Разработка урока на тему Жертвоприношение в античности – союз богов и людей

Методическое обоснование темы урока

  1. Среднее (полное) общее образование.
  2. Курс «Всеобщая история»; МХК.
  3. Базовый уровень; 10 класс.
  4. Заключительный урок по теме «Культура античного мира» в разделе III «Цивилизации Древнего мира».
  5. Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что история религии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни общества в различные исторические эпохи является одной из центральных проблем современного гуманитарного знания. Неоценима также та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры в ее последующем развитии.
  6. Обязательный минимум содержания образования: Мифологическая картина мира. Античные цивилизации Средиземноморья.

Развернутая целевая установка урока

 Образовательная:

- уяснить роль религиозного фактора в жизни древних греков, значение жертвоприношений в контексте эпохи;
- раскрыть особенности некоторых религиозных традиций, их влияние на культуру, быт и повседневную жизнь людей;
- попытаться раскрыть идею связи богов и людей через архитектуру Пергамского алтаря;
- уяснить классификацию жертвоприношений в античности;
- познакомиться с религиозными ритуалами на примере празднования Панафиней;
- уяснить значение терминов по теме.

Воспитательная:

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями Древней Греции; выработать умение понимать людей иной эпохи, с иным культурным багажом, и иной ментальностью;
- формирование исторического сознания, воспитания чувства сопричастности прошлому, как истории народов мира, так и истории своей страны;
- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.

Развивающая:

- познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
- показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;
- обучить учеников определённым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей учащихся;
- развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов;
- самостоятельно анализировать и сопоставлять факты прошлого, делать аргументированные выводы и обобщения на основе изученного материала, владеть терминологическим аппаратом по изучаемому кругу вопросов и др.
- формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов Древнего мира;
- развитие речи и памяти при работе с документами, выполнением различных познавательных заданий;
- формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.

Визуальное сопровождение

Презентация (Приложение), иллюстрации: архитектурные сооружения, культовые и религиозные, мифологические сцены, древнегреческая скульптура, керамические сосуды, украшения, карты.

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные познавательно-творческие, исследовательские карты.

Тип урока: урок-исследование.

Время занятия: Два урока по 45 минут.

Связь с другими предметами: МХК.

Настройка действия презентации: Переход к слайдам по щелчку мыши.

Урок проводится в мультимедийном кабинете.

Ход урока

Жертвоприношения совершаются ради людей.
Народ — владыка духов.
Сыма Цзы-юй из Сун.

План изучения новой темы

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Человек, боги, судьба

2. Основная часть

а) Храмы и алтари.
б) Жертвы и жертвоприношения.
в) Приношения богам.
г) Украшения и ритуалы.
д) Танаис – город древних греков.

3. Итоговый контроль

4. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса

Описание работы

1. Титульный

Гиперссылка на проигрыватель, окно потом свернуть.

Слайд №1

2. Эпиграф.

Слайд №2

3. План

Гиперссылки на слайды № 4, 15, 17, 29, 36, 42, 44, на текстовый документ «Словарь»

Слайд №3

4. а) Храмы и алтари

Индивидуальное проблемное задание.

Слайды №4-14

5. б) Жертвы и жертвоприношения

Индивидуальное логическое задание.

Слайды №15-16

6. в) Приношения богам

Анализ источника (иллюстрации).

Гиперссылка-слайд № 18 на текстовый документ «Пояснительный текст»

Слайды №17-28

7. г) Украшения и ритуалы

Групповое образное задание.

Слайды №29-33

8. Интеллектуальное/логическое (индивидуальное) задание

Слайды №34-35

9. д) Танаис – город древних греков

Образное индивидуальное задание.

Гиперссылка-слайд № 38 на текстовый документ «Танаис-город древних греков»

Слайды №36-41

10. Итоговый контроль

Трехкомпонентная система заданий по типу ЕГЭ. Гиперссылка-слайд № 43 на текстовые документы «ЕГЭ-А», «ЕГЭ-В», «ЕГЭ-С», «ЕГЭ-ответы».

Слайд №42-43

11. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса

Дискуссия.

Слайды №44-45

Использованные материалы

1. Скржинская Марина «Деметре — свинью, а Дионису — козла»
«История», рубрика «Мастерская историка» №11, 2008 г.
2. Веряскина О.Г. «История Донского края» (с древнейших времен до конца XVI в.)
Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.
3. Винокуров Н. И.«Феномен человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья)»
Боспорский феномен, 2002 (4). Погребальные памятники и святилища. Часть 1. Стр. 189-194.
4. Гладкий В. Д. «Древний Мир» Том 1.

Следующий: