Разработка урока истории по теме: Феодалы в Западной Европе. XI век урок-образец исследования

Тип урока –

урок-образец исследования.

Форма проведения

– работа исследовательских
групп.

Класс, возраст

– урок проводится в 6 классе.

Количество академических часов –

урок
рассчитан на один академический час.

Цели урока:

  • выяснить сферу влияния и уровень зависимости
    феодала от представителей разных сословий;
  • формировать умения увидеть проблему, поставить
    цели и задачи, выдвинуть гипотезу, проверять её,
    искать новые факты, которые подтвердили бы
    выдвинутую гипотезу;
  • закрепить навыки работы учащихся по
    составлению и использованию в работе
    логико-смысловой модели;
  • привлечь учащихся к результативной работе в
    группах;
  • провести в исследовательских группах рефлексию
    проделанной работы;
  • развивать познавательную активность.

Оборудование.

Оформление доски:

Тема урока, социальные слои населения стран
Западной Европы XI века, тема проблемы,
исследования, цели и задачи исследования,
гипотеза, незаполненная Логико-смысловая модель,
тезариус урока (общество, феодал, зависимый
крестьянин, сословие, сеньор, вассал, вассалитет.)

Описание хода урока:

Вводное слово учителя с объяснением темы урока
10 мин

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать
средневековое общество Западной Европы в XI веке.
И сначала давайте вспомним и дадим объяснение
слову общество.

(Общество – совокупность людей, объединённых
исторически сложившимися формами совместной
жизни и деятельности).

Учитель: Из каких социальных групп
людей состоит средневековое общество?

(Феодалы, духовенство, ремесленники, торговцы,
крестьяне)

Учитель: Верно! Сегодня на уроке мы
исследуем положение в обществе одной из этих
групп — феодалов. Тема нашего урока звучит так:

Средневековое общество Западной Европы в XI
веке. Феодалы

. (Внимание на доску)

Учитель: Откройте тетради и запишите
тему урока.

Учитель: Кого в средние века называли
феодалами?

(Феодал – владелец пожалованной земли
пожизненно на условии несения военной службы с
правом передачи земли по наследству).

Учитель: Какими правами обладали
феодалы к XI веку?

  1. Право наследственного владения землёй.
  2. Право объявлять войну и заключать мир.
  3. Право чеканить монету и творить суд.
  4. Право издавать законы, обязательные в
    пределах феода.

Учитель: А обладали ли феодалы
свободой? (Версии учащихся).

Учитель: Давайте ознакомимся с
документом № 1 и ответим на вопросы: Зависит
феодал от короля или нет? Свободен феодал или нет?

Учитель читает документ.

Учитель: Именно вопрос: “Владеет
феодал свободой или нет?”, я превращаю в проблему:
Свобода феодала. (Крепится на доске)

Учитель: Чтобы решить эту проблему,
что мы должны изучить?

(Как жил феодал. Какие отношения складывались у
феодала с другими социальными группами людей.)

Т. о. тема исследования: Феодалы, их место
в средневековом обществе
. (
Крепится на доске)

Учитель: Ребята, а с какой целью мы
будем выяснять права и обязанности феодала в
средневековом обществе?

(Был ли феодал свободен от других людей).

Учитель: Т.е. цель исследования: Выяснить
был ли феодал свободен
. (Крепится на
доске). Задачи нашего исследования будут
следующие:

Задачи исследования:

  • Рассмотреть условия появления феодалов.
  • Рассмотреть взаимоотношения феодала и
    крестьянина.
  • Рассмотреть взаимоотношения феодала и
    духовенства.
  • Рассмотреть взаимоотношения феодала и феодала.

(

Крепятся на доске)

Учитель: Ребята, выскажите
предположения на основе знаний, которые вы уже
имеете, чем закончится наша исследовательская
работа?

Учитель: У нас появляется гипотеза:
Был свободен. (Прикрепляется на доску)

Учитель: Работать над проблемой вы
будете в исследовательских группах. Каждая
группа должна решить одну из поставленных задач,
используя в работе документальные источники,
дополнительную информацию – это статьи из
Всемирной истории, выдержки из документов
средних веков, которые вам предоставлены. Так же
вы можете пользоваться информацией из учебника.
Результатом вашей работы станет луч в
логико-смысловой модели по теме “Феодалы”.
Внимание на доску. (приложение
3)

Работа в группах над проблемой урока по
предоставленным документам 12 мин.

5 минут, работая над документом, вы оформляете
луч логико-смысловой модели в тетради и готовите
защиту своей работы. В течение 5 минут вы
представляете факты, которые подтверждают или
опровергают нашу гипотезу, заполняя
логико-смысловую модель на доске.

Условия появления феодалов рассматривает
первая группа (документ № 2).

Взаимоотношения феодала и крестьянина
рассматривает вторая группа (документ
№ 3,4).

Взаимоотношения феодала и духовенства
рассматривает третья группа (документ
№ 5).

Взаимоотношения феодала и феодала
рассматривает четвёртая группа (документ № 6).

Учитель выступает консультантом в работе ваших
групп.

Обращаю ваше внимание, что нами выдвинута проблема:
Свобода феодала.

Определена тема исследования: Феодалы,
их место в средневековом обществе
.

Поставлена цель исследования: Выяснить
был ли феодал свободен.

Уточнены задачи исследования: Рассмотреть
условия появления феодалов;

  • рассмотреть взаимоотношения феодала и
    крестьянина; рассмотреть взаимоотношения
    феодала и духовенства; рассмотреть
    взаимоотношения феодала и феодала.

Группы могут приступать к работе.

Учитель: Время для работы с
документами и с логико-смысловой моделью в
тетрадях закончилось, прошу представителей
команд приготовиться к выступлению у доски.
Слово предоставляется первой группе.

Представление результатов работы группами у
доски 20 (4X5) мин.

1 группа — рассмотрела историю возникновения
феодалов и выяснила условия формирования
феодального сословия. Феодалы владеют землями и
обладают свободой.

Учитель: Продолжает работу у доски
представитель второй группы.

2 группа – выяснила, что феодалы-землевладельцы
и крестьяне зависят друг от друга. Т.е. феодалы не
свободны.

Учитель: Свои факты предлагается
изложить представителю третьей команды.

3 группа – рассмотрела отношения между
феодалами и духовенством. Сформировалось 3
самостоятельных сословия. В отношениях между
сословиями феодалы являются свободными.

Учитель: Завершает работу с
логико-смысловой моделью представитель
четвёртой группы.

4 группа – рассмотрела отношения между
феодалами. В XI веке возникла система вассалитета.
Следуя законам средневекового общества, феодалы
могут зависеть друг от друга.

Т.о. мы видим, что несмотря на богатства и власть
феодалы не были свободными. Наша гипотеза не
подтвердилась.

На следующем уроке мы рассмотрим образ жизни
крестьян в средние века и сможем сравнить
характер зависимости феодала и крестьянина.

Рефлексия учащихся в группах 2 мин.

Ребята, оцените работу вашей группы. Кто
активнее всех работал в вашей группе? Как вы
оцениваете работу каждого члена группы?
(Выставление оценок)

Приложение

Домашнее задание 1 мин.

- Повторить содержание логико-смысловой модели
по теме урока.

- А.П. Ведюшкин “История Средних веков”, §11.

Следующий: