Разработка урока по теме Электричество вокруг нас, 8-й класс

Цели урока:

1. Коррекция и углубление знаний учащихся по
теме “Электризация тел. Строение атома”.

2. Развитие интереса учащихся к физике.

3. Выработка у учащихся самостоятельных навыков
работы с физическими приборами.

4. Развитие наблюдательности и логического
мышления у учащихся.

5. Создание ситуации успеха для учащихся.

Оборудование:

1. Электрофорная машина

2. Штатив изолированный-2

3. Штатив с лапкой-2

4. Конденсатор воздушный

5. Соединительные провода

6. Полочка стеклянная

7. Лист бумаги

8. Лист бумаги цветной

9. Расческа пластмассовая

10. Электростатический маятник

11. Серпантин металлический

12. Фольга металлическая

13. Ножницы

14. Клей канцелярский

15. Колба с высоким горлом

16. Игла вязальная

17. Пробка резиновая

18. Тонкий химический стакан

19. Лист бумаги 10*3см-30шт

20. Жетоны бумажные-40шт

21. Электрометр

22. Искусственная замша

23. Газета “Молния” (газета изготовлена
учащимися класса заранее)

24. Лоскут шерстяной ткани

25. Компьютер

26. Мультимедийный проектор

Презентация.

Слайд №1

Оформление доски:

На доске записан план урока для учащихся:

Повторить:

1. Виды электрического заряда.

2. Электрическое поле.

3. Взаимодействие электрических зарядов.

4. Применение электрических полей.

Способы электризации тел:

1.

2.

3.

Применение электрических полей:

1.

2.

3.

4.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Приветствие учащихся.

2. Знакомство учащихся с планом урока. (По ходу
урока учащиеся

самостоятельно составляют конспект урока,
используя записи на доске)

II. Повторение. /Слайд№2/

“Письмо с ошибками”. Письмо запечатано в
конверте с адресом школы и штампом почтового
отделения, получателями письма являются
учащиеся класса и учитель физики.

Учитель сообщает, что письмо им вскрыто, но
вызывает у него некоторое недоумение своими
ошибками. Учащиеся за исправление ошибки
получают жетон. За три жетона в конце урока
ученик получает оценку 5.

III. Опыты с участием учащихся.

Опыт 1: Определите знак заряда на
расческе, потертой о шерстяную ткань.

Оборудование:

  • электрометр,
  • стеклянная палочка,
  • лист бумаги,
  • расческа пластмассовая,
  • лоскут шерстяной ткани.

Опыт 2: Колбу закрыть пробкой с
воткнутой в нее вязальной иглой. На острее иглы
надеть перевернутый стакан так, чтобы он
находился в равновесии. Расческу, потертую о
лоскут шерстяной ткани положить на стакан.
Предложить учащемуся поднести к концу расчески
палец, не касаясь ее. Расческа будет двигаться за
пальцем.

Вопрос: Почему расческа движется за пальцем? /на
конце пальца наводится заряд противоположного
знака при помощи электростатической индукции/

Опыт 3: Поднесите к заряженной
расческе сначала палец. Затем к остановившейся
расческе на тоже расстояние поднесите ладонь.

Вопросы:

1. Почему взаимодействие с ладонью слабее, чем с
пальцем? /наибольший заряд накапливается на
более острых предметах/

2. Где летом во время грозы в лесу безопаснее
прятаться от дождя: а) под высоким деревом, б) в
низком кустарнике и почему?

3. Какие способы электризации тел вы знаете? /В
тетрадях учащиеся записывают:

Способы электризация:

1. трением,

2. соприкосновением,

3. полем / электростатической индукцией/ /.

IV. Поэтическая минутка /Слайд№3/

“Со мною кто сравнится?”
- Я — Дуб сказал могучий
Взмахнув вершиной гордой.
Из облаков зловещих
летучею змеею
вдруг молния мелькнула
и крепкий дуб сломала,
как бы дитя играя,
цветка согнуло стебель.
“Со мною кто сравнится?”
-Я — прозвучала Башня
чьё золотое темя
отвсюду гордо блещет,
когда не покрывают
его, как флёром, тучи.
Но небеса разверзлись
для молнии могучей.
Летит драконом страшным
с зияющею пастью;
мгновенье — и не стало
главы у гордой башни.
Лишь черными ручьями
вниз по стене стекает
расплавленное злато….

Вопрос: Какова природа молнии? /молния имеет
электрическую природу/

Опыт 4: Демонстрация молнии с
помощью электрофорной машины.

V.Рассказ об изучении электрических явлений.
/сообщение заранее готовит кто-то из учащихся/:

1650 г – Отто Герике получает “искусственное
электричество. : /Слайд№4/

1752 г – Франклин изобрел громоотвод
/молниеотвод/. : /Слайд№5/

1753 г – М.В.Ломоносов объяснил происхождение
грозы: благодаря восходящим и нисходящим потокам
воздуха в атмосфере частички воздуха
электризуются. Сталкиваясь с капельками воды в
облаках, они отдают им часть своего заряда. С
течением времени на облаках скапливаются
большие заряды. /Слайд№6/

М.В.Ломоносов предлагал предупредить молнии с
помощью выставленных и надлежащим образом
закрепленных “электрических стрел”. Против
применения молниеотводов выступила церковь и
как не странно ученые.

VI. Продолжение опытов с учащимися.

Опыт 5: Опыт с серпантином:
соединить кусочек серпантина с одним
кондуктором электрофорной машины и вращать её
диски.

Вопрос: Почему виток серпантина растягивается?
/кольца серпантина, заряжаясь одноименным
зарядом, отталкиваются друг от друга/

Опыт 6: Опыт с электростатическим
маятником: Между двумя вертикально
установленными металлическими пластинами, из
которых одна заземлена, а другая соединена с
кондуктором электрофорной машины, подвесить
электростатический маятник. При вращении дисков
машины маятник колеблется между пластинами.

Вопрос: Почему колеблется маятник? /заряженная
пластина наводит на маятнике заряд
противоположного знака и он притягивается к ней,
перезаряжается одноименным с ней зарядом и
отталкивается от неё. Коснувшись другой
пластины, он разряжается и т. д./

Опыт 7: Получение искусственной
замши, бархата: Обкладки плоского конденсатора
закрепить горизонтально. На нижнюю обкладку
положить мелко нарезанную фольгу. Обкладки
конденсатора соединить с электрофорной машиной.
Между пластинами поместить лист бумаги, снизу
покрытый клеем, так чтобы он не касался обкладок.
При вращении дисков машины кусочки фольги
электризуются и, отталкиваясь от нижней
пластины, приклеиваются к бумаге.

VII. Применение электрических полей.
/Рассказ учителя/

1.электроворсирование /получение замши,
наждачной бумаги./,

2.электропокраска металлических поверхностей,

3. копчение продуктов,

4. электрофильтры /ТЭС, котельные/.

VIII. Физический диктант. /на нечетные
вопросы отвечают учащиеся первого варианта, а на
четные – второго. Ответ записывают на листочках
с помощью “ключа”/

+ да

- нет : /Слайд№7/

1. Слово электричество произошло от слова
янтарь. /Да/

2. На стекле, потертом о бумагу накапливается
отрицательный заряд. /Нет/

3. Электрон – частица с наименьшим
отрицательным зарядом. /Да/

4. Кл – единица измерения электрического
заряда. /Да/

5. Электрическое поле возникает вокруг
заряженных и незаряженных тел. /нет/

6. В состав ядра атома входят протоны и нейтроны.
/Да/

7. Атом не имеет электрического заряда. /Да/

8. Атом, потерявший электрон, называется
отрицательным ионом. /Нет/

9. Одноименно заряженные тела притягиваются.
/Нет/

10. Электроскоп – прибор, с помощью которого
определяют, наэлектризовано ли тело? /Да/

Проверку диктанта осуществляют учащиеся,
обменявшись работами, и сами выставляют оценки,
сверив ответы с правильным “ключом”.

IX. Домашнее задание.

1. Изготовить электроскоп.

2. Составить кроссворд по теме “Электричество”

/Слайд№8/

/Слайд№9/

/Слайд№10/

Список литературы.

1. Билимович Б.Ф. Физические викторины в средней
школе М.: Просвещение,1968.

2. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике М.:
Просвещение, 1974.

3. Браверманн Э.М. Вечера по физике в средней
школе М.: Просвещение, 1970.

4. Браверманн Э.М Физика и опыт М.: Просвещение,
1970.

5. ПерышкинА.В. Физика-8 /учебник/ М.: Дрофа, 2004.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4

Следующий: