Разработка урока на тему Правоспособность и дееспособность российского гражданина

Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного
обучения.

Цели урока:

  • дидактические: дать первоначальные представления о понятиях
    правоспособность и дееспособность, формирование правовой грамотности;
  • воспитательные: развитие представлений о ценности российского
    гражданства, о правах несовершеннолетних;
  • развивающие: актуализация познавательной потребности,
    формирование способности к рефлексии, отработка навыков работы в группе.

Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и
дееспособность.

Основные понятия: Правоспособность. Гражданские права. Дееспособность.
Эмансипация. Органы опеки и попечительства.

Оборудование урока:

  • Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для 9
    класса, &4,5;
  • компьютер на рабочем столе учителя,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • авторская презентация к уроку, сделанная в
    программе Power Point.

Используемые технологии: проблемное обучение, информационные
технологии, групповой метод.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.

Ключевое понятие — правоспособность

Форма работы – групповая.

Вопросы и задания для обсуждения:

Известно, что права эмигрантов в странах, куда они приехали на жительство,
отличаются от прав, которыми обладают граждане.

  • Приведите примеры, что это действительно так.
  • Почему во всех странах мира существуют сложные процедуры предоставления
    гражданства для желающих его получить?

Учащиеся говорят, что граждане любой страны вкладывают свой труд в
экономическую мощь страны и имеют право на приоритетное пользование созданными
благами.

Вывод: Формируется определение термина правоспособность, сверяется с
определением, приведённым на с. 38

II. Объяснение нового материала. Правоспособность и дееспособность
российского гражданина с использованием информационных технологий.

На экране слайд № 1.

На экране слайд №2.

Вопросы для учащихся:

  • Обладаете ли Вы правом иметь все основные наиболее важные гражданские
    права, указанные здесь?
  • С какого момента человек обладает гражданскими правами?
  • Сможете ли Вы сейчас пользоваться этими правами в полном объеме?
  • Если бы Вас попросили отказаться от одного из этих прав, то от какого
    права Вы бы отказались? Свой ответ объясните.

На экране слайд №3.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие законы охраняют гражданские права Российского гражданина?
  • Есть ли различия в правах между гражданами государства и лицами,
    имеющими гражданство других стран и проживающих на территории РФ?

Ответы на вопросы звучат после самостоятельной работы учащихся с текстом
учебного пособия (с.38-39,43).

III. Словарная работа.

Объясните понятия: политическое убежище, статус, юридическая ответственность,
юридическое лицо. Оформите результаты работы в виде таблицы. (Учебное пособие
с.43-44).

На экране слайд № 4.

IV. Работа с текстом учебника «Попрошаек в тюрьму» (с. 43)-группы 1, 3.

Выскажите своё мнение по вопросам:

  • Каково правовое положение нелегальных эмигрантов?
  • Как называется документ, дающий право иностранному гражданину проживать
    на территории другого государства?
  • Правильно ли поступило руководство товарной станции, не приняв отца
    семейства на работу?
  • Почему присутствие в стране нелегальных эмигрантов считается
    нежелательным?

ст.322 УК РФ (с.43)- группы 2,4.

  • Что такое статус беженца?
  • Какие меры должны принять Российские власти в отношении незаконных
    эмигрантов?
  • Есть ли правовое решение описанной в рассказе проблемы?

По итогам обсуждения учащиеся приходят к выводу, что иностранные граждане
имеют определённые права за рубежом, но правоспособностью граждан страны, в
которой временно находятся, не обладают.

На экране слайд № 5. (выводы по I части урока).

V. Граждане (а также иностранцы законно проживающие на территории
России) обладают, кроме правоспособности, ещё одним юридическим качеством.

Вводится новое понятие — деееспособность.

На экране слайд № 6.

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

Форма работы – групповая.

Задание: Прочитайте учебный текст (с.45-48). Вопросы для обсуждения:

  • Что такое дееспособность гражданина?
  • Какие лица и в каком порядке признаются законом недееспособными?
  • Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и
    самостоятельной волей.
  • В каком возрасте наступает полная дееспособность?
  • Что говорит закон о людях в возрасте до 6 лет и от 6 до 18 лет?

Проверьте себя.

На экране слайд № 7.

Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и
самостоятельной волей и поэтому может разумно вести свои дела.

А что же говорит закон о людях в возрасте с 6 до 18 лет? Работаем с
книгой (с.46-48).

  • Что означает термин «неполная дееспособность»?
  • Что такое эмансипация? В каком случае и в каком возрасте её возможно и
    целесообразно проводить?

На экране слайд № 8.

Уточните с помощью учебника понятия опека и попечительство.

Выполните тест « Ваши шансы на эмансипацию» — с. 51-52 учебного пособия.

VI. Контроль эффективности обучения через тестовую работу.

Формирование способности к рефлексии.

На экране слайд №9.

На экране слайд №10.

VII. Разноуровневое домашнее задание:

  • Уровень 1. Учебное пособие & 4, 5. Рабочая тетрадь, с. 12,
    задание 7.
  • Уровень 2. Учебное пособие & 4, 5. Выполнить вставки-задания на
    с.39,40,41. Прокомментируйте рисунок на с.49. Дайте совет родителям ребёнка.
  • Уровень 3. Учебное пособие & 4, 5. Творческое задание: составьте,
    используя дополнительные источники информации, проект памятки: «Ваша
    дееспособность» или « Трудовые права несовершеннолетних».

Следующий: