Разработка урока истории по теме Столетняя война


Цель:

Образовательная

Сформировать у учащихся представление о
причинах и основных событиях Столетней войны;

Развивающая

Развивать логическое мышление и способности
анализировать сравнивать, обобщать,
аргументировать свою точку зрения, выбирать
правильный ответ из предложенного;

Воспитательная

Воспитывать интерес к предмету и общую
культуру.

Тип:

комбинированный урок

Оборудование:

карта “Англия и Франция во
время Столетней войны”, компьютер, проектор,
интерактивная доска.

Основные понятия:

Столетняя война,
партизанская война.

Структура урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.


Работа по карточкам (приложение1).
Работа у интерактивной доски.

1. Соотнести дату с событием:

(слайд 1
приложение2)

1302 г. а) подписание английским королем
Великой Хартии Вольностей;

1066 г. б) возникновение английского парламента;

1215 г. в) созыв Генеральных штатов во Франции;

1265 г. г) завоевание Англии герцогом Нормандии.

Ответ: 1-в, 2 –г, 3 – а, 4 – б.

2. Соотнести историческую личность с событием:
(слайд 2 приложение 2)

1. Герцог Нормандии Вильгельм
2. Иоанн Безземельный
3.Симон де Монфор
4. Филипп IV Красивый

а) подписание английским королем Великой
Хартии Вольностей;
б) возникновение английского парламента;
в) созыв Генеральных штатов во Франции;
г) завоевание Англии герцогом Нормандии.

Ответ: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – в.

3. Расположить события в хронологической
последовательности:

    1. Реформы Генриха II
    2. Возникновение английского парламента;
    3. Завоевание Англии герцогом Нормандии;
    4. Созыв Генеральных штатов во Франции;
    5. Подписание английским королем Великой Хартии
    Вольностей.

    Ответ: 3, 1, 5, 2, 4

4. Игра “Крестики – нолики”

(слайд 3
приложение 2)

1302 г. 1066 г. 962 г.
843 г. 1215 г. 800 г.
863 г. 500 г. 1265 г.

(слайд 4 приложение 2)


Сословная монархия

Парламент

Генеральные штаты

Палата лордов

Сословия

Оброк

Палата общин

Десятина

Барщина


III. Подготовка к изучению нового.

(Слайд 5 приложение 2)

Посмотрите на иллюстрацию и скажите, о чем
сегодня мы будем говорить? (иллюстрации с
изображением битвы рыцарей)

Ответ учащихся о войне.

(слайд 6 приложение 2)

Учитель: Совершенно верно. Мы будем говорить о
войне.

А как она называется, вы сможете ответить,
разгадав этот ребус.

Ответ учащихся «Столетняя война».

(слайд 7 приложение 2)

Познакомить учащихся с целью урока:
«Сформировать представления о причине, поводе
и основных событиях Столетней войны»


IV. Изучение нового материала.

Учитель говорит, изучая причины и события
Столетней войны, вы будите участниками игры
«Чистая доска». Правила игры: вся доска
заполнена разными вопросами. Ответы на них вы
получите, рассматривая новый материал. Я время от
времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на
какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него,
то этот вопрос убирается. Задача игры состоит в
том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.
Вопросы записаны на доске:

Какими причинами была вызвана Столетняя война?

Почему в первых битвах Столетней войны армия
англичан побеждала французскую армию?

Покажите на карте сражения начального и
конечного этапов войны?

Какая армия более боеспособная и
подготовленная к войне?

Между какими феодальными партиями шла борьба
за власть?

Кто изображен на портрете?

Почему Жанну Д’ Арк часто называют Орлеанской
Девой?

Каковы итоги войны?

Почему на втором этапе войны Франция стала
одерживать победы?

(слайд 8 приложение 2)

Посмотрите на фотографии и скажите, между
какими странами была война в 1337-1453 гг. (Фото
Эйфелевой башни и Биг бена)

Ответ учащихся: между Францией и Англией.

Учитель: Верно, но каковы причины этой
войны и что послужило поводом.

Прочитайте 1 пункт 19 п.и сформулируйте их.

1. Причины и повод Столетней войны. (Слайд 9
приложение2)

– Франция претендовала на английские владения
в Аквитании.

– Экономическое и политическое соперничество
Франции и Англии во Фландрийском графстве.

– Война – источник обогащения.

Что же явилось поводом к Столетней войне? (слайд
10 приложение2)

Династические споры.

В 1328 г. во Франции прекратилась династия
Капетингов. На престол вступил представитель ее
младшей ветви – Филипп Валуа.

Английский король Эдуард III был родственником
короля Франции и объявил себя королем Англии и
Франции.



На какой вопрос вы готовы ответить?
Соотношение сил. (Слайд 11 приложение2)

Посмотрите на таблицу.


Английская армия

Французская армия

Пехота – из свободных крестьян
(лучников).

Рыцарская конница получала
жалование из королевской казны.

В армии:

– высокая воинская дисциплина;

– боеспособная пехота;

– умение согласовывать действия пехоты и
конницы в бою.

Конные рыцарские отряды возглавляемые
сеньорами.

Рыцари действовали самостоятельно.

Не подчинялись общему руководству.

Посмотрите на данные иллюстрации. (Слайд 12
приложение 2)

На какой вопрос вы готовы ответить?

3. Физминутка «Для глаз»

(Слайд 13
приложение 2)

Вы много работали ваши глазки устали. Повторяем
глазами движение листьев, что они отдохнули.
Молодцы!

4. Начало военных действий. (Слайд 14 приложение 2)

Работа с картой «Англия и Франция во время
Столетней войны»

Найдите на карте и покажите английские
владения во Франции накануне войны.

Рассказ учителя

  • 1337 – англичане предприняли наступление в
    Пикардии, а затем одержали победу на море при
    Слейсе
  • 1340 – англичане одержали победы на море (битва
    при Слейсе) и на суше (битва при Креси)
  • 1346 – англичане овладели портовым городом Кале
  • 1356 – Эдуард – принц Уэльский (Черный принц)
    разгромил французских рыцарей при Пуатье и
    пленил французского короля Иоанна II Доброго.
  • 1360 году был заключен мир в Бретиньи, по которому
    Франция потеряла земли к югу от Луары
    (приблизительно треть страны) и порт Кале.

На какой вопрос вы готовы ответить?

5. Продолжение войны. (Слайд 15 приложение2)

Второй период войны (1369-1380 гг.) ознаменовался
переходом Франции в наступление и освобождением
большей части захваченных территорий.
Заключенный в 1360 г. мир был необходимой
передышкой, которая позволила французам
несколько улучшить внутреннее политическое
положение в стране и усилить армию и флот. Была
упорядочена система найма войск, возводились
крепости, улучшалась артиллерия, создавался
сильный флот. Однако Франция ослаблена в
результате междоусобной войны между Бургунцами
и Арманьяками. Война отяготилась, т.к не было
единства.

В 1420 г. – подписан договор, по которому Франция
теряла свою независимость, наследником
французской короны становится Генрих VI, но Карл
VII заявил свои права на престол после смерти
своего отца. (Слайд 16 приложение2

На какой вопрос вы готовы ответить?

Осаждаемые англичанами Париж, Руан и другие
города ждали помощи от короля, а король от своих
поданных. Война коснулась всех слоев Франции, и
жители страны поняли, что они сами должны
бороться за свою независимость. Тогда же на
основе парижского диалекта начинает
складываться единый для Франции язык. В опасное
для Франции время появилась 17 – летняя девушка в
мужском одеянии.

(Слайд 17, 18 приложение 2)

Рассказ ученика “Жанна д ‘Арк”. (Опережающее
задание)

На какой вопрос вы готовы ответить?

6. Окончание войны. (Слайд 19 приложение2)

В 1429 году Франция оказалась раздробленной на
три части: на земли, реально покоренные
англичанами (здесь признавалась власть Генриха
VI); на области, находившиеся под политическим
влиянием герцога Бургундского; на территории (в
основном на юге страны), где признавали власть
Карла VII

Под воздействием народной войны герцог
Бургундский признает власть Карла VII.
Междоусобная война прекратилась и в 1453 г.
английский гарнизон в городе Бордо
капитулировал.

На какой вопрос вы готовы ответить? (слайд 20
приложение 2)

7. Итог войны. Беседа с учащимися:

– Чем закончилась война? (слайд 21 приложение 2)

  • У Англии на территории Франции остался только
    порт Кале, еще на 100 лет
  • Укрепление королевской власти, начинается
    процесс централизации государства.

Покажите на карте сражения начального и
конечного этапов войны? (Слайд 22 приложение 2)

8. Закрепление.

(Слайд 23 приложение 2)

Постройте логическую цепочку для рассказа о
Столетней войне из следующих слов и
словосочетаний: Азенкур, Гибель Жанны д Арк,
Аквитания, Орлеан, Битва при Креси, Карл VII, битва
при Пуатье, Бордо сдался, 1360 год, Жанна д Арк,

Ответ: Аквитанмя, Битва при Креси, Битва при
Пуатье, 1360 год, Азенкур, Карл VII,Орлеан, Жанна д
Арк, гибель Жанны д Арк, Бордо сдался.

9. Итог.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Оценить.


VIII. Домашнее задание.

(24 слайд)

П. 19, заполнить таблицу.


Причины войны Противники иих союзники Этапы войны и их основные события Перелом-ные моменты Итоги войны для Франции Итоги войны для Англии

Приложение 1

Приложение 2




Следующий: