Разработка урока Двигатель внутренного сгорания

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • изучить устройство и принцип действия
    двигателя внутреннего сгорания.

ЗАДАЧИ УРОКА.

  • ОБУЧАЮЩИЕ:
    • продолжить знакомить учащихся с физическими
      принципами действия тепловых двигателей на
      примере двигателя внутреннего сгорания.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ:
    • развивать умения применять полученные знания
      для объяснений явлений, развивать у учащихся
      интерес к изучению физики, развивать устную речь,
      умения выражать свои мысли.
  • ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
    • формировать доброжелательные отношения в
      классе, такие качества, как ответственность,
      аккуратность, умения слушать других.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Таблица “Двигателя внутреннего сгорания”.
  2. На стене кабинета висит плакат для динамической
    паузы.
    • Доска,
    • -мел,
    • -указка.
  3. Мультимедийная установка.

ПЛАН УРОКА.


  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Исторический экскурс.
  4. Динамическая пауза.
  5. Изучение нового материала.
  6. Совершенствавоние умений.
  7. Домашнение задание.
  8. Подведение итогов.
1мин.
10мин.
4мин.
1мин.
15мин.
12мин.
1мин.
1мин.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Методическое обоснование: воспитываю
доброжелательное отношение друг к другу, готовлю
учащихся к активному восприятию материала,
заинтересовываю их.

Сегодня мы с вами продолжим изучать тепловые
двигатели, более подробно остановимся на одном
из них, двигатель внутреннего сгорания. В своей
жизни мальчики с ним уже наверное встречались,
разбирали его. Но и девочкам я думаю, что узнать
его устройство и принцип действия тоже будет
полезно, так как сейчас всё больше женщин садятся
за руль автомобилей. Но прежде, чем приступить к
изучению нового материала, давайте вспомним, что
мы изучали ранее.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Методическое обоснование: проверяется уровень
знаний, проводится подготовка к изучению нового
материала.

2.1.Фронтальный опрос:
Учитель Учащиеся
1)Дайте определение теплового двигателя. Машина, в которой внутренняя энергия топлива
превращается в механическую.
2)Какие превращения энергии происходят в
тепловом двигатели?
Внутренняя энергия топлива- энергия газа (пара)
механическая энергия.
3)Что такое КПД? Отношение полезной работы, совершенной
двигателем, к количеству теплоты, полученному от
нагревателя.
4)Почему КПД тепловых машин всегда меньше 100%? Часть энергии идет на нагревание деталей,
окружающего воздуха.
2.2.Решение задачи: некто узнал о трёх
изобретениях: применение первого из них обещало
экономию топлива 30%, второе позволяла надеяться
на 25% экономии, а от внедрения в практику третьего
ожидали экономию 45%. Этот человек решил построить
такую машину, в которой применялись бы сразу все
три изобретения, рассчитывая сэкономить
30%+25%+45%=100% топлива. Насколько обоснованы надежды
“изобретателя”?
Расчеты изобретателя неверны, так как 100%-ная
экономия топлива означала бы возможность
осуществления вечного двигателя. Пусть
установка потребляет 100кг топлива, тогда после
первого изобретения она будет потреблять до
70кг/ч топлива. После применения двух изобретений
одновременно расход топлива составит 52,5кг/ч (т.к.
второе изобретение позволит экономить топливо
на 25%, но уже от 70кг), и третье изобретение снизит
расход до 28,9кг/ч.
2.3.Заслушивание доклада
“Вечный двигатель и невозможность их создания”
2.4.Приведите примеры тепловых машин. Паровая и газовая турбины, двигатель
внутреннего сгорания,

Сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно
устройство и принцип действия двигателя
внутреннего сгорания. Записываем тему урока.

3.ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.

Методическое обоснование:
развития интереса изучения физики, расширение
кругозора учащихся.

Учитель: прежде чем приступить к
изучению новой темы, послушаем доклад об истории
создания тепловых двигателей.

Учащийся: делает доклад “Изобретение
ДВС”.

4.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Методическое обоснование: воспитывается
чувство ответственности у детей за своё
здоровье, дети улучшают самочувствие.

Упражнения.

4.1.Повторить по плакату путь пчелы, а
затем нарисовать эту спираль во всю стену-
тренируют мышцы глаз.

4.2.Пальчиковый массаж: поглаживая
поочередно пальцы рук, улучшают работу
соответствующих органов:

мизинец-сердце,



безымянный- желудок,

средний- кишечник,

указательный- печень,

большой- головной мозг.

5.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Методическое обоснование: реализуются
обучающие задачи урока, идёт активизация
мыслительной и самостоятельной деятельности
учащихся, воспитывается чувство уверенности в
высказывании своего мнения.

При объяснении нового материала используются
знания учащихся из повседневной жизни, а также
таблица “Двигатель внутреннего сгорания”.

Учитель: Назовите элементы ДВС.

Учащиеся: цилиндр, поршень, коленчатый
вал, шатун, маховик, впускной и выпускной клапаны,
свеча.

Учитель: ещё раз называет эти
элементы, показывая их по таблице, а также
отмечает, что маховик используется для
уменьшения неравномерности вращения вала. Затем
просит учащихся записать элементы ДВС в
тетрадях. Записи тут же проверяются.

Далее учитель продолжает объяснение нового
материала: само название ДВС говорит о том, что
топливо сгорает внутри самого двигателя- прямо в
цилиндре. ДВС работают на жидком топливе ( бензин,
керосин) или на горючем газе.

В таких двигателях постоянно происходит
сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха).
При сгорании этой смеси образуются газы,
температура которых порядка 1600-1800?С.

Принцип действия ДВС.

Крайние положения поршня в цилиндре называют
мертвыми точками.

Расстояние, проходимое поршнем от одной
мертвой точки до другой, называется ходом поршня.
Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4
хода поршня или такта. Поэтому такие двигатели
называются четырёхтактными. Рассмотрим более
подробно каждый такт.

Учащиеся: пытаются сами объяснить работу
двигателя в каждом такте.

Затем учитель ещё раз останавливается на этом,
объясняя подробнее с использованием таблицы.

Учитель:

1такт- впуск: при повороте вала
поршень опускается вниз. Объём над поршнем
увеличивается, в цилиндре создается разрежение,
клапан 1 открывается и в цилиндр входит горючая
смесь. В конце такта цилиндр заполняется горючей
смесью и клапан 1 закрывается.

2 такт- сжатие: при дальнейшем
повороте вала поршень начинает двигаться вверх и
сжимает горючую смесь, когда поршень доходит до
крайнего верхнего положения, сжатая горючая
смесь возгорается от электрической искры и
быстро сгорает.

3 такт- рабочий ход: образующиеся
при сгорании смеси газы давят на поршень и он
движется вниз. В этом случае двигатель совершает
работу. Этот такт называется рабочим ходом.

Во 2 и 3 тактах оба клапана закрыты.

4 такт- в конце 3 такта клапан 2
открывается и через него продукты сгорания
выходят в атмосферу. В течение такта поршень
движется вверх. В конце такта клапан 2
закрывается.

Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов.
Давайте вспомним их ещё раз.

Учащиеся: ещё раз называют названия
тактов, затем их записывают в тетрадях. Записи
тут же проверяются.

Для более наглядного восприятия нового
материала используется компьютерное
моделирование работы двигателя внутреннего
сгорания.

6.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ.

Методические обоснования: совершенствовать
умения учащихся в решении задач, объяснять с
помощью полученных знаний некоторые явления.

Решение задач.

6.1. Можно ли ружьё считать тепловым
двигатель?

Ответ: да, можно. Так как при выстреле часть
тепловой энергии превращается в кинетическую
энергию пули.

6.2. Можно ли двигатель внутреннего
сгорания использовать на подводной лодке?

Ответ: нет, нельзя, так как недостаточно
воздуха.

6.3. Один ученик решает задачу у доски,
остальные в тетрадях. Задача: двигатель
внутреннего сгорания совершил работу, равную
2,3·10кДж, и при этом затратил бензин
массой 2кг. Вычислите КПД этого двигателя.

7.ДОМАШНЕНИЕ ЗАДАНИЕ.

Методическое обоснование:
подготовка учащихся на выполнение домашнего
задания, развитие интереса к изучению физики.

Учитель: п.22, написать мини-сочинение
“Значение ДВС в жизни людей и на окружающий мир”

Учащиеся: записывают в дневники.

8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Методическое обоснование:
воспитание интереса изучения физики.

Учитель: Хочется отметить, что
научно-технический прогресс неуклонно
совершенствует конструкции, технические
характеристики автомобилей. Важным на
современном этапе является создание новых
экономичных и экологически чистых машин. Это-
машины нового века, новых технологий. Это –
машины будущего. Может быть кто-то из вас и будет
изобретателем этих машин. Желаю вам в этом удачи.




Следующий: