Разработка урока и презентация на тему Алканы

Разработка урока по химии для 10-го класса (на 2
урока, если 2 часа в неделю)

Урок №1

Цель урока:

  • рассмотреть гомологический ряд предельных УВ,
    строение молекул алканов.
  • ознакомить учащихся с изомерией предельных УВ,
    их физическими свойствами и основными способами
    получения.

Оборудование и реактивы

: шаростержневые и
объёмные модели молекул алканов, образцы
парафина, жидкие алканы (пентан, гексан) бензин,

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка домашнего
задания.

Устный опрос учащихся

Контрольные вопросы для проверки знаний
учащихся:

1. Перечислите основные природные источники УВ.

2.Опишите физические свойства нефти.

3. Почему нет химической формулы нефти?

4. Каков состав нефти?

5. Сравните состав природного и попутного
нефтяного газа.

В это время у доски пишут уравнения химических
реакции горения — метана CH4,этана C2H6
, пропана C3H8, бутана C4H10, пентана
C5H12 , гексана C6H14

(1-2 ученика)

Основной момент. Изучение нового материала

Работа с книгой.

1. Найдти по учебнику определение алканов и
общую формулу. Написать в рабочих тетрадях.

Приводить все понятия этого класса: алканы,
предельные углеводороды, насыщенные УВ,
парафины.

2. Написать в тетрадях гомологический ряд алканов
,используя общую формулу. (один ученик работает
у доски
) Пишут 10 членов гомологического ряда
метана и их названия (суффикс -ан), так же
названия радикалов (суффикс -ил)

3. Работа с книгой. 26 страница, таблица №2
рассмотрим:

  • относительно-молекулярную массу
  • плотность
  • температуру кипения
  • температуру плавления
  • агрегатное состояние

Делают общие выводы:

С увеличением относительной молекулярной
массой увеличивается температура кипения и
плавления так же, плотность увеличивается.

Определяют , что С1 — С4 -газы, С5
15 — жидкости,С16 — твердые вещества. Газы и твердые вещества
запаха не имеют, жидкие имеют бензиновый запах.
Легче воды. Плохо растворимы в воде. Молекула
первого члена гомологического ряда алканов -
метан имеет тетраэдрическое строение. Все атомы
углерода в молекулах алканов находятся в
состоянии sp3 гибридизации, угол между
связами составляет 109о28» длина связи
С — С в предельных углеводородах 0,154 нм. (Показать
шаростержневую молекулу метана,и других
алканов.Указать зигзагообразные формы)

Учитель показывает образец парафина. (смесь
твердых алканов (С18 35 ), получают из
нефти)

Учащиеся описывают его физические свойство.
(бесцветный продукт, без запаха и вкуса, жирный на
ощупь)



Работа в рабочих тетрадях.

Задания:

Определить молекулярную формулу
предельного углеводорода, если его молекулярная
масса равна 170. (используем общую формулу ПУВ СnH2n+2
)

Изомерия и номенклатура.

Спросить у учащихся определение изомерии.

Виды изомерии: структурная

(3 вида:

  1. изомерия углеродного скелета,
  2. положения кратной связи или функциональной
    группы
  3. межклассовая)

Рассказ учителя

Для алканов характерна только изомерия
углеродного скелета. Начиная с бутана у каждого
алкана с линейной цепью появляется изомеры с
разветвленным углеродным скелетом, возникла
необходимость выработать систему их названий.
Такая система была разработана Международным
союзом теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) и
получила название международной номенклатуры
ИЮПАК.

Алгоритм составления названия алканов.

1. В структурной формуле выбирают самую длинную
цепь атомов углерода (главную цепь)

2. Атомы углерода главной цепи нумеруют, начиная
с того конца, к которому ближе разветвление
(радикал)

3. В начале названия перечисляют радикалы и
другие заместители с указанием номеров атомов
углерода, с которыми они связаны. Если в молекуле
присутствует несколько одинаковых радикалов
(два, три, четыре и т.д.) то цифрой указывают место
каждого из них в главной цепи и перед их
названием ставят соответственно частицы ди-,
три-, тетра-
и т.д.

4. Основой названия служит наименование
предельного углеводорода с тем же числом атомов
углерода, что ив главной цепи.

Составления названия алканов.

Объяснения учителя

Получение алканов.

Получение метана

1. В п р о м ы ш л е н н о с т и:

а) из природного газа

б) синтез из оксида углерода (II) и водорода:

2. В л а б о р а т о р и и

а) гидролиз карбида алюминия

б) сплавление солей уксусной кислоты со
щелочами

Получение гомологов метана.

1. В промышленности

а) из природного сырья (нефть, газ, горный воск)

б) синтез из оксида углерода (II) и водорода

2. В лаборатории

а) каталитическое гидрирование непредельных
углеводородов (алкенов, алкинов)

б) взаимодействие галогеноалканов с натрием
(реакция Вюрца)

Закрепление.

Решение задачи:

Определить предельный
углеводород, плотность паров которого по
водороду равна 29. (ответ С4Н10)

Домашнее задание

.

  • Параграф 3 страницы 23-28 прочитать,учить записи в
    тетрадях
  • Решить задания №7, 8 стр.32

Презентация.




Следующий: