Разработка урока на тему Современная школа. 5-й класс

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о том, что школа
готовит человека к жизни в большом мире, открывает перед ним мир знаний и
умений, помогает каждому понять и реализовать себя, используя практический
материал из опыта работы МОУ гимназии №19.

Задачи урока:

  1. Знакомство с целями гимназического образования на примере Устава МОУ
    гимназии № 19.
  2. Изучение особенностей учебного плана МОУ гимназии № 19 и соотнесение его
    содержания с целями гимназического образования.
  3. Изучение воспитательного потенциала МОУ гимназии № 19 на примере плана
    воспитательной работы учреждения и соотнесение его содержания с целями
    гимназического образования.
  4. Оценка качества образования в МОУ гимназии № 19.

Основные виды деятельности на уроке:

  1. Индивидуальное представление творческих работ.
  2. Групповая форма работы.
  3. Работа с текстом источника.

Основные понятия: ребенок, обучение, воспитание, качественное
образование

Ожидаемые учебные результаты:

Обучающиеся должны:
– уметь писать творческие работы: мини-сочинение;
– уметь высказывать свое мнение;
– уметь работать с текстом;
– уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
– уметь соотносить информацию из различных источников.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Карточки: бланк ответа.
  3. Документы (извлечения): устав гимназии, учебный план гимназии, план
    работы гимназии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

“Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации, в центре которых
находится ребенок, а именно – “Ребенок в школе”. А кого мы называем ребенком?

(Ребенок – это человек от момента рождения до совершеннолетия.)

На прошлом уроке по окончании изучения темы “История школьного образования”,
вы получили домашнее задание: написать мини – сочинение на тему “Однажды во сне
я оказался в древней школе”. И сейчас у некоторых из вас есть возможность
представить нам свою работу, а у всех нас есть возможность еще раз ответить на
главный вопрос прошлого урока “Зачем нужна школа?”.

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся представляют домашнее задание: мини-сочинение по теме “Однажды во
сне я оказался в древней школе”.

Желательно прослушать мини-сочинения, которые дают представление о школьном
образовании в разных странах, в разных цивилизациях (Древний Египет, Древний
Рим, Древняя Греция и т.д.). Тем самым, исключается повтор информации и
расширяется информационный кругозор обучающихся.

Обязательно по окончании представления каждой работы необходимо задать
главный вопрос предыдущего урока: “Так зачем же нужна школа?”. Тем самым, мы
закрепляем у обучающихся представление об историческом развитии школьного
образования, а также этот момент урока является логическим переходом к изучению
новой темы.

(Приложение 1: возможные варианты работы)

3. Постановка проблемы.

Учитель:

“Ребята, а какова роль школы в современном обществе? Выскажите ваши
предположения”.

Обучающиеся высказывают предположения. Например:
– школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить
в университет;
– школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить престижную работу;
– школа нужна для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе.

Учитель, в ходе краткого обсуждения каждого предположения, подводит
обучающихся к следующему варианту гипотезы: “Школа в современном обществе
нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать
хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в
целом”.

Учитель подводит обучающихся к постановке проблемы урока: “Ребята вы
учитесь в МОУ гимназии № 19. Мы только что попробовали сформулировать
предназначение школы в современном обществе. Как вы думаете, на какой вопрос мы
сегодня должны ответить?”

Обучающиеся предлагают формулировку главного вопроса урока и с помощью
учителя она приобретает следующее содержание:

Дает ли гимназия № 19 качественное образование своим ученикам?

4. Открытие нового знания.

4.1. Работа с извлечениями из Устава МОУ гимназии № 19 (Приложение 2: раздел
2, п.1, п.2 Устава).

Приложение можно получить у автора статьи.

Обучающиеся, анализируя текст Устава, выделяют и формулируют цели
гимназического образования:
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
– формирование и развитие духовно-нравственной личности;
– воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам
человека;
– формирование навыков здорового образа жизни.

Учитель:

“Ребята, какие два основных направления в деятельности гимназии мы можем
выделить?”

Обучающиеся вместе с учителем приходят к выводу: гимназия занимается
обучением и воспитанием детей (обучение – процесс по передаче и усвоению знаний;
воспитание – процесс формирования качеств личности).

4.2. Работа в группах.

Учитель:

“А сейчас мы с вами, исследуя очень важные документы, а именно: учебный план,
план работы гимназии на 2011–2012 учебный год, должны будем определить, какие
средства используются в гимназии для того, чтобы достичь поставленных целей.

Работать будем по группам.

1-я группа: обучение – работа с учебным планом 5–7 классов

(Приложение
3).

2-я группа: обучение – работа с учебным планом 8–11 классов

(Приложение
3).

3-я группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии:
реализация воспитательной системы

(Приложение 3).

4-я группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии:
реализация программы “Внедрение модели ОАШ

” (приложение №3)

Формируются группы. Дальнейшая деятельность осуществляется в соответствии с
технологией работы в группах.

Учитель:

“В течение некоторого времени

(учитель озвучивает время в зависимости от
темпа работы обучающихся, но не более 7 минут) вы определяете средства и
соотносите их с целями, заполняя бланк ответа. По окончании работы вам
необходимо представить результаты своей деятельности. Ваш ответ должен
начинаться таким образом: мы считаем, что учебный план (план воспитательной
работы) направлен, прежде всего, на достижение следующей цели гимназического
образования …”.

4.3. Представление работы в группах.

На данном этапе необходимо соотнести результаты работы группы с полным
исследованием вопроса, подготовленного учителем, и представить их всему классу
(Приложение 4).

4.4. Вывод.

Учитель просит обучающихся ответить на вопрос: “Соответствует ли
содержание образования в гимназии заявленным целям?”

5. Итог урока.

Учитель просит обучающихся дать оценку образованию в МОУ гимназии № 19,
используя информацию полученную на уроке, и собственный опыт обучения в
гимназии.

Предполагается, что обучающиеся дадут положительную оценку деятельности
гимназии (в гимназии можно получить качественное образование). Учитель подводит
обучающихся к выводу: гимназистам необходимо хорошо учиться.

6. Домашнее задание:

п.19. вопрос № 4: написать мини-сочинение на тему “Хорошо учиться – это
значит …”.

Следующий: