Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: Древняя Спарта с использованием презентации

Цель урока: познакомить учащихся с
особенностями развития Спартанского
государства; сравнить с Афинским государством, а
также изучить быт и нравы спартиатов.

Тип урока: комбинированный с использованием
презентации Microsoft Power Point

Оборудование урока: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя
Греция”, карточки с основными терминами,
раздаточный материал в виде кругограмм, а также с
отрывками произведений из хрестоматии по
истории древней Греции, тесты.

Основные термины и понятия урока: спартанцы
(спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет
Старейшин, Лаконика.

ХОД УРОКА

I. Опрос домашнего задания

С целью активизации мыслительных процессов
можно предложить в начале урока учащимся
отгадать исторические загадки по пройденному
материалу:

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вопросы для устных ответов:

1. Какие категории населения афинского
государства вы знаете?
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против
знати?
3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины
до Солона?
4. Кто отменил долговое рабство и почему?
5. Какие перемены в управлении Афинами произошли
в правление архонта Солона?
6. Что означает слово “демократия” в переводе с
греческого?

II. Изучение нового материала с помощью
презентации (см. Приложение)

Объявление новой темы, плана у темы. (Слайд 1,
2
)

В целях активизации познавательной
деятельности учащихся целесообразно предложить
для начала решить кругограмму в парах. (Слайд 3)
Расшифрованное слово записать в словарь:
лаконика – это область, где проживали спартанцы.

1. Спартанцы (спартиаты) и илоты. (Слайд 4)

Объяснение материала идет параллельно с
показом слайдов. Для объяснение данного пункта
плана можно обратиться к информации в учебнике.
(§ 31 пункт 1 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая
И.С.
История древнего мира)

В ходе объяснения особо выделить понятия
“Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради:
Спарта – это государство спартиатов; илоты –
рабы-земледельцы в Спарте.

На закрепление материала можно использовать
загадки:

Они жили, не тужили
В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины. (Илоты)

2. Устройство Спартанского государства.
(Слайд 5)

На слайде 5 показана схема: “Устройство
Спартанского государства”. Следует разъяснить,
что высшим органом власти был Совет старейшин,
который следил за выполнением законов и принимал
самые важные для государства решения. Народное
собрание состояло из мужчин-спартанцев и
выбирало старейшин, объявляло войну, заключало
мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они
входили в Совет старейшин, командовали войском и
передавали свою власть по наследству. На самой
низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.

Для закрепления – загадка:

Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют. (Спарта)

Вспомните государственное устройство
Афинского государства? В чем сходство и различие
между двумя государствами?

3. Спартанское воспитание. (Слайд 6)

III. Работа по группам

После просмотра презентации целесообразно
класс разбить на 3- 4 группы и дать им возможность
поработать с историческими источниками (отрывки
из хрестоматии).

Вопросы первым двум группам перед
началом работы с источником:
как
воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что
вам понравилось в воспитании спартанцев, а что
нет и почему?

Вопросы двум другим группам: назовите
высшие ценности в Спартанском государстве и
объясните почему, используя отрывок? Что было
недостойно настоящего спартанца?

Отрывок 1 (для первых двух групп
учащихся):

“Ликург (спартанский законодатель) не
разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались
купленными или нанятыми воспитателями, да и отец
не имел права воспитывать сына по своему
усмотрению. Он отобрал всех детей, которым
исполнилось семь лет, объединил их в агелы
(отряды) и воспитывал их сообща, приучал к
совместным играм и учебе. Во главе агелы он
ставил того, кто был сообразительнее и храбрее
других в драках. Дети во всем брали с него пример,
исполняли его приказы, терпели наказания, так что
все обучение заключалось в том, чтобы
воспитывать в детях повиновение. Старики
наблюдали за их играми и, постоянно внося в их
среду раздор, вызывали драки; они внимательно
изучали, какие задатки храбрости и мужества
заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в
драках. Грамоте они учились только в пределах
необходимости. Все же остальное воспитание
заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно
повиноваться, терпеливо переносить лишения и
побеждать в битвах”.

Отрывок 2:

Славная доля – в передних рядах с супостатом
сражаясь,
В подвигах бранных грозе смерть за отчизну
принять!
Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по
свету,
Город покинув родной, тучные бросив поля,
Да побираться с отцом престарелым да матерью
милой,
Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.
На закрепление — вопросы

После ответов групп на вопросы необходимо
обобщить вместе с учащимися результаты
групповой работы, сделать общие выводы по теме и
приступить к тесту.

IV. Закрепление полученных знаний

1. В афинском государстве правителей называли:

а) царями (архагетами)
б) брахманами
в) архонтами
г) фараонами

2. В Спарте правителей называли:

а) архагетами (царями)
б) Брахманами
в) архонтами
г) фараонами

3. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло
б) земледелие
в) военное дело
г) рыболовство

4. Высшим государственным органом в Спарте был
(о):

а) Ареопаг
б) народное собрание
в) Совет старейшин
г) архагет

V. Подведение итогов вместе с учащимися

Объявление оценок с комментариями за
работу на уроке.

VI. Домашнее задание: § 31 Вигасин А.А., Годер
Г.И., Свенцицкая И.С.
История древнего мира

Использованная литература:

1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты,
загадки по истории древнего мира. М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории.
М.: ТЦ Сфера, 2003.

Следующий: