Разработка урока к дисциплине Право Основы конституционного строя РФ


Цель:

  • на основе документов, статей Конституции РФ 1993
    г. выяснить, что составляет основы
    конституционного строя РФ, каковы основные
    полномочия органов государственной власти РФ;
  • формировать умения работать с текстом
    документа, уметь анализировать, делать выводы,
    высказывать собственную точку зрения или
    обосновывать известные;
  • способствовать формированию у учащихся
    убежденности в демократическом характере
    основного закона РФ, повышению правовой культуры
    учащихся.

I. Повторение изученного материла

Учитель: Сегодня наш урок будет
построен в форме коллективной работы. А это
значит, что на каждого из вас накладывается
ответственность за собственные успехи и успехи
товарищей. Вы объединены единой задачей, достичь
которую возможно только совместными усилиями.
Только творческая деятельность группы сможет
принести успех. Определите лидера группы,
который оценит вклад каждого из вас в
деятельность группы. Приложение 1.

Слайд 1. (Название)

Учитель: Какие задачи вы ставите на
урок исходя из данной темы

Учащиеся определяют задачи и если необходимо
учитель их корректирует.

Слайд 2. (Флаг, гимн, герб)

Учитель: Все мы знаем о трех символах
нашей страны – гербе, гимне и флаге, но есть один
документ, который мы тоже считаем символом
государственной власти – это Конституция РФ.

Задания учащимся:

От какого латинского
слова происходит сам термин “Конституция”?

Слайд 3. (Латинский термин)

Учитель: Именно так в Древнем Риме
обозначали важнейшие указы императора.

Слайд 4. (Мировые конституции)

В эпоху буржуазных революций конституции
представляли собой единые правовые акты высшей
юридической силы. Назовите государства, в
которых появились первые конституции?



Слайд 5. (Заполнить пропуски в схеме по
Конституции РФ)

Учитель: В истории Российской
Федерации насчитывается пять Конституций. Я
предлагаю заполнить пропуски в слайде “Конституции
РФ”
по “цепочке” одну представителю от
группы, указав даты принятия Конституций в РФ.

Учитель: В качестве домашнего задания
одному из учащихся было предложено провести
социологический опрос “Что думают и что знают
российские граждане о Конституции РФ?”.

Данные социологического опроса представлены
учеником в виде мини-исследования.

Учитель: Нетрудно догадаться о
недостаточно высоком уровне правовой культуры
наших граждан. На уроке мы постараемся этот
уровень повысить, практически работая над
текстом основного закона РФ, анализируя
содержание Конституции.

Задание учащимся:

Каждая группа должна
вспомнить основные юридические признаки
Конституции и проиллюстрировать их примером.
Названный признак предыдущей группой не должен
повторяться.

Слайд 6. (Преамбула)

Задание учащимся:

Я предлагаю вам открыть
преамбулу Конституции. Постарайтесь, работая в
группе, выделить ценности, которые содержаться в
вводной части Конституции.

1-я группа – нравственные ценности;
2-я группа – ценности демократии;
3-я группа – ценности патриотизма;
4-я группа – ценности социального мира и
международного сотрудничества.



II. Изучение нового материла

Слайд 7 (Главные принципы Конституции РФ)

Учитель: Основы конституционного
строя – это главные принципы, фундамент, на
котором построено государство. Они изложены в
первой главе (статьи 1-16). Конституционных
принципов четыре: верховенство права,
демократизм, федерализм, гуманизм. Что заключено
в каждом из этих принципов?

Учитель предлагает ответить на задание по
группам.

Учитель: У вас на столах есть
Конституция РФ и ряд других документов.
Используйте их в работе и в течение 10 минут,
обсудив вопросы в группе, вы даете ответы на
поставленные вопросы. Если будете готовы раньше
– поднимите руку. Ваш ответ на поставленный
перед вами вопрос, должен быть обоснован
статьями Конституции, и логически продуман.

1-я группа – вы должны определить, поработав с
вопросами основы экономической системы нашего
государства.
2-я группа – основы политической системы;
3-я группа – основы социальной системы;
4-я группа – федеративное устройство РФ.

Приложение 2

Релаксационная пауза.

Работа в группах учащихся.

Проверка выполнения заданий группой 1.

Слайд 8.

Учитель предлагает учащимся выполнить
задание: заполнить пропуски в схеме “Формы
собственности”.

Проверка выполнения задания группой 2.

Слайд-презентация учащегося “Государственная
власть в РФ”.

Игра “Самолет”

(проводится при
достаточном времени на уроке), по разработке
урока Дугиной Т.В.

Учитель: Представим, что самолет – это
наше государство.

  1. Кто будет командиром нашего самолета? Президент
  2. Кто второй пилот? Правительство
  3. Чем может являться корпус нашего воздушного
    судна? Федеративное устройство
  4. А кто пассажиры? Народ
  5. Какой орган управления может быть представлен в
    лице бортпроводника? Местное самоуправление

После защиты слайд-презентации учитель
предлагает учащимся посмотреть видеоролик
“Судебная система в РФ”. Перед просмотром
ставиться вопрос: выясните каковы основные
задачи судебной системы в РФ?



Слайд 9, 10 (Судебная система в РФ)

Проверка выполнения задания группой 3 и 4.

Выполнение задания учащимися Слайд 11
(Субъекты РФ).

Учитель: Вы хорошо поработали на
уроке, показали умения работать с документами,
анализировать, делать выводы, давать
аргументированные ответы. Чтобы закрепить
полученные знания на уроке я предлагаю выполнить
тестовую работу. Вам предложены три варианта
тестов. Выберите дин из них. (тестовые задания
предложены разной сложности). Приложение
3
.

Выставление оценок за урок. (Выставляют и
обосновывают оценки сами учащиеся)

Слайд 12. (Конституция РФ)
Слайд 13. (Домашнее задание)

Домашнее задание: учебник А.Ф. Никитин.
Основы государства и права 10-11 класс §19 в.3-6.
написать эссе “Народ – единственный источник
власти: смысл и значение конституционной нормы”.




Следующий: