Разработка урока по теме Состав, классификация, гомология, изомерия, номенклатура и физические свойства спиртов. 10-й класс


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока.

  1. Воспитание самостоятельности и активности при
    использовании частично-поискового метода при
    работе в группах.
  2. Развитие мыслительных способностей: анализ,
    генерализация.
  3. Организовать деятельность учащихся на
    усвоение:

знаний:

1) определения спиртов,

2) признаков классификации спиртов (по числу
гидроксильных групп, по характеру
углеводородного радикала, по характеру атома
углерода, связанного с гидроксильной группой),

3) строение молекул спиртов,

4) гомологического ряда и его общей формулы,

5) видов изомерии спиртов (углеродной цепи,
положения функциональной группы и межклассовую
изомерию) и номенклатуры спиртов,

6) физических свойств и понятия водородной
связи;



умений:

1) записывать:

  • формулы спиртов, применяя различные типы
    классификации;
  • формулы изомеров, применяя различные виды
    изомерии, характерные для класса спиртов;

2) называть спирты по формулам;

3) объяснять:

  • влияние водородной связи на свойства спиртов;
  • генетическую связь спиртов с углеводородами;
  • влияние смещения электронной плотности в
    молекулах спиртов на их кислотно-основные
    свойства;

4) приводить примеры к выше названным понятиям.

5) выстраивать гомологический ряд спиртов.

навыков:

1) записывать структурные формулы изомеров
и гомологов для предложенного вещества,

2) прогнозировать свойства спиртов по их
строению,

3) определять и записывать формулы спиртов по их
названию.

Метод проведения урока: частично-поисковый.

Оборудование: ПК, слайды, таблицы,
раздаточный материал.

Графическая модель урока: [3]


ИВУ (информационный ввод
учителя)
15 мин.
ИР (индивидуальная
работа учителя с учениками). Включенный контроль
по заранее составленным вопросам
УР в парах УР в парах 5 мин.
УР в парах УР в парах
РСР (разноуровневая
самостоятельная работа учащихся).
15 мин.

Ход урока


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организационный момент (1 мин.) Организует учащихся на
проведение урока по АСО
Получают и подготавливают
раздаточный материал
II Целеполагание (1 мин.) Постановка цели и доведение ее
смысла до сознания учащихся (слайд 1)
Знакомятся с темой и целями
урока
III ИВУ (15 мин.) 1. Демонстрирует место спиртов в
общей классификации органических соединений
(слайд 2).

2. Спирты, в свою очередь, тоже можно
классифицировать (слайд 3).

3. По ходу задает вопросы учащимся:

- Что отличает состав спиртов от состава
углеводородов?

- В состав какой группы атомов входит кислород,
отличающий спирты от углеводородов?

- Как такую группу атомов мы называем в
неорганической химии?

- Используя известные вам факты о видах
изомерии, предположите виды изомеров у спиртов и
поясните ваше предположение.

4. Следующими двумя вопросами создаем
возможность рассмотрения электронного эффекта в
молекулах спиртов и возникновения
межмолекулярной водородной связи, оказывающей
значительное влияние на физические свойства
спиртов:

- Вспомните, что такое электроотрицательность?

- Какой атом в спиртах наиболее ЭО?

- Как Вы думаете, в каком направлении в молекуле
спирта смещается электронная плотность?

- Где самая ЭО часть молекулы?

- Какие атомы обеднены электронной плотностью?

5. Демонстрирует образцы спиртов, подчеркивая,
что в обычных условиях спирты не бывают
газообразными.

1. Рассматривают слайды и образцы
спиртов.

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Анализируют рассмотренный материал, делают
выводы о физических свойствах спиртов и
причинах, обусловливающих эти свойства.

IV УР в парах постоянного состава
(5минут)
1. Организует работу в парах с
целью закрепления только что полученной новой
информации.

2. Отвечает на возникшие вопросы
(индивидуально).

1. Отвечают друг другу на вопросы
по новой теме.

2. Ответы на вопросы, вызвавшие
затруднения, находят в информац. листе или задают
учителю.

V

ИСР по заданию с адаптацией (15
мин.)
1. Организует индивид. работу по
заданиям с адаптацией (по алгоритму).

2. Работает
индивид с учащимися с целью проверки вновь
полученных знаний.

3. Отмечает уровень знаний в “Листе оценки
знаний”.

1. Выполняют письменную
разноуровневую самостоятельную работу (по
алгоритму).

2. Работают индивидуально (устно) по
заданиям учителя.

VI

Подведение итогов (3 мин.) Разъясняет домашнее задание:

1.
§ 17 выучить до химических свойств.

2. Выполнить письменно вопросы 4 и 5 на стр.154.
(вопрос 6, если достигнуты все цели).

3. Обратитесь еще раз к целям урока и отметьте
Ваш уровень достижения поставленных целей.

1. Отмечают в листе заданий не
достигнутые на уроке цели.

2. Сообщают учителю о
своих достижениях.

3. Записывают домашнее задание.

Вопросы для включенного контроля



  • Какое главное отличие строения спиртов от
    других классов органических соединений?
  • Какие признаки классификации спиртов вы можете
    назвать?
  • Какая химическая связь называется водородной?
  • Между какими молекулами возникает водородная
    связь?
  • Как водородная связь влияет на физические
    свойства спиртов?
  • Как в древности получали спирт? Какой это был
    спирт?
  • Каково значение этилового спирта?
  • Информационный лист учащегося

    1. Определение.

    Спирты – органические
    соединения, содержащие в молекуле одну или
    несколько гидроксильных групп – ОН у насыщенных
    атомов углерода.

    2. Распределение электронной плотности в
    молекулах алканолов:

    3. Номенклатура.

    Название алканола =
    название углеводорода + ОЛ (+ № с-атома).

    4. Кпассификация спиртов

    : стр. 138-140 учебника.

    5. Виды изомерии:

    • углеродной цепи (начиная с С4);
    • положения гидроксогруппы (начиная с С3);
    • межклассовая изомерия с простыми эфирами
      (начиная с С2).

    6. Физические свойства

    . Всегда определяются
    характером взаимодействия между молекулами
    веществ.

    Температура кипения.

    Для испарения спиртов
    требуется разорвать не только вандерваальсовы,
    но и водородные связи между молекулами, что
    требует дополнительной затраты энергии. Поэтому
    температура кипения спиртов намного выше
    температуры кипения алканов с близкой
    молекулярной массой (рис.22а, стр.142 учебника) и
    возрастает с увеличением молекулярной массы.

    Растворимость в воде.

    Благодаря полярности
    молекул спиртов и воды (рис. 22а, б, в, стр.142), между
    ними возникают водородные связи,
    обусловливающие хорошую растворимость, которая
    понижается с увеличением неполярного
    углеводородного радикала.

    Плотность.

    Ациклические спирты легче воды,
    ароматические – тяжелее.

    Вязкость.

    С увеличением числа гидроксогрупп
    (числа водородных связей) и массы
    углеводородного радикала вязкость
    увеличивается.

    Запах.

    С13 обладают характерным
    алкогольным запахом; С45
    сладковатым удушливым; высшие – без запаха.
    Третичные спирты обладают запахом плесени.[4]

    Лист заданий для учащихся № 1

    Цели работы

    Знать: Уметь:
    1) определения спиртов,

    2)
    признаков классификации,

    3) строение молекул,

    4) гомологического ряда и его общей формулы,

    5) видов изомерии спиртов и номенклатуры
    спиртов,

    6) физических свойств и понятия водородной
    связи.

    1) записывать:
    • формулы спиртов, применяя различные типы
      классификации;
    • формулы изомеров, применяя различные виды
      изомерии, характерные для класса спиртов;

    2) называть спирты по формулам;

    3) объяснять:

    • влияние водородной связи на свойства спиртов;
    • генетическую связь спиртов с углеводородами;
    • влияние смещения электронной плотности в
      молекулах спиртов на их кислотно-основные
      свойства;

    4) приводить примеры к выше названным понятиям;

    5) выстраивать гомологический ряд спиртов.

    Устная работа в парах.

    По очереди ответьте друг другу на следующие
    вопросы. Если вопрос вызывает затруднения с
    ответом, обратитесь за помощью к информационному
    листу или к учителю.

    1. Дайте определение спиртов.
    2. По каким принципам можно классифицировать
      спирты?
    3. Какой самый ЭО атом в молекулах спиртов, и как, в
      связи с этим, распределяется электронная
      плотность в них?
    4. Что такое водородная связь, почему и где она
      возникает?
    5. Как водородная связь влияет на такие физические
      свойства спиртов, как температура кипения и
      растворимость в воде?
    6. Назовите еще один важный фактор, влияющий на
      физические свойства спиртов.
    7. Как масса углеводородного радикала влияет на
      температуру кипения, растворимость, плотность,
      вязкость, запах спиртов?

    По окончании работы обратитесь еще раз к целям
    и отметьте ваши результаты.

    Лист заданий для учащихся № 2

    Разноуровневая самостоятельная работа
    (два варианта)



  • Выполните письменно на листах (с обратной
    стороны) предложенные задания.
  • Выполните обязательные задания 3 и 4 в I уровне.
  • Далее переходите к заданиям II или III уровней по
    выбору, или продолжите работу с I уровнем.
  • По окончании работы в перечне целей урока
    отметьте, какие из них вами достигнуты.

  • Вариант №1 Вариант №2

    I уровень (3 балла)

    1) Какой спирт кипит при более высокой
    температуре, бутанол-1 или гексанол-1?

    2) Укажите распределение электронной плотности
    в молекуле бутанола.

    3) Напишите формулы первичного, вторичного и
    третичного одноатомного спирта, в состав
    которого входит 4 углеродных атомов, и назовите
    их по систематической номенклатуре.

    4) Для гесанола-1 напишите формулы одного
    изомера и одного гомолога и дайте им названия.

    II уровень (4 балла)

    1) Запишите формулы пропанола, пропана и
    2-метилбутанола-2 в порядке возрастания их
    растворимости в воде.

    2) Найдите соответствие между формулами веществ
    и их названиями. Ответ запишите в таблицу. [1]

    III уровень (5 баллов) [2]

    Изобразите структурные формулы спиртов С6Н13ОН
    и:

    1) назовите их;

    2) напишите, какие из них являются первичными,
    вторичными, третичными;

    3) изобразите структурную формулу их изомера, не
    являющегося спиртом.

    I уровень (3 балла)

    1) Какой спирт лучше растворяется в воде, этанол
    или пентанол?

    2) Укажите распределение электронной плотности
    в молекуле пропанола.

    3) Напишите формулы первичного, вторичного и
    третичного одноатомного спирта, в состав
    которого входит 5 углеродных атомов, и назовите
    их по систематической номенклатуре.

    4) Для пентанола-1 напишите формулы одного
    изомера и одного гомолога и дайте им названия.

    II уровень (4 балла)

    1) Запишите формулы бутанола-1, бутана и
    2-метилбутанола-2 в порядке возрастания их
    температур кипения.

    2) Найдите соответствие между формулами веществ
    и их названиями. Ответ запишите в таблицу. [1]

    III уровень (5 баллов) [2]

    Изобразите структурные формулы спиртов С6Н13ОН
    и:

    1) назовите их;

    2) напишите, какие из них являются первичными,
    вторичными, третичными;

    3) изобразите структурную формулу их изомера, не
    являющегося спиртом.

    Лист учета знаний [3]


    Тема “Классификация,
    строение, физические свойства спиртов”
    № п/п Ф.И. уч. Опред-е Класси-
    фикация
    Гомо-
    логия
    Изоме-
    рия
    Водо-
    родная
    связь
    Физ.
    св-ва
    1.
    2.
    3.
    20.

    Список литературы

    1. Антошин А.Э. “Полный курс подготовки к ЕГЭ по
      химии”, М.: Айрис-Пресс, 2007.
    2. Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс, М.: Дрофа, 2002, с.
      138-143, 154.
    3. Границкая А.С. Адаптивная система обучения в
      школе, М: “Просвещение”, 1991.
    4. Дерябина Н.Е. Органическая химия:
      репетитор-тренажер для подготовки к экзамену. Ч.2.
      – М.: Центрхимпресс, 2009.



    Следующий: