Разработка урока Незнайка на планете Плотность. Решение задач

Класс: 7

Цели урока:

Обучающая:

  • Научить рассчитывать плотность вещества, массу
    и объем тела, производить расчеты для задач в
    устной форме, сформировать умение аналитически
    находить плотность вещества и объяснять
    полученный результат;
  • Закрепить практические навыки нахождения
    физических величин (массы, объема, плотности) с
    помощью различного вида заданий.
  • Продолжить формирование умений решать
    расчетные физические задачи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию речи школьников через
    организацию диалогического общения на уроке;
  • Развивать умение обобщать знания о целостности
    представлений о веществе; закрепить навыки
    перевода единиц измерения физических единиц:
    массы, объема и плотности;
  • Развивать познавательные способности и
    интересы учащихся, развивать самоконтроль и
    навыки работы с компьютером, развивать культуру
    логического мышления, развивать умения и навыки
    применять полученные знания на практике;
    способствовать формированию чувства
    ответственности за результаты своего труда.
  • Развивать умения и навыки анализировать знания
    и делать выводы.
  • Развивать самостоятельность при решении
    физических задач как аналитически, так и
    экспериментально;
  • Развитие и поддержка внимания учащихся через
    смену учебной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать познавательный интерес к новым
    знаниям;
  • Воспитывать культуру логического мышления и
    активность мышления.

Задачи урока:

  • Развивать умственную самостоятельность
    учащихся как способности к абстрактному
    мышлению и обобщению знаний (анализ и синтез,
    сопоставление, аналогия, установление
    причинно-следственных связей), системности
    мышления.
  • Развивать у обучающихся ориентировочной основы
    системного мышления в контексте современной
    естественно — научной картины мира через
    физические величины и связь между ними.
  • Повторить и систематизировать теоретический
    материал по теме «Плотность».

Учебно-методическое обеспечение: Физика
7 класс, Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. ,»Дрофа», 2009
г.

Время реализации урока: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы для
урока:
компьютер, проектор, экран.

Авторские медиапродукты:

  • интерактивная презентация «Незнайка на
    планете Плотность. Решение задач»
    , созданная с
    включением макросов и использованием триггеров
    в MS PowerPoint,
  • Flash-тест
    «Плотность вещества»
    на три варианта с
    автоматическим оцениванием, созданный в
    программе Adobe Flash CS3 Professional.

Оборудование для демонстраций: весы,
наборы для определения плотности вещества (тела
одинакового объёма, но разной массы; тела
одинаковой массы, но разного объёма).

Сценарий урока

Основные этапы урока

I. Актуализация опорных знаний (10 мин)

II. Основная часть. Изучение нового
материала (12 мин)

Решение задач качественных и расчётных задач
на определение массы и объёма тела по его
плотности с использованием презентации с
дополнительными комментариями, учителя,
элементами беседы.

III. Закрепление изученного материала (20 мин)

а) Решение задач. Материалы презентации;

б) Работа школьников с Flash-тестом «Плотность
вещества».

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание (3 мин)

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний (10 мин).

Организационный момент. Объявление темы и
целей урока.

Сегодня у нас в гостях один из самых любимых
литературных героев.

Встречайте Незнайку! (учитель от имени
Незнайки продолжает вести урок)

Слайды 1, 2., Презентация

(Презентация с использованием макросов,
поэтому для корректной работы необходимо
включить макросы!)

Учитель:

Ребята! Приглашаю Вас на урок!

Я юный начинающий физик, хочу пригласить Вас на
загадочную Планету Плотность, на которой много
неизвестного, таинственного и необъяснимого.

Ребята, помогите мне ответить на загадочные
вопросы. (Рис.1 и Рис.2)

Рис.1

Рис.2

Фронтальный опрос:

  1. Что характеризует масса?
  2. В каких единицах измеряется масса?
  3. Как найти объем тела, представляющего собой
    прямоугольный параллелепипед?
  4. Как найти объем тела неправильной формы?
  5. Что показывает плотность вещества?
  6. Плотность вещества 8,9 г/см3. Какова его
    плотность в кг/м3?
  7. По какой формуле можно рассчитать плотность
    вещества?

Учитель:

Друзья мои, Вы такие смышленые. Молодцы! А
теперь приглашаю вас к демонстрационному столу,
на котором находятся комплекты приборов для
показа трёх опытов.

(для проведения каждого опыта учитель
приглашает по два ученика, по результатам опытов
ребята делают выводы)

Опыт 1.

Взвешивание двух цилиндров
равного объёма, но изготовленные из разных
веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры).

Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра
больше массы алюминиевого.

Учитель:

Почему так происходит? От чего зависит масса
тела? Выдвигайте свои гипотезы.

(Учащиеся предполагают, что масса тела зависит:
от объёма тела, от рода вещества, от формы тела
(неверно!))

Опыт 2.

Взвешивание тел, имеющих
равный объём, но изготовленных из разных веществ
(алюминиевый и свинцовый цилиндры).

(Вывод о зависимости массы тела от рода
вещества)

Опыт 3.

Взвешивание тел,
изготовленных из одного вещества, но разного
объёма.

(Вывод о зависимости объёма тел от рода
вещества)

Учитель: А теперь ребята, мы будем
готовиться к космическому полёту на планету

Плотность. Незнайка приготовил для нас
испытания, и только пройдя их, вы сможете пройти
отбор, и попасть в команду для полёта на
неизвестную и известную планету с загадочным
названием «Плотность».

Слайд 3. Задание 1. от Незнайки.

(фронтальная работа с материалами 3-го слайда,
для проверки выбора правильности ответов
использована технология «сорбонка»)

А Вы знаете единицы измерения? А ну-ка, проверим?
На одной стороне карточки записано задание, а на
другой ответ.

Сначала переведите единицы измерения
физических величин, а после этого левой кнопкой
мышки щёлкните по карточке, чтобы проверить свой
ответ.

Слайды 4, 5. Задание 2. и Задание 3. от
Незнайки.

(фронтальная работа с материалами 4-го и 5-го
слайдов, для проверки выбора правильности
ответов использована технология триггеров)

Ребята, найдите правильный ответ!

Выберите на карточке правильное утверждение с
физической точки зрения, затем левой кнопкой
мышки щёлкните по карточке, чтобы проверить свой
ответ. Обратите внимание на то, что правильный
ответ останется на слайде, а все неправильные
ответы обязательно исчезнут.

Правильный ответ на слайде 4

: Плотность
показывает, чему равна масса вещества, взятого в
объёме 1 м3 (или 1 см3).

Правильный ответ на слайде 5

: Тела объёмом 1 м3
каждое, изготовленные из разных веществ,
имеют разные массы.

Слайд 6. Задание 4.

(фронтальная работа с материалами 6-го, 7 и 8-го
слайдов, для проверки выбора правильности
ответов использована технология триггеров)

Новое испытание для вас. Незнайка не может
ответить на следующий вопрос: «В каком
агрегатном состоянии плотность вещества
минимальная?» Ребята давайте проверим свои
знания. Обратите внимание на то, что мы полетим в
космическое путешествие только в случае выбора
правильного ответа.

Ответ: в газообразном состоянии.

Слайд 7. Задание 5.

В каком агрегатном состоянии плотность
вещества максимальная?

Ответ: в твёрдом состоянии.

Слайд 8. Задание 6. Помогите
Незнайке продолжить предложение. При нагревании
тело расширяется при этом его плотность :

Ответ: плотность уменьшается.

Основная часть. Изучение нового материала (10
мин)

Слайд 9. (Рис.3)

Ребята, запомните схему расчёта плотности,
массы, объёма!

(комментарии и пояснения учителя к схеме)

Рис.3

Слайды 10, 11, 12, 13, 14. Задания с 7 по 11.

(фронтальная работа с интерактивными
материалами слайдов с 10 по 14, Рис.4 — Рис.8)

Если это возможно, то сравните массы, объемы и
плотности тел, находящихся на чашах весов.
Нажмите на кнопку «Ответ» и проверьте
правильность своих рассуждений.

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

III. Закрепление изученного материала (20 мин)

При демонстрации презентации необходимо
включить поддержку макросов!

На слайдах с 15 по 17 использована технология
макросов для введения проверки ответа с
клавиатуры!

Решение задач для закрепления (у доски)

Слайд 15.

Задача № 12-1.

Воздушный шарик в надутом состоянии имеет
массу 38,7 г. Определите его объём. (Ответ:0,03м3)

Задача № 12 -2.

Определите массу деревянного бруска из сосны,
если его длина 0,4 м, ширина 0,5 м, а высота 0,1 м. (Ответ:8
кг)

Слайд 16.

Задача №13-1.

Металлическая деталь имеет массу 17,8 кг, а объём
2 дм3 . Как называется металл, из которого
изготовлена деталь? (Ответ: медь)

Задача № 13-2.

Найдите массу стальной детали объёмом 0,002 м?.(Ответ:
15,6 кг)

Слайд 17.

Задача № 5.

Определите массу
стального листа, длина которого 3 м, ширина 50 см и
толщина 6 мм. (Ответ: 70,2 кг)

Задача № 6.

Льдина массой 3,6 т
занимает объём 4 м3. Определите плотность
льда?

(Ответ: 900 кг/м3)

Слайд 18.

Учитель:

Дорогие ребята! Приглашаю вас пройти тест
«Плотность вещества», который представляет
собой интерактивный flash-ролик, состоящий из 3
вариантов по 5 вопросов. Вам необходимо выбрать
один правильный ответ из предлагаемых ответов.
После выбора ответа, Вы сразу же обязаны
проверить ответ, в результате выбора правильного
ответа, он получает соответствующий комментарий.

По окончанию теста, Вы получите оценку.

Желаю Вам удачи. Будьте внимательны и
аккуратны.

Flash-тест «Плотность вещества» на три варианта Приложение 1.

(ученики работают с тестом, предварительно
учитель указывает номер вариант с учетом
индивидуальных способностей ребят).

Правила работы с тестом и ключ к нему тесту Приложение 2.

III. Рефлексия. Подведение итогов урока (3
мин)

Слайд 19.

Подведение итогов урока. Выставление
оценок. Рефлексия.

Домашнее задание. Д/З : п.22, упр. 8 (1,2).

Слайд 20. Список использованных ресурсов. Физика
7 класс, Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. ,»Дрофа», 2009 г.

Следующий: