Разработка урока Концентрация растворов

Цели:

Обучающая учить решать расчетные задачи с использованием понятия «растворы», «концентрация растворов», применять полученные знания на практике, закрепить знания о физических характеристиках растворов и растворенных веществ, умения рассчитывать молярные массы веществ, проверить способность к самостоятельной деятельности.

Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, коммуникативные навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля. Стимулировать познавательную деятельность

Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий и безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитывать культуру учебного труда, навыки экономного расходования времени, формировать гуманные качества личности учащихся, совершенствовать навыки общения.

Оценка результатов:

  • полнота ответов
  • правильность ответов
  • логика изложения материала
  • понимание изученного
  • терминологическая грамотность

Методы обучения — информативно-прикладной с элементами фронтальной беседы, фронтальная беседа, решение химических задач.

Тип урока – закрепление знаний, умений навыков в трудящихся.

Прогнозируемые результаты знать способы выражения концентрации растворов, обозначения основных величин, связанных с растворами, формулы растворов.

Оборудование. Раздаточный материал, таблица Менделеева.

План урока.

1. Организационный момент: Приветствие. Класс разбит на группы по 4-6 человек, выбирается капитан.

Целеполагание – учащиеся должны в течении урока показать умение решать задачи., при необходимости помочь товарищам по команде; учитель- определить уровень знаний учащихся по теме, выявить пробелы в знаниях для последующей коррекции.

2. Опрос в виде интеллектуального тренинга.

Чем является вода для многих твердых, жидких и газообразных веществ? растворителем
Какие признаки растворов вы знаете? Однородность и прозрачность
Что образует вода со многими веществами? Растворы
Гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия растворы
Что происходит при упаривании растворов? Кристаллизация
Какое понятие существует в химии между растворимым веществом и растворителем? Концентрация растворов.

 Это надо знать

  • раствор – это то же самое, что гомогенная смесь.
  • растворителем называют жидкость, растворяющую вещество.
  • «Подобное растворяется в подобном»
  • На растворимость влияют площадь поверхности растворяемого вещества, давление и температура.
  • Разбавлением называют процесс добавления дополнительного количества растворителя в раствор, чтобы уменьшить его концентрацию

Изучение нового материала.

Ребята выбирают задания, которые находятся в закрытых конвертах на которых написаны баллы. (на усмотрение учителя, можно разместить на доске разноцветные карточки)

Вопросы теоретического блока.

1 блок вопросов. Обозначение величин.

  1. Как обозначается массовая доля вещества в растворе? — 5 баллов
  2. Как обозначается молярная концентрация вещества? 10 баллов.
  3. Как обозначается растворимость вещества? 15 баллов
  4. Как обозначается объем раствора? 20 баллов
  5. Как обозначается количество вещества? 25 баллов

2 блок вопросов. Формулы расчетов.

  1. Как записывается формула для расчета объема раствора? -5 баллов
  2. Как определить молярную концентрацию? — 25 баллов
  3. Чему равна масса вещества в растворе? — 10 баллов
  4. Как определяется плотность растворов? — 15 баллов
  5. Чему равна массовая доля вещества в растворе? — 20 баллов

3 блок вопросов Единицы измерения.

  1. В каких единицах измеряется масса вещества? — 5 баллов
  2. В каких единицах измеряется объем раствора? -10 баллов
  3. В каких единицах измеряется плотность раствора? — 15 баллов
  4. В каких единицах измеряется молярная концентрация? – 20 баллов
  5. В каких единицах измеряется массовая доля вещества? — 25 баллов

4 блок вопросов. Определение характеристик растворов.

  1. Что называется растворимостью вещества? — 5 баллов
  2. Что называется молярной концентрацией раствора? -110 баллов
  3. Что показывает массовая доля вещества? -15 баллов
  4. Что такое плотность раствора? 20 баллов
  5. Что называется количеством вещества? 25 баллов

5 блок вопросов Связь между разными способами выражения концентрации.

  1. Вывести формулу, связывающую растворимость вещества с массовой долей. -5 баллов
  2. Вывести формулу, связывающую молярную массу с массовой долей. 10 баллов
  3. Вывести формулу, связывающую плотность раствора с массовой долей. -15 баллов
  4. Вывести формулу, связывающую массу вещества с объемом раствора.- 20 баллов
  5. Вывести формулу, связывающую массовую долю с молярной концентрацией. — 25 баллов

Задачи.

Задачи на приготовление растворов

  1. Какую массу сульфата калия и воды надо взять для приготовления 300г.20% раствора?- 10 Баллов
  2. Сколько граммов воды содержится в 200г.40%-ного раствора поваренной соли? — 20 баллов
  3. В 400г. Воды растворили11.2 л.сероводорода. Определите процентное содержание сероводорода в полученном растворе.- 30 баллов
  4. В каком объеме воды надо растворить 200г.хлорида железа (Ш) чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 15 %.? – 40 баллов.
  5. В 80г. воды растворили 7 г. Семиводного сульфата железа (II) Определите массовую долю в безводной соли в растворе? -50 баллов

Задачи на расчет молярной концентрации раствора.

  1. Какое количество вещества содержится в 1 л раствора с массовой долей нитрата натрия 4-% если его плотность равна 1.32 г/мл.? — 10 баллов.
  2. В 100 мл. раствора содержится 0.98 г серной кислоты. Определите молярную концентрацию -20 баллов
  3. Какая масса соли потребуется для приготовления раствора хлорида калия объемом 300 мл с концентрацией 0.15 моль/л — 20 баллов.
  4. Определите молярную концентрацию раствора с массовой долей гидроксида натрия 20% плотностью 1.22 г/мл. – 40 баллов.
  5. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 9.3 % и плотностью 1,05 г/мл необходим для приготовления 0.35М серной кислоты объемом 40 мл – 50 баллов.

Задачи на смешивание растворов.

  1. Смешали 200г. 15% раствора хлорида натрия и 300 г. 10% раствора этого же вещества. Определите концентрацию полученного раствора? – 10 баллов.
  2. Сколько граммов воды необходимо взять для приготовления 200г. 25% раствора из 60% раствора серной кислоты? 20 баллов.
  3. В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10 и 20%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения 300 г.раствора с массовой долей хлорида натрия 12 % — 30 баллов.
  4. Какой объем 60%-ной серной кислоты (плотность 1,5 г/мл) и 30 % раствора (плотность 1.2 г/мл) серной кислоты надо взять для приготовления 240г. 50%-нного раствора? -40 баллов.
  5. Сколько граммов кристаллогидрата 18 водного сульфата хрома (III) с массовой долей 15 % необходимы для приготовления 795 г. 20%-ного раствора сульфата хрома (Ш)

Закрепление

Методы закрепления материала – решение задач различных типов на определение концентрации растворов, обсуждение, сравнение, анализ, соревнование между командами.

Выводы – оценка качества знаний и умений учащихся, причин проигрыша, победы, советы на будущее.

Домашнее задание – повторить состав, номенклатуру и свойства неорганических веществ, составить по две задачи на определение концентрации растворов.

Следующий: