Разработка урока для учащихся 8-го класса по программе О. С. Габриеляна на тему Реакция обмена

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Дать понятие о сущности реакций обмена на примере реакции нейтрализации; сформировать понятие о реакции нейтрализации, как реакции обмена между основаниями и кислотами;
  2. Содействовать формированию у учащихся естественнонаучной картины мира;
  3. Продолжить формирование умений записывать уравнения реакций и предвидеть продукты реакций обмена; развивать навыки эксперимента, творческие возможности учащихся.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; электрохимический ряд напряжений металлов; таблица растворимости веществ; пробирки.

Реактивы: растворы HCI, NaOH, H3PO4, FeCI3; фенолфталеин.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Проверка знаний.

1. Работа по карточкам у доски.

А) Запишите два уравнения реакций, используя правило ряда активности металлов. Как читается это правило?

Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода
Образуют соль охотно
И, конечно водород.

Б) Запишите возможные уравнения реакций взаимодействия металлов с солями, используя правило ряда активности металлов. Как читается это правило?

AI(NO3)3+ Zn →

Zn(NO3)2+ AI →

Cu + HgCI2

Hg + CuCI2

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Фронтальный опрос.

  • Какие типы химических реакций вы знаете?
  • Какие реакции относятся к реакциям разложения? Укажите их признаки.
  • Какие реакции относятся к реакциям соединения? Укажите их признаки.
  • Какие реакции называются реакциями замещения? Укажите их признаки.

4. Проверочная работа по карточкам.

Задание: Соотнесите типы химических реакций и схемы реакций:

1 вариант 2 вариант
1. соединения А. Fe + O2 → FeO 1. соединения А. CuO + Al → Al2O3 + Cu
2. разложения Б. PbCl2 + Zn→ Pb + ZnCl2 2. разложения Б. N2 + O2 → NO
3. замещения В. Fe + HCl → FeCl2 + H2 3. замещения В. MgCO3 → MgO + CO2
Г. H2O → H2 + O2 Г. Li + N2 → Li3N
Д. SO2 + H2O → H2SO3 Д. Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Е. KNO3 → KNO2 + O2 Е. Al(OH)3 →Al2O3 + H2O

Напишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Изучая различные типы химических реакций, мы указывали их признаки. В реакцию могут вступать несколько простых или сложных веществ, а образуется только одно сложное – это реакция соединения; одно сложное разлагается, с образованием двух и более простых или более веществ – это реакция разложения; простое вещество замещает атом в сложном веществе – это реакция замещения.



При выполнении домашнего задания вы встретились с реакцией, где взаимодействовали два сложных вещества – КОН и НNО3. Какие вещества образуются в результате реакции? К какому типу относится данная реакция? Запишите уравнение реакции:
KOH + HNO3 = KNO3 + H2O.

Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертым типом химических реакций – реакциями обмена. Из названия типа реакции ясно, что вещества обмениваются. Чем? Составными частями! Сложные вещества состоят из ионов. Значит, обмениваются ионами.

При изучении классов неорганических соединений мы узнали, что основания имеют щелочную среду, а кислоты – кислую. А как определить принадлежность веществ к основаниям и кислотам?

Задание №1. Докажите принадлежность гидроксида натрия к основаниям? (Учащиеся проводят опыты). Какой признак вы наблюдаете? В эту же пробирку добавьте соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

HCl + NaOH = NaCl + H2O

Учитель:

Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.

Щелочная среда + кислая среда образуется нейтральная среда. Поэтому такая реакция называется реакцией нейтрализации . Реакция нейтрализации — это реакция обмена между основанием и кислотой.

Задание №2. Проведите реакцию обмена (нейтрализации) между гидроксидом кальция и соляной кислотой.

Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O

Задание №3. Составьте уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия с фосфорной кислотой.

3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O

Учитель: А только ли щелочи дают реакцию нейтрализации? Ведь есть еще и нерастворимые основания. (Работа с таблицей растворимости)

Задание №4. Проведите реакцию:

Кто в пробирку поместит
Железа (III) хлорид
Щелочи туда добавит –
Тот конечно сотворит
Нерастворимый гидроксид.

Какой признак химической реакции вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

FeCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3↓ образуется осадок

К образовавшемуся осадку добавьте соляной кислоты.

Возьмем нерастворимый гидроксид
Он с кислотой любезничать спешит
А в результате соль с водою.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O

Учитель: Определите признаки реакций обмена:

  • в реакцию вступают два сложных вещества;
  • образуются два сложных вещества.

Реакции обмена – это реакции, при которых сложные вещества обмениваются своими составными частями – ионами.

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут в одном направлении, если в результате их образуется:

  • осадок;
  • газообразное вещество;
  • вода.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание: Запишите уравнения реакций с участием гидроксида калия, хлорида алюминия, серной кислоты.

Возьмём два сложных вещества,
Запишем уравнение
И вспомним правило одно,
Что будет здесь, при этой встречи.
Вдруг выделится газ или вода,
А может и осадок, мы получим.
Все это вы найдете без труда
В реакциях обмена – непременно.

2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O

3KOH + AlCl3 = 3KCl + Al(OH)3

2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 6H2O

V. Домашнее задание:

§32, стр. 168, упр. 3.




Следующий: