Разработка урока Нефть: состав, свойства, переработка

В условиях современной Российской школы, на
фоне общего падения интереса к
естественнонаучному образованию, перед учителем
химии ставится вдвойне сложная задача. Профессии
инженера или ученого к престижным сейчас не
относятся. Помимо того восьмиклассники начинают
изучение предмета уже с предубеждением, что
химия “опасная и вредная”. Это является
следствием царящей в обществе хемофобии. Тем не
менее, школа обязана готовить грамотных и
всесторонне развитых выпускников.

Все вышесказанное требует от современного
учителя владения разнообразными современными
формами и методами педагогической деятельности.

Представленная мною разработка урока
показывает как, по моему мнению, можно применять
на уроке химии компьютер, элементы игрового
метода обучения, химический лабораторный
эксперимент, видеоэксперимент.

Дидактические цели:

  • Обучающая. Изучить состав нефти, способы ее
    переработки. Ознакомиться с составом нефтяных
    фракций, применением нефтепродуктов.
  • Развивающая. Продолжить формирование
    умений анализировать, сопоставлять данные опыта
    с теоретическими знаниями. Продолжить
    формирование навыка работы с источниками
    информации.
  • Воспитательная цель. Развивать знания
    школьников о комплексном использовании сырья.
    Формировать черты социально-направленной
    личности учащихся, бережное отношение к
    окружающей среде. Воспитывать аккуратность и
    точность при работе в химической лаборатории.

Ход урока

1. Организационный момент

.

1.1. Обсудить организационные моменты урока.

2. Постановка задачи на урок.

Слайд 1 (Приложение). (Тема урока. Цель
урока.)

2.1. Тема на доске. “Нефть: состав, свойства,
переработка”. Записи в тетради.

2.2. Цель урока (на доске): Изучить состав нефти,
способы ее переработки, применение
нефтепродуктов.

2.3. Представим себе, что нам подарили 200 гектаров
нефтеносных земель. Что мы будем делать? Сначала
надо разобраться, что такое нефть.

3. Физические свойства нефти.

Я предлагаю Вам посмотреть, как нефть выглядит.
Слайд 2 (Приложение).
(Фотография стакана с сырой нефтью. Физические
свойства нефти появляются по щелчку). Записи в
тетради
.

Лабораторный опыт 1.

Краткий инструктаж по ТБ.

Рассматриваем образец нефти, записываем
наблюдения в тетради, определяем отношение нефти
к воде (выливаем примерно 1 мл нефти в стаканчик с
водой).

4. Состав нефти.

4.1. Индивидуальное нефть вещество, или смесь?
Слайд 3 (Приложение) (Состав
нефти).

Смотрим отрывок видеофрагмента (фракционный
состав бензина) и убеждаемся, что нефть кипит не в
точке, а при изменяющейся температуре. Делаем
вывод, что нефть – смесь.

4.2. Состав нефти.

Лабораторный опыт 2.

Проводим взаимодействие нефти с подкисленным
перманганатом калия. Убеждаемся, что раствор
перманганата обесцвечивается, делаем вывод, что
в нефти содержатся непредельные соединения.

5. Происхождение нефти.

Органическая теория: из останков
микроорганизмов, в основном морских.

Неорганическая теория: взаимодействие
водорода и оксида углерода или взаимодействие
воды и карбидов металлов.

6. Актуализация игрового момента.

“Все о нефти узнали, что делаем дальше?”

7. Добыча нефти.

Слайд 4, 5, 6 (Приложение)
(Изображения нефтяных вышек и нефтедобывающих
платформ).

8. Транспортировка.

Слайд 7 (Приложение) (Изображение
цистерн, способы транспортировки нефти).

9. Переработка нефти. Записи в тетради.

9.1. Очистка от механических примесей,
обезвоживание, обессоливание. Стр.96 пар 22 (для
учебника Цветкова “Органическая химия 10 — 11”).
Слайд 8 (Приложение)
(Страницы учебника).

9.2. Первичная перегонка нефти. Слайд 9
(Нефтеперерабатывающий завод), 10 (Схема первичной
переработки нефти), 11 (Ректификационные
колонны),12 (Схема первичной переработки нефти и
нефтепродукты.). (Приложение)

Нефтяные фракции.

Заполняем розданные заранее таблицы, пользуясь
учебником. Слайд 13 (Пустая таблица). Слайд 14
(Страница учебника) (Приложение).
Учебник стр. 94


Название нефтяной фракции. Количество С. Температура кипения, ?С Применение.
Светлые фракции.
Темные фракции

Пока дети заполняют таблицу Слайд 15 (Приложение) (Фотография
продуктов нефтепереработки). В это время собираю
поддоны с реактивами.

Проверяем заполнение таблицы со Слайдом 16 (Приложение) (Заполненная
таблица. Каждая запись появляется по щелчку).

9.3. Вторичная переработка нефти.

? Весь ли бензин одинаковый? А какой нам нужен
для обогащения? Как же его получить?

Октановое число бензина

.

Слайд 17 (Приложение) (Один
цилиндр двигателя внутреннего сгорания). Принцип
работы двигателя внутреннего сгорания, один
цилиндр.

Слайд 18 (Приложение)
(Двухцилиндровый двигатель). Принцип работы
двигателя внутреннего сгорания, два цилиндра.

Видеофрагмент “Работа двигателя внутреннего
сгорания”.

Слайд 19 (Приложение)
(Формулы нормального гептана и изооктана и их
октановые числа). Построение Октановой шкалы.

Способы повышения октанового числа: Увеличение
доли разветвленных углеводородов, увеличение
доли ароматических углеводородов, присадки.

Записи в тетради.

9.3.1. Крекинг

– расщепление на более мелкие
части.

Найти пример в учебнике. Страница 100. Слайд 20
(Страница учебника). Слайд 21 (Виды вторичной
переработки нефти, появляются по щелчку.).

  • Термический крекинг. Под воздействием
    температуры. (Получаем алкан и алкен меньшей
    молекулярной массы и неразветвленного строения.)
  • Каталитический крекинг. Под действием
    катализатора и температуры. (Получаем
    разветвленные углеводороды)

9.3.2. Риформинг. (Ароматизация. Получаем
ароматические углеводороды.)

9.3.3. Гидроочистка. (Очистка от соединений S, N.)

Кислотные дожди, поведение продуктов сгорания
серосодержащих соединений в атмосфере.

Слайд 22 (Приложение) (Доли
процессов вторичной переработки нефти в России,
Англии и США). Важность вторичной переработки.=

10. Обобщение изученного на уроке.

Слайд 23 (Приложение)
(Обобщенная схема нефтепереработки). Мы изучили
всю нефтепереработку. Что из нашей нефти делать
будем, разобрались. Кому все это продавать, где
применяются нефтепродукты. Перечисляем и
записываем в тетрадь.

Применение нефти.

  • Топливо.
  • Смазочные масла.
  • Нефтяные битумы.
  • Нефтяные растворители.
  • Парафин, вазелин.
  • Технический углерод.
  • Сырье для органического синтеза.

Проверяем по слайду 24 (Приложение)
(Применение продуктов нефтепереработки).

11. Подведение итогов урока

.

Проверяем, достигли ли мы цели урока.

Оцениваем успехи учеников.

Оборудование: пробирки (15 шт.), штативы
для пробирок (15 шт.), поддоны (15 шт.), стеклянные
стаканчики (15 шт.).

Реактивы: сырая нефть, вода, раствор
перманганата калия, серная кислота.

Материалы: напечатанные таблицы для
работы с учебником, таблица “Распознавание
органических веществ”, учебник Цветков
“Органическая химия 10 — 11”, видеокассеты
“Органическая химия. Часть 2”, “Работа
теплового двигателя”.

ТСО: телевизор, видеомагнитофон,
компьютер, медиапроектор.

Помещение класса оформляется фотографиями
нефтяных месторождений, нефтеперегонных заводов
и т. д.

Записи в тетрадях учащихся.

Нефть, состав, свойства, переработка.

Физические свойства.

  1. Густая, маслянистая жидкость.
  2. Коричневого цвета.
  3. Запах
  4. Легче воды.
  5. В воде не растворяется.

Состав нефти.

  1. Алканы.
  2. Циклоалканы.
  3. Алкены.
  4. Ароматические углеводороды
  5. Органические соединения, содержащие S, N, O
  6. Вода
  7. Минеральные соли
  8. Механические примеси.

Переработка нефти.

  1. Очистка от механических примесей,
    обессоливание, обезвоживание.
  2. Первичная переработка нефти перегонкой.
  3. Вторичная переработка нефти.

3.1. Термический крекинг.
3.2. Каталитический крекинг.
3.3. Риформинг.
3.4. Гидроочистка.

Применение нефти.

  1. Топливо.
  2. Смазочные масла.
  3. Нефтяные битумы.
  4. Нефтяные растворители.
  5. Парафин, вазелин.
  6. Технический углерод.
  7. Сырье для органического синтеза.

Следующий: