Разработка урока истории в 6-м классе

Тип урока - урок изучения новой темы.

Цели урока:

  • Способствовать формированию представлений
    учащихся о выдающихся произведениях
    средневекового искусства. Раскрыть содержание
    понятий: «романский стиль», «готический
    стиль». Обратить внимание учащихся на процесс
    возникновения новых черт в архитектуре и
    живописи.
  • Развивать творческое критическое мышление
    через работу с текстом, через умение соотнести
    свой жизненный опыт и приобретенные знания на
    уроке.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование урока: учебники, опорные
конспекты, мультимедиа проектор, творческие
задания для групп.

Наглядность: презентация,
иллюстрации по теме урока.

Используемая технология: развитие
критического мышления. Основа технологии:
трехфазовая структура урока.

Методика развития критического мышления:

  • умение собрать информацию из различных
    источников;
  • рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные
    моменты;
  • выяснение причин проблемы и её последствие;
  • анализ качества информации;
  • умения найти альтернативные пути решения
    проблемы;
  • умение изменить своё мнение в зависимости от
    очевидного;
  • умение создать новое знание на основе
    предыдущего опыта и новой информации.

План изучения нового материала:

  • Архитектура романского и готического стилей.
  • Особенности скульптуры романского и
    готического стилей.
  • Живопись.
  • Причины зарождения новой «гуманистической
    культуры».
  • Раннее Возрождение: рождение Венеры.

Ход урока

Первая стадия «Вызов».

1. Организационный момент.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Вступительное слово учителя (цель-
формулировка темы урока).

Ребята, сегодня в кабинете я нашла странное
послание за подписью музы истории Клио. (слайд 1,
см. Приложение 1).

Дорогие шестиклассники!

Я, муза истории Клио, повелеваю: совершить
путешествие во времени и преодолеть все
препятствия на вашем пути.

Желаю успехов!!!

Клио

4. Постановка проблемы перед классом:

Что наполняет смыслом жизнь человека, что её
украшает? (сл. 2)

Варианты: счастье, радость, природа,… (ваши
варианты).

Наполните корзину идей своими предложениями.
(Дети вписывают свои предположения в корзину
идей, нарисованную на доске)

5. Формулировка темы урока совместно с
учениками: анализ идей, записанных учениками в
корзину идей и обобщение: Всё это созвучно
понятию «красота».

«:что есть красота

и почему ее обожествляют люди». ,

писал
Заболоцкий, и эта строка из стихотворения и есть
тема нашего урока. (сл. 3). Работа на уроке
сопровождается заполнением опорных листов для
ученика (Приложение 2).

6. Задание на дом:

П. 41, читать, пересказывать

Ответить на вопросы №2 (п.) , 4(у.)

Творческое задание — сообщение о Сандро
Боттичелли (сл. 4)

7. Физминутка. Для путешествия нам потребуется
много сил и энергии. В этом нам помогут помощники
музы истории Клио. Повторяйте за ними (физорги
класса или подготовленные ученики, возможно
учитель под бодрую мелодию выполняют
ритмические движения).



Вторая стадия «Осмысления».

8. Теперь, ребята в путь. Виртуальное
путешествие с применением машины времени и
комментарием учителя (первобытный мир, древний
мир и средневековая Европа) (сл. 5, 6, 7)

9. Итак, мы прибыли в пункт назначения, здесь нас
ожидают задания от музы истории Клио: для групп — «Архитекторы-1″,
«Архитекторы-2″, «Скульпторы-1″,
«Скульпторы-2″, «Живописцы», «ЗНАТОКИ».
Получите
их, ознакомьтесь и приступите к выполнению (Приложение 3). (Работа в
группах сопровождается звуками органа)

10. Отчет о работе в группах. (сл. 8 — 19) , отчет
сопровождается промежуточной проверкой знаний,
дополнением материала учителем, с
сопутствующими записями в опорных конспектах
учеников.

11. Задания музы истории Клио выполнены и мы
возвращаемся домой. Нас сопровождает чудное
видение — образ «пенорожденной» Венеры,
сотворенный кистью средневекового
мастера-художника Сандро Боттичелли. (Можно дать
краткое содержание мифа о рождении Венеры).

Нас приветствует шум прибоя, пение птиц.
Наслаждайтесь отдыхом и вспомните все, о чем мы
говорили с вами на уроке. (Возвращение из
виртуального путешествия.) (сл. 20)

Третья стадия «Рефлексия». (сл. 21)

Закончить предложение: (фронтальная работа)

1. В XI-XII веках зародился :::.. стиль

2. В XIII-XIV веках зародился :::.. стиль

3. Фантастическое существо в скульптуре -
это:::::

4. Образ Девы Марии в скульптуре ::::::::.

5. Автор картины «Рождение Венеры» -
это::::::::.

12. Итоговое тестирование. (сл. 22)

1. Что лишнее

а) романский

б) готический

в) курьезный

2. Картины или узоры из кусков прозрачного
цветного стекла:

а) смальта

б) витраж

3. Фантастическое существо в скульптуре:

а) химера

б) миниатюра

4. Название этого стиля произошло от латинского
слова — Рим:

а) романский

б) готический

в) курьезный

5. Автор картины «Рождение Венеры» :

а) Данте

б) Боттичелли

13. Самопрверка (сл. 22)

14. Взаимооценка (сл. 22)

15. Возвращение к теме урока.

Вызов учеников на мысль:

«:что есть красота и почему ее обожествляют
люди».

Ученики составляют устно эссе по теме.

16. Совместное составление синквейна.

КРАСОТА

Божественная, земная

  • Украшает, озаряет, воодушевляет
  • Помни: Красота спасет мир (Достоевский)
  • Жизнь (сл. 32)
  • 17. Завершение урока. Постановка риторического
    вопроса под звуки песни «Как прекрасен этот
    мир»:

    «:что есть красота?
    и почему её обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде».
    Заболоцкий

    Каждый из нас ответит нас еще раз для себя,
    вспомнив сегодняшний урок. Спасибо за
    сотрудничество. Урок окончен.




    Следующий: