Разработка урока для 5-го класса по теме Местоположение и природные условия Древнего Египта

Цели: формирование представления об
особенностях и закономерностях
хозяйственного и общественного развития
Египта и их зависимости от географического
положения и природных условий; формировать
умение находить причинно-следственные связи;
развивать интерес к истории.

Оборудование: настенная карта
«Древние государства мира»; презентация
«Древний Египет».

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент

II. Тема урока

Учитель: Сегодня ребята, мы с вами
отправимся в одно из древних государств.
Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по
просмотренным слайдам попробуйте догадаться о
каком государстве мы будем сегодня вести речь.

Учитель включает фильм. После просмотра
фильма или во время учащиеся высказывают свои
предположения, последний слайд подтверждает
их или опровергает.

– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний
Египет».

Тему урока учитель записывает на доске, а
учащиеся в тетрадь.

III. Изучение нового материала

1. Географическое положение (15 мин.)

При объяснении первого вопроса учитель сначала
использует настенную карту «Древние государства
мира»
С помощью карты учитель показывает Древние
государства и задерживает внимание учащихся на
Африке, затем учитель показывает части света
и, показывая на Египет, просит учащихся
назвать положение государства относительно
сторон света.
Выслушав учащихся, учитель подводит их к
правильному ответу:

Словарная работа:

ЕГИПЕТ – страна, расположенная на
северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают
определение в тетрадь)

– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения
встретимся с ещё одним новым словом, но запишем
его сейчас.

ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на
несколько рукавов. (Учащиеся записывают
определение в тетрадь)

Учитель включает слайд с изображением Египта
(на 2 слайде нажать СТОП)

Объяснение учителя:

С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё
начало из больших озёр в Центральной Африке и,
минуя пороги (пороги учитель показывает на
настенной карте)
, течёт 700 км. в глубокой
долине, затем впадает в Средиземное море (показать
на карте)
, делясь на рукава образуя дельту
(обратить внимание учащихся на слайд на
котором дельта видна очень хорошо)

В долине и дельте Нила от порогов до моря и
возникло государство – Древний Египет (учитель
показывает на карте)
. К востоку и западу
расположены пустыни (учитель включает
следующий слайд)
. Жить в пустыне было
невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг
одни пески. Поэтому люди жили только в долине,
ширина которой составляла примерно 12-15 км.

Далее учащиеся открывают контурную карту и под
руководством учителя обозначают Нил (синим),
дельту и долину (закрасить зеленым). Работа
учащихся осуществляется под руководством
учителя. Учитель на экране открывает контурную
карту и показывает последовательность действий
учащихся.

2. Климатические условия (15 мин.)

Объяснение учителя: Климат в Египте
очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара.
Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и
отсутствия влаги почва покрывается глубокими
трещинами. В таких условиях реки обычно
пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят
странные вещи: вода в нём начинает
прибывать, река выходит из берегов,
затапливая долину. Египтяне это объясняли так:
«Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть
пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у
него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее
наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А
на полях после разлива остаётся плодородный
слой. Поэтому мы поём богу благодарственные
песни».
Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в
том, что египтяне никогда не бывали в
Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В
начале лета там идут проливные дожди, и тает снег
на вершинах гор. Большие потоки воды
устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой
плодородный ил. Вода стоит до середины ноября,
затем Нил входит в свои берега, а плодородная
почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля
была очень плодородная.

Далее учитель предлагает учащимся работу с
таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить
по своему рассказу первый столбик.
– Те климатические условия, которые вы
выделили и записали в тетрадь, непосредственно
влияли на занятия древних египтян. С помощью
учебника попробуйте самостоятельно заполнить
второй столбик. (Учащимся можно предложить
работу в парах)


Климатические условия

Занятия египтян

1. Солнечное тепло круглый год.
2. Отсутствие влаги в июне в пустыне.
3. Разливы Нила приносили влагу.
Возделывание земли – стало основным занятием
египтян.

3. Занятия египтян (8 мин.)

– Нужно отметить, что земледелие стало главным
занятием в Египте гораздо раньше, чем в
большинстве стран мира. Землю легко было
обрабатывать при помощи мотыги, но при этом,
возделывание земли влекло за собой следующие
последствия. Какие?
1. Нил при разливах давал много влаги, а это
способствовало тому, что почва очень быстро
зарастала дикими растениями и превращалась в
джунгли. В джунглях водилось очень много
хищников, ядовитых насекомых, змей которые
представляли угрозу для жизни человека.
2. Для преодоления трудностей египтяне стали
объединяться в соседские общины. Дело в том,
что Нил орошал почву неравномерно – некоторые
участки затапливало, так что там
образовывались болота, а на некоторые участки
вода не попадала и почва при жарком климате
пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы
и каналы и регулировать распределение воды
искусственно.

Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:

ДАМБА – укрепления из насыпей глины и
тростника для защиты низменностей от затопления.
КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к
участкам.

3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40
государств, которые постоянно воевали между
собой. В итоге завоеваний образовалось 2
государства – Северный и Южный Египет, которые
воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей
эры царь Южного Египта завоевал Северный, и
было образовано единое государство.

Для закрепления материала учитель предлагает
учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав
учащимся тест-полоски, называет вопросы, на
которые нужно ответить «да» (закрашивают красным
цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом).
(3-4 минуты)

1. Государство Египет возникло на берегах Нила?
2. Египтяне в возделывании земли не испытывали
никаких трудностей?
3. Люди селились только по берегам реки?
4. Трудности объединяли людей в соседские общины?

Домашнее задание (3 мин.)

1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в
конце параграфа.
2. Выучить определение слов записанных в тетради.

Следующий: