Разработка урока для 6-х классов по теме Что англичане считают началом своей свободы

Образовательные цели:

  1. Реконструировать в ходе ролевой игры
    социальный конфликт между королем и основной
    массой населения (в виде требований различных
    сословий).
  2. Показать как на заседании английского
    парламента стали вводиться в жизнь основные
    элементы законности и демократических свобод в
    XIII-XIV веках.
  3. Выявить что же послужило на самом деле началом
    свободы у англичан.
  4. Объяснить процесс складывания сословной
    монархии.
  5. Проследить в ходе ролевого диспута
    исторический процесс формирования политических
    концепций;понять, какие сословия в каких
    исторических условиях сформулировали
    определенные политические идеи.
  6. Понять почему именно в XIII-XIV веках идеи свободы
    оказались востребованными;предугадать ход
    истории.
  7. Создать условия для самовыражения,
    самоопределения, саморазвития личности
    учащихся, т.е. сформировать такую
    образовательную среду, где каждый чувствовал
    себя комфортно, имл возможность для творческой
    самореализации.

Развивающие цели:

  1. Активизировать познавательную
    деятельностьучащихся в ходе игры.
  2. Формирование навыков, умений работы с
    дополнительными источниками.
  3. Формирование умений работать самостоятельно и
    в группе.
  4. Развитие творческого потенциала школьников.
  5. Развитие умений сравнения, анализа, обобщения
    полученных знаний.

Воспитательные цели:

  1. Научить понимать мотивы человеческих
    поступков.
  2. Бережно и осознанно относиться к национальным
    традициям.
  3. Приобщить к инокультурным традициям.
  4. Заложить основы политической
    культуры:осмысленно и грамотно относиться к
    деятельности государства, общественных
    организаций и на основе этого построить
    собственные политические убеждения.

Форма урока – ролевая игра, работа с
документами.

Метод урока – проблемный, с
элементами частичного поиска.

Тип урока – комбинированный.

Приемы урока.

  • персонификация;
  • заслушивание определенных требований;
  • анализ и синтез материала;
  • работа с понятиями;
  • умение делать выводы и обобщения.

Оборудование урока.

  • сохранившееся до наших дней изображение
    “Великой Хартии Вольности”,
  • печатный документ – текст “Великой Хартии
    Вольности”,
  • портрет Робина Гуда,
  • песочные часы,
  • таблички с именами англичан,
  • историческая карта,
  • музыка – фанфары,
  • компьютер и медиа-проектор,
  • трибуна.

Предварительная подготовка к уроку.

Распределение класса по группам,
соответсвующих основным сословиям
средневековой Англии.Дети сами выбирают
сословие, интересы которого они будут
защищать.Требования от сословия оформляются от
первого лица на отдельных листах.

Отдельно назначаются учителем короли Англии,
которые должны за 2 минуты охарактеризовать от
первого лица ту личность, которую они
представляют.

Предупредить детей заранее о регламенте
выступления (2-2, 5 мин.).

Парты можно разделить на 2 части:за одной частью
парт сидит знать, а за второй частью-рыцари,
горожане, крестьяне (палата лордов и палата
общин).

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Приветствие детей, постановка задач
урока.

Сегодня мы с вами проводим не совсем оычный для
нас урок! Сейчас мы с вами совершим путешествие в
средневековую Англию и в конце урока ответим на
вопрос: “Что же по мнению англичан послужило
началом их демократических свобод?”

3. Индивидуалная форма работы.

Подскажите мне, что случилось с вашей страной в
1066 году? (Англию завоевали норманы).

Итак, сейчас мы с вами послушаем выступление
первого короля Англии: Вильгельма Завоевателя
(краткая характеристика личности, политической
деятельности; какя судьба ожидала;почему
постигла такая участь?)

А теперь давайте послушаем крестьянинина,
жившего при правлении Вильгельма Завоевателя,
т.е. увидим глазами очевидца все то, что творилось
в государстве (какие процессы проходили в это
время в Англии, перечислить последствия
завоеваний норманами Англии).

Почему люди поддерживали короля несотря на то,
что он был с ними очень жесток? Объясните
выражение: “Лучше иметь одного тирана, чем
сотню?”

На нашем уроке присутствует также и король
Генрих II.Ачем же Вы можете гордиться? Какие
великие дела совершили? Каково было значение
Ваших реформ?

Затем сам учитель должен рассказать о Иоанне
Безземельном (личность, способ прихода к власти,
борьба против короля тех слоев населения,
которые раньше выступали на его стороне).

Обращение к сословиям!

А вам понравилось жить при Иоанне?

Апочему нет? Может быть, у Вас, есть какие-то
предложения, вопросы, требования к королю?

Давайте их озвучим (по 1 представителю от
каждого сословия).

Прослушав все Ваши обращения к королю, стало
ясно, что все сословия желают одного! Собраться
всем вместе и решить больные вопросы Англии!

Так и быть Иоанн пошел вам на уступки и издал
документ с изменениями в устройстве государства,
улучшении жизни англичан:

“Великая Хартия Вольностей” в 1215 году (если
будет позволять время, то можно раздать текст с
выдержками из хартии).

Звучат фанфары, все листы с требованиями дети
сдают учителю, и вложив их в отдельную папку
сверху ставится печать (символ законности
документа).

Но Иоанн Безземельный не вечен. После его
смерти к власти пришел его сын – Генрих III,
который нам сейчас расскажет о себе (сказать о
том, что разрешил с 1265 г.собираться на собрание,
которое назвал парламент (парле – говорить).Оно
состояло из 2 палат:лордов и общин, крестьяне не
допускались!!!).

Таким образом, Вы добились того о чем мечтали?
Самим принимать участие в жизни государства!
После созыва парламента король может один, без
вашего согласия :представителей сословий,
принимать решения? НЕТ!

Такая форма правления в истории называется
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

Наше заседание сегодня было пробным, но
политическим опытом принятия законов!

4. Закрепление материала.

Вопросы:

  1. А есть ли организация где-нибудь еще в мире,
    которая похожа на английский парламент?
    (Франция).
  2. Гда раньше состоялся первый созыв
    представителей сословий в Англии или во Франции?
    (Англия).
  3. Как в о Франции называется? (Генеральные Штаты).
  4. Перечислите различия этих органов власти в
    Англии и Франции.
  5. А какая форма правления сейчас у англичан в
    государстве? А в нашей России?

5. Подведение итогов.

Как, когда и в связи с чем закладываются первые
кирпичики современных демократических свобод не
только для Англии, но и всего мира?

6. Домашнее задание.

Вам придется обогнать время и подробно изучить
материал § “Зарождение демократических свобод в
Англии” по учебнику человека XXI века.

Выставление оценок.

Следующий: