Разработка урока Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по темам Кислород. Газообразное состояние вещества. Водород

Девиз урока: “Забота о ближнем — пробный камень
человеческой души”.

Тип урока

: урок обобщения ЗУН.

Методы обучения

: словесно-наглядные,
практические, с использованием
информационно-коммуникационных технологий, ТСО.

Приемы реализации методов

: задания на
сравнения и анализ информации полученной ранее,

Форма урока

: туристический поход
(путешествие).

Форма организации познавательной
деятельности учащихся
: фронтальная, парная,
групповая, индивидуальная, с использованием
двухуровневой дифференциации заданий.

Урок рассчитан на обучающихся базового уровня,
длительность — 45 минут.

Цели урока:

1. Обучающая

: способствовать созданию условий
для приведения в систему и повторения
физических, химических свойств кислорода,
водорода; получения, собирания данных газов;
составе и номенклатуре соединений водорода и
кислорода. Познакомить обучающихся с
применением кислорода и водорода.

2. Развивающая

: осуществлять
целенаправленное развитие на основе усвоения
логических приемов осмысления (анализ, синтез,
сравнение); рецензировать ответы одноклассников.
Обеспечить осмысление основных знаний по
изучаемым газам в связи с молярным объемом газов,
законом об объемных отношениях газов. Продолжить
развитие понятий “окисление, восстановление”.
Развивать умения проводить расчеты по ТХУ.
Развивать умения использовать химическую
терминологию. Показать обучающимся возможности
Интернет и мультимедийных пособий из
электронной библиотеки в пользовании
информацией, чем развивать мотивацию к изучению
химии и к подготовке для поступления в ВУЗы. Для
обучающихся, работающих на репродуктивном
уровне развивать умения составлять уравнения и
решать задачи по алгоритму, а для обучающихся,
работающих на конструктивном уровне переносить
знания для решения творческих задач.

3. Воспитывающая

: воспитание позитивного
отношения к ЗОЖ (поход, физкультминутка),
воспитание толерантности, позитивного отношения
к учебному труду, сотрудничеству.

Наглядность:

таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева,
компьютер, видеоплеер, видеофильм “Водород”,
диски мультимедийных учебных пособий по химии
для 8 класса, издательство “Просвещение” с
демонстрацией опытов по разделам “Водород”,
“Кислород”, набор реактивов и приборов для
демонстрации опыта для получения и
доказательства кислорода, мультимедийный
проектор, экран, набор карточек и транспарантов у
учителя (в соответствии с запланированными
заданиями), “маршрутный лист” — план похода на
партах обучающихся.

Технологическая карта урока:


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап

Приветствует
обучающихся, проверка готовности обучающихся.

Вступление: почти 32 урока назад вы, ребята, еще
не знали хим. элементов, формул, не могли
составлять уравнений и решать химические задачи.
Вместе с вами сегодня мы уже повторяем темы глав
4-6. Мы совершим восхождение в горы Хеми, ведь мы
хотим достичь вершины знаний по химии. Ребята
вашего класса любят ходить в походы.

Приветствуют учителя, проверяют
наличие материалов к уроку. Учащиеся слушают
учителя.
Называется тема урока. Совместное
определение целей данного урока рекомендацией
найти в оглавлении учебника названия тем
указанных глав и попытаться сформулировать цели.
Обращает внимание к девизу урока, говоря о помощи
одноклассникам в постижении знаний, особенно
тем, кто затрудняется.. Обращает внимание
обучающихся на оборудование к уроку,
терминологию, понятия по теме. Предлагается план
работы на уроке — маршрутный лист похода
(приложение 5). Учитель обобщает намеченные цели в
соответствии с указанными выше.

Договоримся,
что в походе надо действовать дружно, слаженно, с
соблюдением правил ТБ, быть толерантными,
терпеливо объяснять другому, если что-то не
понятно. Сейчас новый век — компьютеризации,
поэтому в поход мы возьмем компьютер и
мультимедийное учебное пособие для 8 класса из
электронной библиотеки. Многие увидят
возможности электронной библиотеки и Интернет
для самообразования. На столах вы имеете
маршрутный лист с названиями этапов похода и
карточки заданиями.

Прежде, чем пойти в поход, надо собрать
рюкзак. Т.е. повторить основные понятия, которые
помогут нам преодолеть препятствия.

Слушают учителя, записывают в тетради
тему урока.

Работают с оглавлением учебника,
устно формулируют варианты целей урока. Смотрят
показываемый учителем основной перечень понятий
на переносной доске.

Обучающиеся бегло знакомятся с маршрутным
листом.

Основной этап

Собери рюкзак.

Учитель выходит в Интернет по адресу http://www.hemi.nsu.ru/ucheb155.htm.
“Молярный объем газов”, просматривают формулы и
теоретическую часть с целью актуализации
опорных знаний для газообразных веществ и
ознакомления с ресурсами Интернет.

1. Учитель вызывает к доске 2-х учащихся. Одного
просит на транспарантах с формулами (Приложение 1) для
определения массы веществ, объема газов или
количества вещества по известной массе или
объему выбрать формулы для нахождения объема
газа и произвести расчеты: Каков объем 0,1 моль
кислорода; 3 моль водорода (н.у.).

Другого просит найти формулу определить
формулу нахождения и определить его для 44,8л
кислорода, 1,12 л водорода.

2. Фронтальная работа с классом, разделенным на 3
группы обучающихся во время подготовки двух
обучающихся. Ответы фиксируются жетонами (вопросы см. в Приложении
5-Маршрутный лист).

Обучающиеся участвуют в данном
фрагменте урока.

Первый и второй учащиеся проводят расчеты

2. Восхождение.

Приглашаются четыре
ученика к доске. Двум предлагается практически
выполнить опыты по получению и собиранию
водорода и кислорода, проверке их наличия и
физическим свойствам.

Двум другим предлагается написать уравнения
химических свойств кислорода и водорода.
Вспомним и сравним физические и химические
свойства водорода и кислорода по предлагаемой
форме (Приложение 2, Приложение 4). Сделаем вывод
об их активности и различных способах собирания
газов.

Двое обучающихся практически выполняют
задание по получению, собиранию и проверке
наличия указанных газов. Двое записывают
уравнения. Сравнивают по рекомендации
(Приложение 4), делают выводы о более высокой
активности и окислительной способности
кислорода (процессы гниения, брожения,
ржавления); о восстановительной способности
водорода и взаимодействии с веществами при
повышенной температуре.
3.Водопад веществ

Учитель
предлагает парам учащихся задания двухуровневой
дифференциации осуществить превращения.

1 уровень: Н O O Fe O Fe Н

Прочитать уравнения, назвать вещества.
Провести взаимопроверку.

Определить сумму коэффициентов в уравнении №3:
а) 8 б) 9 в) 3

2 уровень: (См. Приложение
5-Маршрутный лист, п.3).

Ответить на вопросы по уравнениям :

Для чего используют №1 в хим. лаборатории?

Для чего используют этот процесс (№2)? Укажите
знак теплового эффекта реакции №2.

Под действием какого фактора природы
образуется озон? Это экзо- или эндотермическая
реакция? Назовите окислитель процесса №4.
Назовите восстановитель процесса №5, где это
свойство используется?

Задание на применение закона объемных
отношений газов: по уравнению №1 в превращении 1
определить: Сколько моль водорода и кислорода
получится при разложении 1 моля воды; 4 моль воды;
10 моль воды?

Задание: Из перечня формул выбрать оксиды и гидриды,
проставить валентность элементов, назвать
вещества: HSO, HS, CuO, CaH, NaOH, SO, LiH, O, HO, HCl

Учащиеся самостоятельно работают,
меняются тетрадями, проводят взаимопроверку.
Сверяют результаты с правильными ответами на
транспаранте.

Обучающиеся отвечают на вопросы. Делают вывод
об одинаковых способах расчетов объемов
различных газов.

Учащиеся выполняют задание:

оксиды

гидриды

4. Привал (отдохнем и погреемся у
костра)

Тропа стала малозаметной.Сделаем
привал. Дружно разжигаем костер, покушаем,
расскажем интересные истории. Костер разжигаем
из хвороста, старых веток, лежащих на земле. Не
ломаем и не рубим живые деревца, которых здесь
мало.

Решение задачи по ТХУ из раздела диска мультимедийного
учебного пособия для 8 класса “Задачи для
подготовки к ЕГЭ” : На основании ТХУ горения
этилена:

C H + 3 O =2C O +2 Н O + 1410,96
кДж рассчитайте, сколько выделится теплоты, если
сгорит 112 л этилена.

(Связь с органической химией, 9 класс).

2) Заслушивается сообщение ученицы об изотопах
водорода и опытах ученого Кавендиша с целью
расширения познания учащихся в химии. Ответ
рецензируется по плану (Приложение 3) с целью
обучения рецензированию.

(Если есть время, можно послушать краткие
сведения о нахождении водорода в составе белков
пищи, тканей живых организмов, о гидрировании
жидких жиров).

3) Физкультминутка с целью применения
здоровьесберегающих технологий (проводит
ученик). Стандартный комплекс упражнений на
улучшение мозгового кровообращения и гимнастика
для глаз.

Обучающиеся читают спроецированную на
экран задачу. Ученица решает ее на доске.

Обучающиеся
слушают сообщения, заранее индивидуально
подготовленные одноклассниками.

Одноклассники рецензируют ответы по
предложенному плану (Приложение
3).

Обучающиеся повторяют упражнения 1-2 мин.

5.В пещере чудес

Демонстрация
опытов демонстрацией опытов по разделам
“Водород”, “Кислород” диска мультимедийного
учебного пособия для 8 класса. (Цель: развивать
наблюдательность, знания правил ТБ, повторить
признаки, названия приборов и др., возможности
самообразования). Самостоятельно без учителя
опыты не проводить!

Учащиеся наблюдают опыты около5 мин.

Раздел
“Водород”:

1.Зарядка аппарата Кипа.

2. Реакция цинка с соляной кислотой.

3.Проверка водорода на чистоту.

4. Восстановление меди из оксида меди (II).

5. Взрыв смеси воздуха и водорода.

Раздел “ Кислород”:

1. Получение кислорода.

2. Горение железа, серы.

3. Горение метана.

4. Взрыв смеси метана с воздухом (опасно в
шахтах).

Закрепление и применение ЗУН

6.
Путь домой

1) Цель: применение ЗУН.

Провести расчеты из раздела диска
мультимедийного учебного пособия для 8 класса
“Теоретическая химия. Относительная плотность
газов” № 08010801;

Провести расчеты из раздела “Закон и число
Авогадро” №09011301.

2) Просмотр фрагмента видеофильма “Применение
водорода”.

Фронтальное решение задач, просмотр
видеофрагмента.

Подведение итогов, домашнее задание

7.
Путевые заметки.

1) Подведение итога, рефлексия урока:
насколько сегодня, путешествуя по горам Хеми
ребята приблизились к вершине знаний по химии?
Что наиболее удалось и было полезным? Что общего
обнаружено для водорода и кислорода?

2) Оценка работы ребят за устную и письменную
работу в течение урока, а также по числу
набранных жетонов.

3) Домашнее задание: повторить трудные вопросы
глав 4-6. Осуществить превращения(см.Приложение
5-Маршрутный лист, п.7):

Учитель комментирует д/з, определить вещество
А.

Подготовиться к проверочной работе по темам.
Учитель благодарит ребят, прощается.

Обучающиеся участвуют в рефлексии. Записывают
домашнее задание

Следующий: