Разработка урока Фосфор как элемент и вещество

Аннотация

Класс: 9

Четверть: 3

УМК: программа, учебник, рабочая тетрадь к учебнику авторской линии О.С. Габриеляна.

Тема урока: Фосфор как элемент и простое вещество

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

Форма проведения занятия: урок-презентация с использованием интерактивной доски.

Методы и приемы: наглядные, частично-поисковые, проблемного изложения.

Дидактическое сопровождение: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, видеоролик «Горение фосфора в хлоре», периодическая система химических элементов, химические реактивы (красный фосфор, вода, лакмус), лабораторное оборудование.

Список использованной литературы:

  1. Учебник О.С.Габриеляна « Химия- 9», изд.» Дрофа», 2007.
  2. Виртуальная лаборатория. Открытая химия. 8-11 класс. [Электронный носитель]. – М.:
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. [Электронный носитель]. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2002.
  5. www.alhimik.ru
  6. him.1september.ru.

Методическая разработка

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д. Менделеева, выяснить аллотропные возможности фосфора, изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения, развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета, формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач, воспитывать ответственность за конечный результат работы.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химические реактивы, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

Форма проведения :урок-презентация с элементами ПО интерактивная доска.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Академик А.Е. Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он – основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V-A под группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. О каком элементе идет речь?

(учащиеся называют элемент фосфор)

Учитель: А что бы вы хотели узнать на уроке об этом элементе?

Исходя из ответов учащихся,учитель формирует вместе с ними тему урока и определяет цели и задачи на этапы урока.

Учитель : Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока? Предлагаю схему «Паучок» (элемент технологии критического мышления), где к лапкам паучка записывается элемент ответа.           

(возможные записи: порядковый номер 15, светится в темноте, неметалл, 5 электронов на внешнем уровне, 3 энергетических уровня, биогенный элемент и др.)

3. Изучение нового материала.

1) История открытия фосфора (сообщение учащихся)

Из всех древних элементов только фосфор имеет точную дату открытия – 1669 год.

В поисках эликсира молодости и попытках получения золота разорившийся торговец Хенинг Брандт из Гамбурга пытался изготовить «философский камень» из мочи. Брандт выпарил мочу до сиропообразной консистенции, затем перегнал и получил жидкость красного цвета, которую он назвал уринным маслом. Перегнав эту жидкость еще раз, он обнаружил на дне реторты черный осадок. После долгого прокаливания остаток переходил в белое светящееся вещество, оседавшее на стенках колбы-приемника. Брандт посчитал, что выделил элементарный огонь.

Интерес к новому веществу был огромный. Брандт показывал новое вещество за деньги. Потом за 200 талеров секрет был продан И. Крафту, который также показывал фосфор за деньги. Название новый элемент получил от греческого слова «фосфор» – «светоносец».

Затем немецкий химик И. Кункель узнал через Крафта рецепт изготовления и сумел получить фосфор, заявив претензию на самостоятельность открытия. В 1680 году фосфор был получен и Бойлем. В 1847 году А. Шреттер получил красный фосфор, нагревая белый фосфор без доступа воздуха до 300 °C, который в отличие от белого, не был ядовит и не воспламенялся на воздухе. В 1934 году Л. Бриджмен, подвергнув фосфор нагреванию при значительном давлении, получил третью модификацию – черный фосфор.

2) Фосфор как элемент (самостоятельная работа с ПСХЭ по характеристике элемента; план характеристики на стр. 3 учебника)

Работая с ПСХЭ,учащиеся характеризуют фосфор и приходят к выводу: Р- неметалл 5 группы и 3 периода, имеющий 5 валентных электронов на внешнем энергетическом уровне. Ему соответствует высший оксид кислотного характера Р2О5 и летучее водородное соединение фосфин РН3. Высшая и низшая степени окисления +5 и -3 соответственно, следовательно, проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства. Самая устойчивая степень окисления в соединениях +5.

3) Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности фосфора

(работа с учебником в 3 вариантах по характеристике 3 аллотропных модификаций фосфора – красного, белого и черного)

Красный фосфор – темный красно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в органических растворителях. На воздухе окисляется медленно и не самовоспламеняется. Не ядовит и не светится в темноте.

Белый фосфор – вещество с молекулярной кристаллической решеткой, состоящей из 4-х атомов в молекуле: P4. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в органических растворителях. На воздухе легко окисляется, а в порошкообразном состоянии воспламеняется. Очень ядовит. Светится в темноте. Хранят его под водой.

Черный фосфор –самая малоизученная модификация, имеет слоистую атомную кристаллическую решетку. По внешнему виду похож на графит, является полупроводником. Не ядовит, не светится в темноте.

По химической активности можно выстроить три разновидности в порядке возрастания чёрный фосфор – красный фосфор – белый фосфор.

Есть фосфор белый, чёрный, красный –
Три аллотропных формы есть.
Вот белый: это яд опасный,
Слегка нагреешь вспыхнет весь.
Его назвали «Светоносный»
За то, что в полной темноте
Свет испускает белый фосфор
В воздушной находясь среде.

Известен людям фосфор красный,
Ведь спички зажигают все.
В составе смеси безопасной
Он есть на каждом коробке.
Запомним: в спичечной головке
Смесь соли с солью Бертолле.
Мы чиркнем спичкой о коробку
И вмиг окажемся в тепле.

После обсуждения материала учитель задает проблемный вопрос:

Прокомментируйте отрывок романа А. Конан-Дойля «Собака Баскервилей». Попытайте определить, где правда, а где вымысел автора?

«…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, – сказал я».

Химические свойства фосфора.

На основе строения атома мы выяснили, что простое вещество – фосфор – довольно активный неметалл способен проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Какими веществами и почему он проявляется себя в разных «лицах»

(самостоятельная работа с учебником стр. 160 и дополнительной литературой по характеристике фосфора как окислителя и как восстановителя)

 Фосфор как окислитель  Фосфор как восстановитель

Задание: рассмотреть любое уравнение в таблице с позиций окислительно-восстановительных реакций. Указать элемент окислитель и восстановитель.(проверка с использованием интерактивной доски)

Выводы формулируют сами учащиеся на основе полученного материала.

В качестве доказательства химической активности фосфора учитель демонстрирует опыт « Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания»

Фосфор сжигается в ложечке, которая вносится в коническую колбу, заполняя ее густым белым дымом твердых частичек P2O5, затем приливается в нее вода и, закрыв пробкой, взбалтывается до полного растворения оксида фосфора (V) . Полученный раствор испытывается метиловым оранжевым или лакмусом, чем и доказывается образование в колбе фосфорной кислоты.

Затем учитель демонстрирует видеоролик диска «Открытая химия» сгорание фосфора в хлоре» Учащиеся составляют уравнение реакции.

  • 2Р + 3Cl2 (нед) →2 PCl3
  • 2Р + 5Cl2 (изб) → 2PCl5

Применение фосфора (презентация учащихся по данной теме)

4. Первичное закрепление полученных знаний.

Учащиеся выбирают для закрепления материала задания разных уровней сложности:

1 уровень: упр. №1 стр. 163 учебника (О.С. Габриелян, «Химия-9»)

2 уровень: упр.№2 стр. 163 учебника

3 уровень: решение расчетной задачи №5 стр.163 учебника.

По окончании работы (учащиеся работают под копировальную бумагу) первый лист сдается на проверку учителю, а лист №2 проверяется самим учащимся.

На экран выводятся правильные ответы на предложенные задания для самопроверки и самооценки своих работ.

5. Домашнее задание:

п. 28 (до стр. 160 – соединения фосфора), упр. №3, 6 (по выбору учащихся); творческое задание: презентация темы «Биологическое значение фосфора».

6. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия «Телеграмма» ученика учителю о впечатлениях от урока.

Следующий: