Разработка урока истории в 9-м классе по теме Холодная война. Становление биполярного мира

Цели урока:

  • выяснить и усвоить понятие “холодная война”,
    причины ее возникновения, ее влияние на
    международные отношения и последствия для
    развития мировой политики;
  • развивать мыслительные навыки: формулировать
    понятие, выделять существенные признаки;
    анализировать исторические события;
    аргументировано доказывать свою точку зрения;
    развивать умения: систематизировать
    исторический материал (схема, таблица);
    устанавливать причинно-следственные связи;
    отрабатывать навыки работы с текстом учебника,
    грамотной устной речи;
  • формировать логичность мышления, развитие
    навыков коллективной деятельности
    (ответственность), формирование способности
    высказывать и отстаивать свою точку зрения
    (самостоятельность).

Тип урока. Урок изучения нового
материала.

Основные понятия. “Холодная война”,
экспансия, конфронтация, биполярный мир.

Оборудование урока.

  • карта “Территориальные изменения в Европе
    после второй мировой войны”;
  • видеоматериал: отрывок из выступления Черчилля
    в Фултоне;
  • документы: И.В. Сталин о речи Черчилля ответы
    корреспонденту “Правды” 14 марта 1946 года; речь
    Уинстона Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года”.

Предварительное домашнее задание.

Провести социологический опрос:

  1. С чем у вас ассоциируется холодная война?
  2. Вы считаете, что холодная война закончилась?

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Предварительно собрав ответы на
социологический опрос учитель представляет его
результаты:

1. Социологический вопрос. С чем у вас
ассоциируется холодная война? С вьетнамской
войной-7 % опрошенных. Корейской войной-1 %
опрошенных. С Берлинской стеной-3 % опрошенных. С
Афганской войной-9 % опрошенных. С гонкой
вооружения-10% опрошенных. Не знаю. Затрудняюсь
ответить-70 % опрошенных. Мне хочется, чтобы после
сегодняшнего урока вы не входили в эти 70%.
Солженицын однажды сказал: “Историческая
память-это подушка безопасности. Народ, не
осознающий это, обречен на уничтожение”. Я
согласен с ним. 70 % опрошенных, которые ничего не
знают о холодной войне, на второй вопрос не
отвечали. А вопрос звучал так: -Вы считаете, что
холодная война закончилась?. “Да”-18 %. “Нет”-82 %.
Посмотрим, как на этот вопрос ответите вы к концу
урока.

Объяснение нового материала (класс
предварительно делится на две группы).

Часть 1.

Давайте остановимся на понятии холодная война,
почему она холодная и почему война? Попытайтесь
ответить на этот вопрос, вспомнив то что вам
говорили люди во время проведения
социологического опроса. (после обсуждения
учащиеся сами дают определение, записывают его
на доске).

Часть 2.

Постараемся разобраться в причинах , которые
привели к холодной войне и возникновению
биполярного мира, только в начале ответим на
вопрос-какой мир можно назвать биполярным? Чтобы
разобраться в причинах обратимся к документам.
Речь Черчилля в Фултоне ( 5 марта 1946 г.). И.В. Сталин:
о речи Черчилля ответы корреспонденту газеты
“Правда” (14 марта 1946 г.). учитывая то, что вы дома
уже ознакомились с этими документами я вам дам 3-4
минуты чтобы найти причины возникновения
холодной войны.

Задание группам.

1 группа будет западными историками, и
они должны доказать , что угроза исходила от СССР.

2 группа советские историки, они
доказывают, что угроза исходила от США. Прежде
чем приступить к работе с текстами посмотрим
документальные выступления Черчилля в Фултоне.

Группы называют причины, используя цитаты из
текста. Учитель обобщает сказанное:
США-уменьшение сферы влияния англоязычных стран
в Европе (установление просоветских режимов),
уменьшение сферы влияния в странах 3-го мира.
СССР-создание в Европе зоны стратегической
безопасности у границ СССР, поддержка стран,
вступивших на некапиталистический путь
развития.(осознавая неизбежность
противостояния). И это говорят бывшие союзники,
но не все так просто: ведь еще 1 марта 1945 г.
Рузвельт, выступая перед объединенной сессией
конгресса, подчеркивал: “Мир, который мы строим,
не может быть американским, британским или
русским миром…Он не может быть миром больших или
малых стран…Должен прийти конец системы
односторонних действий, замкнутых блоков, сфер
влияния и подобных методов, которые
использовались веками и всегда безуспешно”. Но 12
апреля 1945 года президент Ф.Рузвельт скончался, и
через 11 дней политика государства изменилась. На
совещании в Белом доме 23 апреля 1945 года преемник
Рузвельта Трумэн сказал: “Советско-американское
сотрудничество нужно ломать сейчас или
никогда…Русские только мешают США осуществлять
свою политику, мы вполне обойдемся без них”. А
ведь война даже не закончилась.

Часть 3.

Выяснив причины, попытаемся разобраться в их
объективности и определить степень
агрессивности сторон, для этого вновь обратимся
к документам. 1 группа -воспоминания Молотова, 2
группа – документам № 3-8. время 2-3 мин.
Обсуждение. По американскому плану “Дропшот”
был назначен день нападения на СССР. 1 января 1957 г.

Эти причины привели к тому что мир разделился
на 2 лагеря и это привело к противостоянию во всех
сферах жизни. В чем проявилось это
противостояние мы попробуем ответить опираясь
на тексты уже знакомых нам документов и учебник
П.23. время на работу 2-3 мин. Разделите текст П.23 по
пунктам внутри группы. Ответы 2-х групп вместе.
Гонка вооружений, создание НАТО и ОВД (работа по
карте), локальные конфликты, наука (компьютеры),
космос, спорт. Больше других на себе это
противостояние почувствовали жители Кореи и
Германии (Берлинская стена).

Часть 4.

Чтобы определить последствия противостояния
на основе “фактов” и “выводов” заполним
таблицу и постараемся ее проанализировать
обобщив данные.

Выводы.

  1. 1949 г. – образование ФРГ и ГДР.1949 г. – создание
    НАТО.
  2. 1955 г. – создание Организации Варшавского
    договора.
  3. 1950-1953 гг. – корейский конфликт,
  4. 1962 г. – карибский кризис,
  5. 1965-1973 гг. – война США во Вьетнаме.

СССР, Чехословакия, Польша, Болгария,
Венгрия, ГДР;

США, Великобритания, Италия, ФРГ,
Франция.

Факты.

  1. Раскол Германии;
  2. Создание военных блоков;
  3. Локальные конфликты;
  4. Раскол мира на две системы, создание
    двухполюсного мира;
  5. Гонка вооружений;
  6. Создание атомной бомбы, водородной бомбы,
    межконтинентальных баллистических ракет.

Заключение.

Сосуществование биполярного мира требует
наличия мощной и сильной экономики. Какому
государству это противостояние давалось труднее
и почему? Ноябрь 1989 г.- Крушение Берлинской стены.
Июль 1991г. – роспуск ОВД. Декабрь 1991 г. – развал
СССР. Февраль 1992 г. – Декларация между РФ и США о
прекращении холодной войны.

Америка считает что победу одержала она:
конгресс США учредил медаль за победу в холодной
войне. А простой гражданин США сын летчика
Пауэрса создал передвижной музей, целью которого
является помнить о войне, чтобы она больше не
повторилась.

Домашнее задание.

Вспомните вопросы которые вы задавали при
проведении социологического опроса. Как вы
сейчас сами ответите на них. Домашнее задание в
виде написания небольшого сочинения.

Следующий: