Разработка урока Азотная кислота

Цели урока

: изучить молекулярную и
структурную формулы, лабораторный и
промышленный способы получения, химические
свойства общие с другими кислотами и
специфические. Обратить внимание на области
применения и влияние на организм человека.

Задачи урока:

образовательные:


– изучить молекулярное и электронное строение
молекулы азотной кислоты;
– рассмотреть физические свойства;
– изучить лабораторный и промышленный способы
получения кислоты;
– изучить химические свойства азотной кислоты
(общие с другими кислотами и специфические);
– обратить внимание на применение кислоты и
влияние ее на организм человека;

воспитательные:


– формировать навыки безопасного обращения с
веществами;
– формировать умение применять полученные
знания в быту;
– воспитывать самостоятельнось, чувство
собственного достоинства;
– воспитывать уверенность в своих силах,
настойчивость;

развивающие:


– развивать умение анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои
мысли;
– развивать умение и навыки при проведении
эксперимента с соблюдением правил техники
безопасности;
– развивать творческую деятельность;
– развивать познавательные способности,
потребности и интерес у обучающихся к
предмету.

Тип урока

: формирование знаний по теме:
“Азотная кислота”

Реактивы и оборудование

: периодическая
система химических элементов, молекулярная
формула азотной кислоты, таблица взаимодействия
металлов с кислотой, шаростержневые модели,
лакмус, спиртовка, спички, держатель, стакан с
водой, HNO3(конц.), HNO3(р-р), CuO, KOH,
фенолфталеин, пробирки, Na2CO3 (в cухом
виде), белок куриного яйца, Zn, Сu, алюминиевая
проволока, таблица взаимодействия металлов с
азотной кислотой.

Ход урока

I.Организация начала урока.

  1. Приветствие.
  2. Правила по технике безопасности.
  3. Подготовка обучающихся к активной
    учебно-педагогической деятельности на основном
    этапе урока (фронтальный опрос).


II.Объяснение новой темы урока.

1.Строение:

а) молекулярная формула;
б) структурная формула.

2.Получение

а) лабораторным способом;
б) промышленным способом.

3.Физические свойства

4.Химические свойства:

а) общие с другими кислотами;
б) специфические.

5.Применение.

6.Влияние на организм человека.


III. Подведение итога урока. Выставление отметок
за работу на уроке.

IV. Закрепление

V. Домашнее задание.


I. Организация начала урока.

Обычно говорят: “театр начинается с
гардероба”, а урок химии мы начнем с правил по
технике безопасности. Вспоминаем:Чтобы не
подвергнуть свою жизнь опасности,

Надо знать технику безопасности:

•делать нужно только то, что положено,
И при этом очень осторожно.

•Сначала задачу нужно решить теоретически,
Затем выполнить ее практически.

•В химической лаборатории нельзя никогда
Голыми руками брать вещества.

•Насыпать или наливать вещества необходимо
аккуратно,
Не высыпать и не выливать вещества обратно.

•С химическими веществами нужно быть скупым-
Их количеством пользоваться небольшим.

•Опыты делать нужно тщательно
Над столом обязательно.

•Нельзя вдыхать пары и газы,
Если ты без противогаза.

•Вещества в лаборатории на вкус не изучаются-
Это строго настрого запрещается.

•Нельзя смешивать или сливать
Все химические вещества подряд.

•С едкими веществами (кислотами и щелочами)
Работать можно, но крайне осторожно.

•Если кислоты или щелочи на ученика попадают,
Их большим количеством воды немедленно смывают.

•Кислоту в воду добавляют-
Только так кислоту разбавляют.

•Если жидкость воспламеняется легко,
Работать с ней нужно от огня далеко.

•С приборами нагревательными
Работать нужно очень внимательно.

•На рабочем месте должен быть порядок и
чистота,
Правило это необходимо выполнять всегда.
И об этом не забывать никогда.
Продолжить урок мне хочется словами:
“Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все от песчинок малых до планет,
Из элементов состоит единых”.

Одним из необычных элементов периодической
системы является азот. Вспомним его
характеристику (– пятая группа, главная
подгруппа, второй период – заряд ядра +7

– число электронов 7
– число протонов 7
– число нейтронов 14-7=7)

Назовите валентные возможности атома азота
(1,2,3,4)

Перечислите степени окисления названного
элемента (-3, 0, +1, +2, +3, +4, +5).

Совпадают ли названная валентность и степень
окисления?



(Нет. Валентность равна 4, а степень окисления +5)

У вас на столах имеются шаростержневые модели,
соберите модели известных вам формул.(NO2; NO;
NH3) А какие вы еще знаете формулы? (N2O3;
N2O; N2O5; HNO2; HNO3)

Дайте название HNO3 (азотная кислота.)

Открываем тетради и записываем число и тему
урока. “ Азотная кислота”


II. Объяснение новой темы.

Цель урока:

изучить молекулярную и
структурную формулы, лабораторный и
промышленный способы получения, химические
свойства общие с другими кислотами и
специфические. Обратить внимание на области
применения и влияние на организм человека.

1. Строение

а) молекулярная формула (HNO3). А какое
строение имеет структурная формула?
б) структурная формула (попробуйте собрать
шаростержневую модель)

Одна связь с кислородом образуется по
донорно-акцепторному механизму, но из-за
близости расположения атомов в молекуле
становятся равноценными.

2. Получение

а) Лабораторный способ получения

NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4+ HNO3

б) Промышленный способ получения

4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O + Q

2NO + O2 = 2NO2

2 H2O + 4NO2 + O2= 4HNO3

3.Физические свойства

а)бесцветная б) летучая (на воздухе “дымит” р =
1,52 г/см3)

в) Tкип =82,60C г) неограниченно смешивается с водой

tпл = -41,60C

4. Химические свойства

а) Общие с другими кислотами:

1.Сильный электролит, хорошо диссоциирует на
ионы (посмотрим в таблице растворимости)

HNO3 –> Н+ +NO3-

2. Изменяет окраску индикатора.

HNO3+ лакмус –> цвет красный, среда кислая

3. Реагирует с основными оксидами

СuO+2HNO3 = Cu(NO3)22О

4. Реагирует с основаниями (реакция
нейтрализации)

HNO3 + KOH = KNO3 + Н2О

5. Реагирует с солями более слабых летучих
кислот

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O +
CO2

порошок

А сейчас проведем минутку здоровья. Пока вы
выполняете упражнения для глаз на тренажере
“восьмерка” я уберу пробирки в которых
находятся вещества вредные для вашего здоровья.

б) Специфические:

1.При нагревании и под действием света
разлагается.

4HNO3 –>2H2O + 4NO2 + O2

2.Азотная кислота окисляет органические
вещества, происходит процесс денатурации

белок + HNO3(конц) –> осадок желтого цвета

3.Азотная кислота специфически взаимодействует
с металлами, продукты реакции зависят от
активности металла и концентрации кислоты

4Zn+ 9 HNO3 (разб) = 4Zn(NO3)2 + NH3 +
3H2O

3Cu +8HNO3 (разб) = 3Cu(NO3)2 + 2NO+4H2O

Zn+ 4HNO3 (конц) = Zn(NO3)2+2NO2 + 2H2O

Cu +4HNO3 (конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2+2H2O

4. Безводная кислота пассивирует железо и
алюминий

Al+HNO3 (конц.) –> образуется оксидная
пленка

Поэтому концентрированную кислоту можно
перевозить в алюминиевых и железных сосудах.

5. Азотная кислота взаимодействует с
неметаллами (задание ЕГЭ)

C + 4HNO3 = CО2+ 4NO2 + 2H2O

Внесем тлеющую лучинку в стакан с
концентрированной кислотой. Наблюдается яркое
горение угля и выделение бурых паров диоксида
азота.

5. Применение

(2 минуты работа с учебником с.120)

Азотная кислота широко применяется в
химической промышленности для производства
азотных удобрений, пластмасса, искусственных
волокон, органических красителей и лаков,
лекарств и взрывчатых веществ. На заводе

“Полиэф” республики Башкортостан азотную
кислоту используют для производства
искусственных волокон.

Как азотная кислота влияет на организм
человека, нам расскажет исследователь по данному
вопросу.

6. Влияние на организм человека

В окружающую среду азотная кислота поступает
со сточными водами машиностроительного,
лакокрасочного, текстильного, полиграфического
производств. Пары азотной кислоты
приблизительно на 25% токсичнее, чем оксид азота
(IV). Присутствие азотной кислоты в воздухе в виде
тумана вызывает у людей раздражение дыхательных
путей, поражает зубную эмаль, поражает роговицу
глаз; возможны неврологические нарушения,
расстройства желудочно-кишечного тракта,
токсический гепатит.


III. Подведение итога урока. Выставление отметок
за работу на уроке

.

IV. Закрепление.

– Химия. 8-9 классы. Тематические тестовые
задания. “ЕГЭ: шаг за шагом”, с. 98, задание 19-22, 27.

– Задача: Во время грозы в воздухе образуется
некоторое количество оксида азота
неизвестного состава. Установлено, что
абсолютная масса одной молекулы этого оксида
азота составляет 4,99•10-23г. Определите
формулу этого вещества.


V. Домашнее задание.

С.119 – 121, с.121 упр.6,7.




Следующий: