Разработка урока по теме Ионная химическая связь. 8-й класс

Когда мы говорим о компетентностном
подходе в обучении, то можно рассмотреть знание
как комплекс умений действовать в новой
ситуации. Значит, необходимо развивать
компетентность решения проблем. И на своих
уроках мы учим анализировать ситуацию, быстро и
четки ставить цели действия, искать средства
решения и решать проблему, а затем, анализировать
полученный результат. Помочь в этом может метод
прогнозирования.

Процесс прогнозирования достаточно
актуален в настоящее время. Широка сфера его
применения. В настоящее время ни одна сфера жизни
общества не может обойтись без прогнозов как
средства познания будущего. Особенно важное
значение имеют прогнозы
социально-экономического развития общества,
обоснование основных направлений экономической
политики, предвидение последствий принимаемых
решений.

Поэтому предлагаем вашему вниманию
алгоритмы двух уроков из курса основной школы, с
использованием метода прогнозирования.

Тема урока и его место

в системе
уроков. Изучаемая тема – “Ионная связь”. Данный
урок – это первый урок, где учащиеся знакомятся с
химической связью. Предлагаем исследование, что
очень важно при прогнозировании механизма
образования связи, какие частицы участвуют в
образовании связи.

Второй урок в продолжении развития
прогностического мышления учащихся предлагаем
по теме “Азот”. Этот урок в середине изучения
темы “Неметаллы” и прогнозирование свойств
вещества на основе строения атома уже знакомый
алгоритм действия для ребят, мы закрепляем их
умения решать проблемы.

Учащиеся в ходе выполнения заданий,
пользовались приемами:

  • осмысление и прогнозирование новых понятий;
  • проводили самостоятельный поиск химической
    информации с использованием представленного
    текста;
  • выделяли главное.

Учащиеся показывают
заинтересованность в ходе урока; эмоционально
реагируют на предположения; всегда
сосредоточены и внимательны при прогнозировании
и решении проблемной ситуации, выполнения
заданий, стремятся по собственному побуждению
принять участие в обсуждении, решению вопросов
поставленных в ходе урока.


Разработка урока по теме “Ионная
химическая связь” – 8-й класс


Цель урока:

познакомить учащихся с
химическим понятием “ионная химическая связь
через исследование механизма образования ионной
химической связи.

Задачи урока:


– повторить строение атома;
– исследовать механизм образования ионной
химической связи.


Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний:

– Атом, какого химического элемента имеет
заряд ядра +11

– Записать схему электронного строения атома
натрия

– Внешний слой завершен?

– Как добиться завершения заполнения
электронного слоя?

– Составить схему отдачи электрона

– Сравнить строение атома и иона натрия


3. Сравнить строение атома и иона инертного
газа неона.

4. Определить атом, какого элемента с
количеством протонов 17.

– Запишите схему электронного строения атома.



– Слой завершен? Как этого добиться.

– Составить схему завершения электронного
слоя хлора.

5. Изучение нового материала.

Ионы соединяются:

Na+ +CI= Na CI

Вводится понятие ИОННАЯ связь.

Предложите между атомами, каких химических
элементов может установиться такой вид
химической связи.

Пример выполнения задания по алгоритму стр. 96
учебника.

Работа с таблицей №6.

Вводим понятие веществ с немолекулярным
строением

6. Закрепление нового материала:

Задание: составить схему образования
химической связи между:

1 вариант – натрием и бромом
2 вариант – кальцием и фосфором.

Упражнение в учебнике 6 (а).

Д.з.

Параграф 21. Упражнения 1,2 устно. Письменно
3.

Разработка урока по теме “Азот” – 9-й
класс

Цель урока:

вывести учащихся на
прогнозирование химических свойств азота на
основе знаний по строению его молекулы.

План урока.

1. Актуализация знаний по нахождению азота в
природе (по сравнению с кислородом) созданием
проблемной ситуации –

Чем объяснить химическую инертность азота,
если этот элемент в ряду ЭО расположен рядом с
кислородом?

2. Разрешение проблемной ситуации выходом на
знания о строении молекулы, в виде химической
связи и механизме её образования

3. Выход на прогноз химических свойств N2
через знание общих химических свойств
неметаллов:

1) Взаимодействие с металлами (проявление
окислительных свойств)

Спрогнозируйте условия, при которых N2 способен
взаимодействовать с металлами, учитывая
химическую инертность, исключая с Li
(необходимо нагревание) добавить – высокое

С каким веществом N2 может проявлять
окислительные свойства? (Ответ: с H2)

2) Спрогнозируйте условия, при которых N2 может
реагировать с Н2 (Ответ: нагревание)

При t = 250C’ NН3 разлагается на N2 и Н2 таким
образом реакция обратима

А нам необходимо сохранить полученный аммиак.
Подумайте, при каких ещё дополнительных условиях
можно сохранить молекулы NН3 при t выше 250C’ (ответ:
р )
(межпредметная связь с физикой)

А ещё добавить катализаторы(н-р, Fe)

Исходя из возможных C.О. азота, предположите,
какими ещё свойствами он может обладать.

(На доске выписать все возможные cтепени
окисления азота)

Какое вещество вы предложите в качестве
окислителя? (ответ: с более высокой Э.О. , н-р О2 )

Предложить вспомнить об инертности N2 и
необходимых условиях (тем-ра электрического
заряда в атмосфере)

Вывод: 1. в чем сходство и различие хим. свойств N2
по сравнению с другими неметаллами (причина
различий)?

Д.з. объяснить все записанные на уроке
реакции с точки зрения ОВР, параграф № 24, упр. 1-3,
спрогнозируйте свойства оксидов азота.




Следующий: