Разработка урока по органической химии Глюкоза – альдегидоспирт

“Химик не такой должен быть,
который дальше дыму и пеплу ничего не видит,
а такой, который на основании опытных данных
может делать теоретические выводы”

М.В.Ломоносов

I. Целеполагание.

– Как вы думаете, почему я взяла эти
слова эпиграфом к нашему уроку?
– Чем мы будем заниматься, исходя из этого
эпиграфа?
– Сегодня у нас будет проведение не опытов, а
проведение эксперимента.
– Чем на ваш взгляд различаются опыт и
эксперимент?

На доске фиксируются ответы учащихся.

– Я вам напомню, что такое опыт. Опытом
называется воспроизведение какого-нибудь
явления экспериментальным путем, создание
чего-нибудь нового в определенных условиях с
целью исследования, испытания.
Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы,
затем ее проверку с помощью опыта и, наконец,
вывод, подтверждающий или опровергающий данную
гипотезу. (Гипотеза – предположение, требующее
подтверждения).
Так вот сегодня на уроке наша задача будет
состоять в следующем: сделать вывод о природе
неизвестного вещества на основании проведенного
эксперимента. Давайте договоримся, что будем
понимать под природой вещества. (Состав,
строение, свойства – карточки с данными словами
закрепляем на доске)


СОСТАВ

|
v

СТРОЕНИЕ

|
v

СВОЙСТВА

II. Повторение ранее изученного.

– Чтобы грамотно провести эксперимент,
необходимо вспомнить ряд теоретических
вопросов, на которые мы будем опираться в ходе
эксперимента. (Основные положения теории
химического строения А.М. Бутлерова.)

– Вспомните классы органических соединений,
которые содержат кислород? (Спирты, альдегиды,
карбоновые кислоты, эфиры – таблички с
названиями прикрепляем на доску).


СПИРТЫ


АЛЬДЕГИДЫ


КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ


ЭФИРЫ

– С помощью каких качественных
реакций можно распознать альдегид и
многоатомный спирт? (Качественный реактив на
многоатомный спирт – взаимодействие со
свежеприготовленным гидроксидом меди (II).
Признак реакции – изменение цвета с голубого на
ярко синий. Качественный реактив на
альдегид-взаимодействие с аммиачным раствором
оксида серебра. Признак реакции – образование
осадка – “серебряного зеркала” на стенках
пробирки).

III. Организация эксперимента.

– Теоретические вопросы вспомнили.
Перейдем к практике. Помните, что проведение
эксперимента требует точности, аккуратности,
внимательности. Но прежде о правилах техники
безопасности (См. Приложение 2). Вспомним
правила работы со спиртовкой при нагревании и
закреплении пробирки, как работать с едкими
веществами.
Итак, перед вами три пробирки с растворами
веществ, все они кислородсодержащие.
С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и
многоатомный спирт, а третье – неизвестное
вещество. Задача данного этапа –
обнаружить, в какой пробирке находится
неизвестное вещество, зная качественные реакции
на альдегид и многоатомный спирт. Помните, что мы
проводим эксперимент, а это значит – сначала
выдвигаем гипотезу. Результаты наблюдений
заносим в таблицу, которая находится у вас на
столе.

IV. Оормление результатов и
заполнение таблицы.

– Запишите наблюдения в таблицу.

Таблица 1.


Пробирка № 1

Пробирка № 2

Пробирка № 3

Проба № 1
Вещество + Ag2O и нагреваем

Проба № 2
Вещество + Cu(OH)2
(свежеприготовленный гидроксид меди)

ВЫВОДЫ

– Какие выводы можно сделать по данным
экспериментальных наблюдений?
– Какие свойства проявляет неизвестное
вещество, находящееся в третьей пробирке?
– Знаем ли вы формулу такого вещества?

V. Решение задачи.

– Чтобы узнать формулу вещества, решим
задачу, зная его качественный состав.

Задача.

Вещество в пробирке №3 имеет следующий
качественный состав:

W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%

Молярная масса неизвестного вещества
равна 180 грамм/моль.
Найти формулу неизвестного вещества.

Дано:

W (C) = 40%
W (H) = 6,7%
W (O) = 53,3%

М (вещества) = 180 грамм/моль

___________________________

Найти:

Сх Ну Оz – ?

Решение:

VI. Составление структурной формулы.

– Знаем формулу С6Н12 О6 и
химические свойства вещества на основании
экспериментальных данных. Так попробуйте
составить его структурную формулу. Помните: 1 –
атом углерода 4-х валентен, 2 – вещество содержит
одну альдегидную группу, 3 – несколько
гидроксильных групп. Это вещество называется глюкоза.
Вы обратили внимание, что в начале урока не была
сформулирована тема. Я предлагаю вам сделать это
самостоятельно. Запишите варианты тем на рабочих
листах. Наиболее четко и неординарно
сформулированная тема записывается на доске –
“Глюкоза – альдегидо-спирт”.

VII. Подведение итогов урока.

– Вспомните, какая задача была
проставлена перед вами в начале урока?
– Какой результат вы получили?
– Есть ли среди вас такие ученики, кто сделал
сегодня на уроке для себя маленькое открытие?

VIII. Домашнее задание.

1. Составить буриме:

    ___________________ паника
    ___________________ органика
    ___________________ глюкоза
    ___________________ угроза.

2. Подготовить сообщение о практическом
значении глюкозы.

Возможные варианты буриме:

У меня в организме паника,
А причина тому – органика.

Нет больше сил – угроза,
Дайте, дайте скорее глюкозы!

Угроза, угроза, угроза,
Паника, паника, паника,

Глюкоза, глюкоза, глюкоза,
Это и есть – органика!

Приложение 1

ПРОЕКТ УРОКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
“ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ”

Тема: Глюкоза – альдегидоспирт.

Цель: формирование представлений о группе
органических веществ, обладающих двойственными
свойствами (на примере глюкозы).

Задачи:

  • Совершенствовать знания о связи между
    строением и свойствами органических соединений
    на примере глюкозы.
  • Совершенствовать интеллектуальные умения
    (анализ, прогнозирование, умения устанавливать
    причинно-следственные связи)
  • Продолжить формирование ценностного отношения
    к исследовательской деятельности как основному
    способу получения знаний в химии.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: частично-поисковый.

Форма урока: экспериментальная работа.

Средства обучения , оборудование: штатив с
пробирками под номерами, пробирки, спиртовка,
пробиркодержатель.

Реактивы: глицерин, глюкоза, аммиачный
раствор оксида серебра, сульфат меди, гидроксид
натрия, метаналь.

Предполагаемый результат: сформированное
представление о двойственных свойствах
органического вещества – глюкозы через
построение структурной формулы вещества и
установление взаимосвязи между строением и
свойствами.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Повторение ранее изученного материала.
  4. Организация эксперимента (правила ТБ, алгоритм
    действий).
  5. Эксперимент.
  6. Оформление результатов эксперимента
    (заполнение таблицы)
  7. Решение задачи на вывод формулы вещества.
  8. Составление структурной формулы вещества на
    основании результатов эксперимента и решения
    задачи.
  9. Обсуждение результатов и формулировка темы
    урока учащимися.
  10. Подведение итогов урока.
  11. Творческое домашнее задание.

Приложение 2

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ

  • Если в руках у вас жидкое – не разлейте,
    порошкообразное – не рассыпьте, газообразное –
    не выпустите наружу.
  • Если включили – выключите.
  • Если открыли – закройте.
  • Если разобрали – соберите.
  • Если вы не можете собрать – позовите на помощь
    умельца.
  • Если вы не разбирали, не вздумайте собирать.
  • Если вы одолжили что-нибудь – верните.
  • Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте
    и порядке.
  • Если вы привели что-либо в беспорядок –
    восстановите статус кво.
  • Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
  • Если вы не знаете, как это действует, ради бога,
    не трогайте.
  • Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
  • Если вы не знаете, как это делается – сразу
    спросите.
  • Если вы не можете что-либо понять – почешите в
    затылке.
  • Если все же не поймете – то и не пытайтесь.
  • Если вы «горите» на уроке – постарайтесь
    чтобы, у вас ничего не загорелось.
  • Если у вас что-либо взорвалось – проверьте,
    остались ли живы.
  • Если вы не усвоили этих правил – не входите в
    лабораторию.

Следующий: