Разработка урока по теме Общая характеристика элементов подгруппы кислорода

Образовательные задачи: создать условия для совершенствования умения давать общую характеристику элементов подгруппы на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строения их атомов на примере элементов подгруппы кислорода.

Воспитательные задачи: формировать положительное отношение к ценности Творчество: воспитывать самостоятельность, активность, инициативность через организацию самостоятельной поисковой деятельности уч-ся на уроке. Продолжить работу по формированию мировоззрения уч-ся, раскрывая сущность причинно-следственной связи – строение-свойства.

Развивающие задачи: обучать уч-ся умениям принимать и намечать задачи своей учебной деятельности, осуществлять ее самооценку. Обеспечить условия для развития основных приемов мышления: конкретизации и обобщения, анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, умения делать выводы.

ХОД УРОКА

Учитель объявляет тему урока.

Постановка целей урока

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит с вами дать характеристику элементов подгруппы кислорода. Какие знания нам необходимы для этого?

Ответы учащихся:

  • Необходимо знать строение атома.
  • Уметь пользоваться периодической таблицей химических элементов для описания строения их атомов.
  • Надо уметь определять свойства химических элементов на основании строения их атомов.
  • Надо уметь сравнивать активность химических элементов.
  • Уметь объяснять разную активность химических элементов на основании строения их атомов.

Учитель: Совершенно верно. А имеете ли вы перечисленные знания и умения?

Учащиеся отвечают утвердительно.

Учитель: Поэтому сегодня на уроке работу мы организуем таким образом, что вы сами попробуете дать характеристику элементов подгруппы кислорода. У вас есть все знания, чтобы сделать это самостоятельно. Я уверена, что вы с успехом справитесь с заданием.

Учитель (организует участие учеников в целеполагании): «Ребята, как вы считаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть при изучении данной темы?»

Ответы учащихся:

  • Строение атомов элементов подгруппы.
  • Какие свойства проявляют эти элементы, металлические или неметаллические.
  • Как свойства этих элементов изменяются в группе.
  • Формулы оксидов и гидроксидов этих элементов, их характер.

Учитель: Молодцы! А теперь давайте повторим материал, который поможет вам самостоятельно ответить на все эти вопросы.

Актуализация опорных знаний

Каждый учащийся получает карточку многоразового использования по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

I II I II
1. F Sr 2е,8е,18е,6е 2е,8е,1е 1.
2. As Ne 2е,8е,18е,8е,1е 2е,8е,6е 2.
3. Rb Cl 2е,5е 2е,8е,18,2е 3.
4. Te P 2е,8е,3е 2е,8е 4.
5. Kr Na 2е,7е 2е,8е,5е 5.
6. Mg Zn 2е,8е,18е,5е 2е,8е,18е,18е,7е 6.
7. Li S 2е,8е,2е 2е,8е,8е,1е 7.
8. Se N 2е,8е,18е,18е,6е 2е,8е,7е 8.
9. Al Mg 2е,8е,18е,8е 2е,8е,2е 9.
10 Ca I 2е,1е 2е,6е 10
11. N K 2е,8е,18е,7е 2е,5е 11.
12. Br O 2е,8е,8е,2е 2е,8е,18е,8е,2е 12.

Работа организуется фронтально. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: (работают по двум вариантам, на данном уроке используем столбцы с электронными формулами химических элементов).

  1. По электронным формулам найдите элементы одной группы главной подгруппы.
  2. Как определили их принадлежность к одной группе?
  3. Какие из этих элементов относятся к металлам, к неметаллам? Дайте обоснованный ответ.
  4. Сравните элементы, стоящие под №5 и №11. В какой группе они находятся?
  5. Как атомы этих элементов завершают наружный энергетический уровень?
  6. В чем заключается сущность неметаллических свойств?
  7. У какого из этих элементов неметаллические свойства выражены ярче? Докажите почему?
  8. Как неметаллические свойства изменяются в группах? Дайте обоснованный ответ.
  9. Как называется процесс присоединения электронов с точки зрения окислительно-восстановительных процессов?
  10. Какую роль в окислительно-восстановительных реакциях выполняют элементы, атомы которых присоединяют электроны?
  11. Как изменяются окислительные свойства в группах?

Весь класс следит за ответами товарищей, а при наличии ошибок в ответе, вносят в него поправки.

Формирование новых знаний

Учитель: Ребята, вам предстоит серьезная работа, но не нужно этого бояться. Вы будете работать парами и помогать друг другу. При необходимости можете за помощью обратиться ко мне.

Далее учитель дает инструктаж по заданию для самостоятельной работы. После инструктажа учащиеся работают самостоятельно (парами, по карточкам).

Задание для самостоятельной работы.

I. 1. Заполните таблицу

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода

Положение химического элемента в периодической системе Строение атома
Химический элемент Mr Группа, подгруппа Период Поряд. N Заряд ядра Число энергет. уровней Число е на внеш. эн. ур. Распределение е по энергетическим уровням
O
S
Se
Te
  1. Запишите формулы высших оксидов.
  2. Запишите формулы соответствующих им гидроксидов.

II. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания I.

III. Подготовьте вместе устные ответы на вопросы:

  1. Что общего в строении атомов элементов подгруппы кислорода?
  2. Сколько электронов атомам этих элементов не достает до завершения наружного энергетического уровня?
  3. Как атомы элементов завершают наружный энергетический уровень?
  4. Какую роль выполняют эти элементы, принимая электроны для завершения наружного энергетического уровня (с точки зрения окислительно-восстановительных процессов)? Какую степень окисления при этом проявляют?
  5. Какие свойства проявляют элементы подгруппы кислорода? Как эти свойства изменяются в группе с увеличением заряда атомного ядра?
  6. Какой характер проявляют высшие оксиды и их гидроксиды элементов подгруппы кислорода?
  7. Как изменяется сила оксидов и гидроксидов элементов подгруппы кислорода в группе сверху вниз?

После выполнения задания организуем его проверку. Обсуждаем с учащимися ответы на вопросы.

Под руководством учителя учащиеся формулируют общие выводы, используя задание III в качестве плана ответа.

Ответы учащихся:

  • Атомы элементов подгруппы кислорода находятся в главной подгруппе VI группы, так как имеют сходное строение атомов – на внешнем энергетическом уровне содержат 6 электронов. Конфигурация внешнего уровня ns2np4.
  • Атомам этих элементов до завершения наружного энергетического уровня не достает двух электронов. Для завершения наружного энергетического уровня атомы элементов подгруппы кислорода присоединяют по два недостающих электрона и в соединениях с металлами и водородом проявляют отрицательную степень окисления — 2.
  • Завершая наружный энергетический уровень атомов присоединением недостающих электронов, элементы подгруппы кислорода проявляют окислительные свойства. Их окислительная способность уменьшается в группе сверху вниз, т.к. увеличивается атомный радиус, и способность к присоединению электронов убывает (учитель поясняет учащимся, что для элементов подгруппы кислорода характерны и восстановительные свойства, они будут изучаться на последующих уроках).
  • Высшие оксиды элементов подгруппы кислорода соответствуют формуле ЭО3, соответствующие им гидроксиды – Н2ЭО4. Оксиды проявляют кислотный характер, соответствующие им гидроксиды являются кислотами. Сила кислот в группе сверху вниз уменьшается.

Закрепление изученного материала

Учащимся выданы карточки со «слепым» текстом.

Задание: вставить в текст пропущенные слова и словосочетания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПОДГРУППЫ КИСЛОРОДА

Элементы подгруппы кислорода – это элементы … группы, …подгруппы. Они находятся в одной группе, потому что имеют сходное … … . В наружном энергетическом уровне их атомов — … электронов. Для завершения наружного энергетического уровня атомы этих элементов … … , поэтому проявляют … свойства. Эти свойства в группе сверху вниз …, так как … .

Характерная степень окисления этих элементов — … .

Общая формула высших оксидов … . Эти оксиды проявляют … свойства.

Соответствующие им гидроксиды являются … . Их сила в группе сверху вниз … .

После выполнения данного задания заслушиваем 1-2 ответа.

Первичная проверка усвоения знаний

Учащимся предлагается карточка с 10 утверждениями.

Задание: записать цифры утверждений, которые являются верными.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Элементы подгруппы кислорода находятся в главной подгруппе V группы, так как их атомы имеют 5е в наружном энергетическом уровне.
  2. К элементам подгруппы кислорода относятся O, S, Cr, Mo, Se.
  3. Элементы подгруппы кислорода проявляют окислительные свойства, которые в группе сверху вниз возрастают.
  4. Элементы подгруппы кислорода проявляют окислительные свойства, которые в группе сверху вниз убывают.
  5. Электронная формула наружного энергетического уровня атомов элементов подгруппы кислорода — ns2np4 .
  6. До завершения наружного энергетического уровня атомам элементов подгруппы кислорода не достает 2е.
  7. Характерная степень окисления элементов подгруппы кислорода +2.
  8. Принимая недостающие электроны для завершения наружного энергетического уровня, атомы элементов подгруппы кислорода выполняют роль восстановителя.
  9. Высшие оксиды элементов подгруппы кислорода проявляют основные свойства.
  10. Гидроксиды, соответствующие высшим оксидам элементов подгруппы кислорода, являются кислотами.

Проверка: вместе с учащимися называем правильные ответы. При этом каждый ученик проверяет свою работу.

Рефлексия

1. Своей работой на уроке я:

  • доволен;
  • не совсем доволен;
  • не доволен потому что…

2. Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

§ 7 Обратить особое внимание на те вопросы, которые вызвали у вас наибольшие затруднения в ходе самостоятельной работы.

Письменное задание на ваш выбор:

  1. Охарактеризовать по плану характеристики химического элемента любой элемент подгруппы кислорода.
  2. Дать сравнительную характеристику двух элементов подгруппы кислорода.

Учитель: Ребята, вы отлично сегодня поработали! Мне приятно было слушать ваши ответы. Спасибо за работу! (объявляет и комментирует оценки за урок).

Следующий: