуем все-таки выяснить,
что такое мода, как давно она существует, и как к
ней следует относиться. Давайте совершим
экскурсию в историю и узнаем, как развивалась
мода в разные эпохи.

II. Основная часть урока.

1. Теоретическая часть

.

Первая ученица.

Большинство книг,
посвященных истории костюма, начинается с
описания одежд Древнего Египта, Древней Греции.
Греческие одежды демонстрируют естественность и
гармонию. По сути это просто кусок ткани,
застегнутый на плече и гибкими пластичными
складками струящейся вниз до щиколотки или до
колена. Тонкое полотно, из которого делались эти
хитоны, как бы обрисовывали линии тела, а мягкий
пояс, не стягивая талии, способствовал свободе
движений. Женский хитон украшался вышивкой.

Вторая ученица.

В период средневековья, в
Эпоху Возрождения, когда зарождался капитализм,
существовали неписанные обычаи и специальные
указы в отношении костюма. Они издавались
затем, чтобы привилегии господствующего класса в
одежде неукоснительно соблюдались. Феодалы,
например, не смели наряжаться богаче короля, а
разбогатевшие горожане, торговцы и ремесленники
- соперничать с феодалами.

Так в XV веке большое разнообразие представляют
головные уборы и прически этого периода: капюшон,
шляпы с конусообразной тульей, Шапрон. А
завершали картину башмаки с носами столь
длинными, что их приходилось прикреплять
специальными цепочками под коленом, иначе ходить
было невозможно. Длина носов достигала 70
сантиметров. По форме обувь была одинаковой для
правой и для левой ноги. В женских костюмах
присутствовали свои заморочки. Женскому, как и
мужскому костюму этого периода, присуща
искусственная вытянутость форм, платье должно
быть сверхузким.

Третья ученица.

На смену искусству
Возрождения приходит художественный стиль
барокко (странный) вычурный. Стиль барокко
зародился в конце 16 века в Италии и
распространился в большинстве европейских стран
в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном
искусстве.

Роскошные дворцы, церкви изобилуют
многоцветными архитектурными украшениями,
зеркальными потолками, тяжелая мебель из черного
дерева инструктируется золотом и серебром. Все
это создает определенный фон для человека,
образует единое целое с его обликом, костюмом,
манерой поведения. Мужчина-рыцарь постепенно
превращается в светского придворного. Уже
ценится не физическая сила, а ум, хитрость,
изящество, галантное отношение к дамам.

В XVII веке законодательницей моды становится
Франция. Идеал женской красоты –
величественность, парадность, жеманство. Женская
фигура характеризуется высоким ростом,
развитыми формами плеч, бедер и очень
тонкой талией. Француз 17 века выглядит ярко и
нарядно. В основе женского костюма – каркас:
костяной корсет и юбка, надевавшиеся поверх
рубашки. Затем надевалось нижнее платье – котт, с
длинными рукавами. Сверху надевался распашной
под с широкими узорчатыми рукавами.

Четвертая ученица.

К середине XVIII века в
искусстве утверждается стиль рококо. Основой
становится искусственность: волосы пудрят до
потери их естественного цвета, покрывают
белилами и румянами. Мужчины и женщины
приобретают кукольный облик

Женский костюм по-прежнему состоит из двух
частей. Нижнее имело прилегающий узкий лиф и
широкая юбка на каркасной основе, юбка верхнего
ряда достигала необъятной ширины. Ткань
использовалась переливчатая, мерцающая.

В середине XIX века оформилось новое направление
в искусстве – романтизм, для которого характерны
идеализация прошлого индивидуализма. Воплотить
романтизм в костюме чрезвычайно трудно, так как
понятие его далеко от конкретизации. Отдельные
элементы костюма в самых разных эпохах.

В конце XIX века утверждается стиль модерн. Он
оказывает свое влияние на силуэт. Наиболее
интересен силуэт в профиль, который создается с
помощью корсета: линия груди и талии спереди
понижается, сзади талия завышена и прямо от нее
начинается мягкий валик – турнюр.

Послушав сообщение, мы с вами сделаем
определенные выводы. (Вопросы к слушателям). Как
вы думаете, меняется ли мода в течение веков или
имеет место повторение элементов моды?

Слово учителя.

Многие из нас никогда не задумывались о том, что
такое “деловой человек”. А как вы думаете?

Как должен выглядеть деловой человек? Это, же,
конечно, человек в костюме. Можно сказать, что
костюм – это визитная карточка человека. Ведь
прежде смотрят, как одет человек. Очень часто
первое впечатление надолго остается в памяти
людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому
пренебрегать своим внешним видом –
непростительная ошибка. Вам трудно будет
изменить тот образ, который создался у человека
при первом знакомстве с вами. Например,
аккуратность и подтянутость в одежде очень часто
ассоциируется с организованностью в работе,
умением ценить чужое время. Распознать будущую
деловую женщину можно еще в школе: “По одежде
встречают”, гласит старая пословица, потому что
одежда, которую носите вы, возможно, не делает вас
легко узнаваемыми, тем не менее, говорит о многом.
Выбор, который делаете вы, формирует
определенной мнение о том, что вы сами о себе
думаете. Давайте поговорим о том, какой вы
представляете школьную форму, и попробуем
изобразить ее.

Во всем мире основная одежда для работы – это
костюм. Могут быть юбки, брюки, жакеты,
блузки-жилеты.

Проявив творческий подход, вы сможете сделать
свою модель индивидуальной.

2. Практическая работа

Предварительно мы разделимся на три творческие
группы. Каждая группа выберет руководителя.
Руководитель организует работу внутри группы.

Задания:

1. Определить технологическую
последовательность моделирования.

2. Выполнить практическую работу по
технологической карте:

- выбрать материал для школьной формы (ткань,
цвет).
- продумать детали в соответствии с требованиями
(воротник, рукава, длина юбки).
- выполнить эскиз;
- оценить качество выполненной работы.

3. Провести маркетинговые исследования по
плану:

-

дизайн модели;
- возможность творческого самовыражения;

Определить стоимость готового изделия.

4. Разработать рекламу модели.

5. Защита проекта модели школьной формы.

III. Подведение итогов.

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы с вами занимались поиском
своего стиля. Я считаю, что все группы успешно
справились со своей задачей. Надеюсь, что знания,
приобретенные на уроке, обогатили вас и помогут
вам в дальнейшей жизни.

- Выставление оценок.

Заключительное слово учителя:

Я надеюсь, что наша встреча убедила вас в том,
что одежда – это очень интересная и
увлекательная тема для изучения. Одежда может
быть одновременно простой и сложной, примитивной
и вычурной, удивительно прекрасной и строгой.

Словом, такой же, как наша жизнь. И от нас с вами
во многом зависит, как будем жить и выглядеть. И
хотя мода действительно переменчива и капризна,
истина же постоянна: “Провожают по уму”.

Список используемой литературы:

  1. “Пособие для учителя” под редакцией И.А.
    Сасовой – М., Вентана.
  2. В.Д. Симоненко, О.П. Огинин – “Основы
    художественного проектирования изделий”.
  3. Т.И. Терентьева, Н.В. Матяж – Имидж и этикет
    современного делового человека.
  4. О.А. Конина – Конструирование и моделирование
    плечевых изделий.
  5. В.М. Жураховская – Технология изготовления
    плечевого изделия; Творческие проекты.

Презентация

Следующий: