Разработка урока по теме Соли. Получение солей. 8-й класс

Цели урока:

  • Образовательная: Формирование на межпредметном уровне системы
    понятий о солях в условиях активной учебной деятельности
  • Развивающая: Формировать приемы умственной деятельности,
    развивать логическое мышление и познавательный интерес.
  • Воспитательная
  • : продолжать формирование адекватной самооценки на
    базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности. Воспитывать
    культуру умственного труда.

Приоритетные виды межпредметных связей.

  1. Внутрицикловые содержательно-информационные – с курсами
    биологии(водно-минеральное питание растений, минеральные удобрения),
    географии (распространение солей в земной коре), валеологией (значение
    поваренной соли),физики(кристаллическое строение веществ) и т.д.
  2. Организационно-методические — на уровне общепредметных умений
    (наблюдение, анализ, синтез, сравнение и вывод, применение знаний и способов
    действий и др.)
  3. Специально-предметные — причинно-следственные, семиотические,
    исторические, взаимообратные и др.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Чтобы что-то узнать,
Нужно уже что-то знать.
С. Лем

1.1. Актуализация знаний.

Вспомним способ нашего продвижения по учебному материалу:

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, которые соответствуют
знаниям зоны их актуального развития.

1. Все вещества происходят от какого-либо элемента. На какие две группы делят
химические элементы? (Металлические и Неметаллические.)

2. Какие простые вещества им соответствуют на макроуровне организации
вещества? (Металлическим элементам соответствуют металлы, Неметаллическим –
неметаллы.)

3. Какие простые вещества мы изучили? (Водород, кислород.)

4. К изучению каких веществ мы перешли дальше? (Сложных.)

5. Какие сложные вещества образуют металлы и неметаллы при взаимодействии с
кислородом? (Оксиды. Металлы – основные оксиды, неметаллы – кислотные оксиды.)

6. Далее, в результате работы мы обнаружили, что кислотным оксидам
соответствуют …, а основным оксидам … (кислотные гидроксиды и основные).

По ходу составляется схема на доске и в тетрадях учащихся.

С помощью химических реакций можно перейти от простых веществ к сложным, от
одного класса к другому. Такая взаимосвязь активно используется в практической
деятельности человека.

7. Что произойдет, если смешать раствор кислоты и раствор щелочи? (Проблемный
вопрос.)

Учащиеся затрудняются ответить на последний вопрос, ибо мы вышли за пределы
зоны их актуального развития.

1.2. Мотивация.

Для осмысления потребностей и мотивов изучения последнего вопроса учащимся
предлагается проанализировать ситуацию:

При попадании щелочи на кожу на пораженное место после промывания содой
накладывают повязку из марли или ватной тампон, пропитанный 5% раствором
уксусной кислоты. Почему?

В процессе обсуждения этой ситуации учащиеся проходят к выводу, что возможно
образуются какие-то новые вещества. Учащиеся осознают потребность в изучении
материала зоны своего ближайшего развития.

1.3. Формулирование темы урока.

Какой основной продукт образуется при смешивании растворов кислот и щелочей,
к какому классу неорганических веществ он принадлежит и соответственно название
темы урока вы узнаете выполнив задание.

Задание. Определите в каждом столбике лишнее вещество и из букв
составьте слово (4 балла).

Формирование учебной проблемы и планирование действий по ее реализации.

Записываем тему урока “Соли. Получение солей”.

1.4. Планирование действий учащихся на уроке.

В результате обсуждения совместно с учащимися составляется план изучения
темы.

План

  1. Получение солей (выполнение лабораторной работы).
  2. Определение солей.
  3. Состав, строение солей.
  4. Значение солей.
  5. Номенклатура солей.

II. Операционно-исполнительский этап.

После того как человек определил,
что именно необходимо сделать,
он может сделать то, что нужно.
Китайская мудрость.

Реализация первого пункта плана

.

Выполнение, моделирование и оформление результатов лабораторной работы.
Лабораторная работа выполняется по инструкции (5баллов).

2. По каким признакам можно судить что произошла химическая реакция?

3. Что происходит при сливании растворов кислоты и щелочи? Давайте
разберемся.

Моделирование процесса реакции.

Учитель показывает на доске используя набор трафаретов моделей ионов на
магнитной основе.

В растворе кислоты присутствуют ионы Н+ и Clˉ, в растворе щелочи
Na+ и OHˉ. При сливании растворов произошло соединение ионов Н+
и ОНˉ в молекулы очень слабо диссоцирующей воды Н+ + ОНˉ = Н2О

Теперь обратим внимание на второй продукт реакции. В растворе он находится в
виде ионов Na и Сlˉ . Как его выделить из воды? (Провести выпаривание).

Нейтрализуются и кислота и щелочь и получается нейтральный раствор.

Реакцию кислоты с основанием, в результате которой получаются соль и вода,
называют реакцией нейтрализации.

В общем виде схему реакции можно представить так:

Где же используются реакции нейтрализации в реальной жизни?

Реакции нейтрализации используется в качестве одного из способов очистки
сточных вод. Сточные воды – это воды, которые возвращаются в окружающую среду
после их использования. Сточные воды могут быть щелочными и кислыми. А обычная
вода – нейтральная. Поэтому для очистки используется реакция нейтрализации (или
смешивают кислые и щелочные сточные воды, или прибавляют специальные реагенты:
кислоты, негашенную известь, каустик – Na OH

2.2. Реализация второго пункта плана.

Из всех химических соединений соли являются наиболее многочисленным классом
веществ. В начале 19 века шведский химик И. Берцелиус сформулировал определение
солей как продуктов реакций кислот с основаниями.

Сформулируйте свое определение солей и запишите в тетради (2 балла).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединенных с
кислотным остатком.

Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислот.

2.3. Реализация третьего пункта плана.

Вы ознакомились с солями. Охарактеризуйте соли по схеме
“состав-строение-свойства” и смоделируйте изученный материал (работа с
учебником) (4 балла).

2.4. Реализация четвертого пункта плана.

Из приведенного списка выпишите формулы солей (4балла)

SO2
NaCl
Zn (OH)2
Ca CO3
H2SO4
CaCl2
MgO
NaJ

Рассказ о значении солей, которые выписали учащиеся.

Na Cl, Са Cl2, Ca CO3

Соли широко распространены в природе и играют важную роль в процессах обмена
веществ и растительных организациях. Соли содержатся в клеточном соке живых
организмов, входят в состав различных тканей: костной, нервной, мышечной и
другие. В организме человека различные соли составляют 5,5 % его массы. Велика
роль солей в технике. Соли используют, направляют для получения стекла,
минеральных красок, мыла, многих металлов, минеральных удобрений и др.

2.5. Реализация пятого пункта плана.

Как дать названия солям, которые выписали?

Учитель объясняет номенклатуру солей.

Название соли = название аниона + название катиона металла.

(в именительном падеже) (в родительном падеже)

Если один и тот же металл проявляет несколько степеней окисления, они
указываются в скобках римской цифрой.

Учащиеся дают название солям, которые выписали (4 балла).

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Силу уму придают упражнения, а не покой
А.Поп.

3.1. Первичная проверка усвоения знаний.

Необходимо выполнить одно из трех заданий (по выбору). Выберите только то
задание, с которым справитесь.

Задание 1. (репродуктивный уровень) – (3 б)

Выпишите формулы солей и назовите их

Na2SO4, Ba (OH)2, CO2, Ca (NO3
)2, KCl, H2 SO4, HNO3, CuO, HCl.

Задание 2.(прикладной уровень) – (4 б).

Найдите лишнюю формулу и объясните свой выбор.

А) K 2SO4
Na2 SO4
Na2 CO3
CuSO4
б) NaCl
Na3 PO4
FeCl3
MgCl2
в) KCl
Na NO3
Mg (NO3 )2
Al (NO3 )3

Задание 3. (творческой уровень) – (5 б).

Вы заметили, что комнатные растения в школе нуждаются в подкормке азотом и
калием. В вашем распоряжении есть следующие вещества: H2O, K2CO3,
KOH, HNO3 .Можно ли из этих соединений получить такое, которое
обеспечило бы одновременную подкормку азотом и калием.

Взаимопроверка проводится сразу после написания работы по готовым ответам на
доске.

3.2. Подведение итогов занятия

1. Какую проблему мы поставили в начале урока?
2. Удалось ли нам ее решить?

Учащиеся подсчитывают общее число баллов, набранных за урок, и оценивают свою
работу по пятибальной системе:

27–28 баллов – “5”
20–26 баллов – “4”
13–19 баллов – “3”
меньше 13 баллов – “2”

Отметки выставляют в дневник. Тетради сдают учителю на проверку.

Оцениваются учащиеся, получившие 5 и боли жетонов за устные ответы на уроке.

3.3. Осмысление домашнего задания..

I уровень – §33, задание 1, стр. 126(учебник Кузнецова Н.Е,Титова И.М.,Гара
Н.Н.,Жегин А.Ю.химия:8класс-М.:Вентана-Граф,2007)

II уровень – §33, задание 4.стр.126

III уровень – §33, Творческое задание: Однажды мне в руки попала книжка с
названием “Без соли не проживешь”. А немного позже в одном из журналов я
прочитала статью, которая была названа “Белый яд”. Напишите заметку с одним из
названий о поваренной соли (в стиле вашей любимой газеты).

3.4 Осмысление темы следующего урока.

Для лечения некоторых заболеваний принимают ванны из морской воды. Морская
вода содержит ионы Na+, Mg2+, Ca2+, K+,
Cl-, SO42- , Br-, J-. В лечебницах, расположенных далеко от моря
морскую воду готовят искусственно. Какие соли надо растворить в пресной воде,
чтобы приготовить морскую воду ?

Как составить формулы солей? Этот материал нам предстоит изучить на следующем
уроке.

Учебник.

  1. С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин “Химия. 8–9”.

Учебник подготовлен в соответствии с авторской программой, которая
предусматривает дифференцированный, развивающий подход к обучению. Полученные
школьниками знания становятся базой для творческого и сознательного восприятия
последующего материала.

Содержание данного учебника полностью соответствует обязательному минимуму
содержания химического образования и времени, отведенному Базисным учебным
планом на изучение химии (2 ч в неделю). Кроме того, учебник содержит
дополнительный материал, на изучение которого может быть использован 1 ч сверх
учебного плана (3 ч в неделю). Это первый учебник по неорганической химии,
который рассчитан на изучение предмета в разном объеме и с разной степенью
глубины и в котором предлагаются задания разной степени сложности.

Учебник отличает строгая научность изложения: на тщательно отобранном
фактологическом материале в доступной и живой форме раскрывается содержание
важнейших понятий, законов и теорий химии. Учебное содержание распределено по
годам обучения в строгом соответствии с возрастными и психологическими
особенностями учащихся, логикой учебного процесса и общей методикой формирования
химических знаний.

Текст учебника сопровождается большим количеством иллюстраций, обобщающих
схем, рисунков, таблиц; к каждому параграфу предложены четырехуровневые (по
степени сложности) вопросы и задания, инструкции по выполнению лабораторных
опытов и практических работ. Особую педагогическую ценность учебника составляет
то, что его содержание доступно для всех школьников, обучающихся по системе
развивающего обучения

Содержание учебника выстроено в соответствии с принципом восхождения от
абстрактного к конкретному. Это позволяет учителю работать в зоне ближайшего
развития учащихся и организовывать развивающиеся логически соподчиненные
действия. Только таким образом учитель будет учить школьников учиться, т.е.
строить процесс собственной учебной деятельности, при которой действия учащихся
переносятся во внутренний план, и в последствии они смогут реализовать их в
других, неучебных формах практической и умственной деятельности.

Следующий: