Разработка урока истории в 5-м классе Финикия


1. Орг. этап.

Учитель приветствует
учащихся, проверяет готовность к уроку.

2. Этап подготовки учащихся к
осознанному усвоению новых знаний.

Учитель:

ребята, прежде чем
перейти к изучению нового материала, разгадаем
ребусы
, такое упражнение вы уже делали, но
сейчас работа немного усложняется. Вы
разгадываете слово и называете, что оно означает.
(1 слайд (см. презентацию)).

2 слайд



– учащиеся называют первое
слово – Евфрат. (Река в Двуречье) Где
находится? (в северо-восточной части Африки, на
берегах Нила, от первого порога до Средиземного
моря)

3 слайд

– Египет. Где расположен?
(в северо-восточной части Африки, на берегах
Нила, от первого порога до Средиземного моря)

4 слайд

пирамида. Что означает
это слово? (гробница фараона)

5 слайд



– Нил. Где находится?
Африке, это река на берегах которой расположен
Египет)

6 слайд

Тигр. (Река в Двуречье)

Учитель:

молодцы, вы правильно
выполнили это задание, переходим к следующему.
Если вы правильно ответите на вопросы кроссворда,
то в выделенных ячейках вы прочтете название
темы урока. Вопросы будут появляться в верхнем
левом углу. (Ребята разгадывают кроссворд).
Прочтите, какое слово получилось? (7 слайд)

Учитель:

запишите в тетрадь число
и тему урока: Финикия. (8слайд)

Ребята, на ваших партах лежит письмо,
которое прислал фараон. Прочтем его и узнаем, с
какой просьбой обращается к нам фараон.

“Юные сыновья и дочери вельмож, писцов
и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные
урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями.
Да живет ваш царь вечно и справедливо правит
страной.

Я, царь Верхнего и Нижнего Египта,
наслышан, что есть такое государство – Финикия.
Многие там диковины делают её умельцы, что
корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды
ярки, как закат, что придумали они, как быстро
записать то, что хранится в хранилищах их
вельмож. Помогите узнать, где находится эта
страна. Чем занимаются её свободные люди? Правда
ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем
плавают. Торгуют ли чем?

Задумал я великое дело и нуждаюсь в
хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте
все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон
Псаметих 2.

Учитель: ребята, какие вопросы
поставил перед нами фараон?

(нам нужно узнать,
где находится эта страна, чем занимаются люди,
куда и зачем плавают).
Таким образом, мы вместе
поставили учебные задачи. Сегодня на уроке мы
постараемся узнать, где находится страна –
Финикия, чем занимаются финикийцы, а также
продолжим работу над развитием умений слушать,
выделять главное, делать выводы. (9 слайд)

Учитель:

скажите, чем мы можем
пользоваться, чтобы найти ответы на эти вопросы?
(картой,
атласом, иллюстрациями в учебниках).

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель:

ребята, прослушайте меня
внимательно и ответьте на первый вопрос фараона,
где находилась Финикия. На восточном побережье
Средиземного моря располагалась Финикия, сейчас
это территория современного Ливана. Главными
финикийскими городами были Арвад, Библ, Сидон,
Тир. (учитель показывает на карте главные
финикийские города, учащиеся работают с атласом)
Ребята,
откройте атласы на странице 4, найдите на карте
место, где располагалась Финикия и главные
финикийские города. Как они обозначаются в
атласе? (подчеркнуты чертой) Финикия
небольшое государство, которое растянулось
узкой полоской на побережье. (10 слайд)

Учитель:



теперь мы можем
ответить на первый вопрос фараона? Где
располагалась Финикия?
(на восточном
побережье Средиземного моря
).

Какое современное государство здесь
находится?

(Ливан)

Учитель:

обратите внимание на
незаполненную схему на доске. В ходе урока нам
необходимо для нее собрать информацию. И мы
сможем ответить на второй вопрос фараона, чем
занимались финикийцы. (11 слайд)

Учитель:

ребята, вновь прослушайте
мой рассказ внимательно и попробуйте определить,
какой товар привозили и покупали финикийцы в
других странах?
На узкой полоске земли между
морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и
долин с плодородными почвами. И места здесь было
мало для полей и пастбищ. Таким образом, в чем
нуждались финикийцы,
что могли привозить
финикийцы из других стран, если у них не было
долин с плодородными почвами и не было пастбищ?

(зерно и скот). (Ученики записывают информацию в
первую колонку)

Учитель:

из страны в страну
путешествовали отважные мореходы, получая
немалую прибыль. Финикийские мореплаватели
выходили даже в Атлантический океан. Из Северной
Европы отважные мореплаватели привозили олово и
янтарь. Когда финикийский корабль входил в чужую
гавань, горожане встречали его радостно. Купцы
могли привезти льняное полотно из Египта, “живой
товар” – рабов. Если предоставлялся удобный
случай, финикийцы не стеснялись разбойничать:
иногда высаживались на берег и грабили
беззащитные поселения. Людей, застигнутых
врасплох, похищали и продавали в рабство. Что
еще могли привозить финикийцы из других
государств?
(живой товар – рабов, льняное
полотно, олово, янтарь). (Ученики записывают
информацию в тетрадь).

Учитель:

ребята, мы переходим к
заполнению второй колонки нашей схемы. Какие
товары финикийцы вывозили и продавали?

Учитель:

финикийцы сажали
виноградники и рощи оливковых деревьев. Из
оливок они выдавливали душистое масло. Вино и
масло финикийцы могли обменивать на пшеницу.
Славилась Финикия и строительным лесом. Толстые
бревна ливанского кедра отправляли в Египет и в
другие страны. Чем же торговали финикийцы? (лесом,
вином, оливковым маслом) Ученики записывают в
тетрадь.

Учитель:

Из прочного дерева
строили финикийцы свои быстроходные корабли.
Гребцами были рабы. Много было у финикийцев
ремесленников: ювелиров, резчиков по дереву и
слоновой кости.

Представьте, ребята, вот эти вещи были
найдены при раскопках в Финикии, какие выводы о
занятиях финикийцев вы сделаете?

(Учитель
показывает изделия из стекла, пурпурную ткань).
Изделия
из стекла позволяют сделать вывод о развитии
стекольного дела. Финикийцы первые изобрели
прозрачное стекло. Сейчас Яна расскажет нам об
изобретении стекла финикийцами (сообщение
ученицы)
.

Учитель:

как вы думаете, в чем
значение изобретения стекла?
Финикийцы также
ткали ткани и окрашивали их в пурпурный цвет. О
пурпурной краске нам расскажет Настя (сообщение
ученицы о пурпурной краске)
.

Учитель:

какую информацию мы еще
добавим в нашу схему?
(пурпурные ткани,
изделия из стекла, ремесленные изделия). Ученики
записывают информацию в тетрадях.

Учитель:

ответим на второй вопрос
фараона, чем занимались финикийцы?
(мореплаванием, торговлей, ремеслом, выращивали
виноград, оливки)

Учитель:

ребята, мы хорошо с вами
поработали, теперь немного отдохнем.

Физминутка.

Учитель:

как мы уже знаем,
финикийцы были отличными мореплавателями, в тех
краях, где они постоянно бывали, они стали
основывать свои поселения – колонии. Торговля
сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в
благоустроенную гавань, и обмен шел уже с
соплеменниками, даже с родственниками. Из
колоний финикийцы могли отправляться в новые,
еще более далекие путешествия. Так постепенно в
10-6 –м веках вдоль побережья Средиземного моря
появились финикийские колонии. На этой карте
обозначен путь финикийских кораблей. (12 слайд)
Греки подчинили своему влиянию северное
побережье моря, южное и западное заняли
финикийцы, также остров Сардинию, Корсику, а
Сицилию поделили. Одной из самых крупных колоний
стал Карфаген – город в Северной Африке. (Учитель
на карте показывает колонии финикийцев.) (12
слайд)
. Отвечаем на вопрос фараона, зачем и
куда плавают финикийцы?
(побережье
Средиземного моря, основывают колонии,
занимаются торговлей)

Первичное закрепление новых знаний.

Учитель:

ребята, ответьте на вопросы:

– Где находилась Финикия? (восточное
побережье Средиземного моря)
(13 слайд)

– Что выращивали финикийцы? (виноград,
оливковые деревья) (14 слайд)

– Назовите самые крупные города
финикийцев. (Арвад, Библ, Сидон, Тир) (15 слайд)

-Что основывали финикийцы? (колонии-поселения)
(16 слайд)

-В Северной Африке финикийцы основали
самую крупную колонию. Как она называлась? (Карфаген)
(17 слайд)

.твфл йксйкнФ (18 слайд)

Учитель:

обратите внимание на это
загадочное словосочетание. Сможете прочитать,
что здесь написано? Так писали финикийцы. Для
чего финикийцам нужна была письменность? (что-то
сосчитать и записать, например, сколько товара
привез и продал).

Учитель:

купцам, ремесленникам
часто необходимо было сделать деловые записи и
что-то прочесть. Пользоваться иероглифами было
нелегко. И постепенно письменность стала
упрощаться. Самый первый алфавит создали
финикийцы. В нем было 22 буквы, они просты, писать
их легко. Писали финикийцы справа налево, а не
слева направо, как мы пишем сейчас. Буквы
обозначали только согласные звуки, а гласные при
письме пропускали. Финикийский алфавит оказался
таким простым и удобным, что постепенно
распространился по всему побережью Средиземного
моря.

Учитель:

в чем вы видите
недостаток финикийского алфавита?
(не было
гласных)
Финикийский алфавит заимствовали
греки. Они стали впервые обозначать не только
согласные, но и гласные звуки. Сами названия
греческих букв тоже взяты у финикийцев:
финикийская буква “алеф” – греческая “альфа”,
финикийская “бет” – греческая “бета”. От
финикийского и греческого алфавитов произошли
все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

4. Этап закрепления новых знаний.
Тестирование на интерактивной доске. Молодцы, вы
все выполнили правильно.

5. Этап подведения итогов. Рефлексия.

Можем
ли мы считать, что поставленные в начале урока
задачи достигнуты? (ребята, перечисляют задачи
урока).

Учитель:

ребята, сейчас к вам
приплыли эти небольшие финикийские кораблики, у
корабликов три паруса, вам нужно на каждом
написать впечатление об уроке. Что вам
понравилось? Что не понравилось? Какой вы можете
дать совет. Кораблики прикрепите к этому
искусственному “морю настроения”.

6. Этап информации о домашнем
задании. § 15.

Список использованной литературы

1. История Древнего мира.
Дополнительные материалы к урокам. Брянск,
“Курсив”, 2003.

2. Рефлексивные техники эмоционального
состояния детей. Волгоград, “Учитель”, 2010.




Следующий: