Разработка учебного занятия Знание и незнание на примере изучения темы Спирты. 10-й класс

Урок изучения нового материала в контексте
метапредметной темы “Знание и незнание”
построен с использованием технологии
педагогических мастерских с элементами
эвристического обучения. Учебной задачей урока
является задача формирования у учащихся общих
представлений о данном классе органических
соединений, знакомство с основами классификации
и характеристикой отдельных представителей
класса спиртов.

Концептуальной идеей урока является идея
развития продуктивного мышления учащихся на
основе налаженного взаимодействия сознательной
и бессознательной деятельности, что послужило
основанием дляподбора таких заданий в уроке,
которые позволили бы правильного чередовать
сознательные усилия логического мышления
учащихся с их интуитивным познанием мира. Такой
подход к обучению сближает учебный процесс с
процессом настоящего научного и художественного
открытия и поэтому способствует осознанию
учащимися внутренних перемен и “разрывов”,
своих изменений в интеллектуальной,
эмоциональной и поведенческой сферах.

В основу концептуальной идеи урока положены
научные труды и воззрения австрийского
психиатра и психолога З.Фрейда, открывшего
бессознательное; представителя французской
социологической школы Люсьена Леви-Брюля,
высказавшего предположение о существовании
базовой основы мышления, имеющей образную
природу; швейцарского психолога, психиатра и
мыслителя Карла Густава Юнга, который ввел в
науку метод словесных ассоциаций и разработал
теорию архетипов.

Философским замыслом урока послужила
Платоновская идея о том, что “подлинное знание
не приобретается, а вспоминается” и вера в то,
что процесс познания заключается в том, чтобы
дать душе вспомнить вечные истины, которые ей уже
были известны. Для реализации этого замысла в
ходе уроке был использован прием деления
учащихся на творческие группы по принципу того,
чем они любили заниматься в детстве. До начала
урока учащимся было предложено сделать свой
выбор, ответив на вопрос фразами: “В детстве я
любил рисовать” (номинация “Химия
художественная”), “В детстве я любил танцевать”
(номинация “Химия изящная”), “В детстве я любил
все собирать” (номинация “Химия
созидательная”), “В детстве я любил петь”
(номинация “Химия музыкальная”), “В детстве я
любил читать” (номинация “Химия поэтическая”),
“В детстве я любил все ломать” (номинация
“Химия изобретательская”), “В детстве я любил
считать и писать” (номинация “Химия
конструкторская”). После работы в группах под
музыку песни “Есть дома многоэтажные” в
исполнении Валерии,учащиеся имели возможность
представить свои творческие образовательные
продукты и публично их защитить перед своими
сверстниками.

Рефлексия урока проведена в форме
эвристического погружения, когда каждый ученик
смог осознать, каковы были его знания о спиртах
до и после проведенного учебного занятия, какие
логические операции мышления помогли учащимся
перейти от незнания к знанию.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы
с вами проводим учебное занятие на тему: “Знание
и незнание” на примере изучения спиртов.
Впишите, пожалуйста, эти темы в свою рабочую
тетрадь.

- Итак, по-вашему, что такое знание?

- А незнание?

- Каким вы себе представляете знающего
человека?

- А незнающего?

- А каким человеком вы себя ощущаете на
сегодняшнем уроке: знающим или незнающим? Ответы
начинайте фразой: “Я знающий, потому что…” или
“Я незнающий, потому что…”

- А вот как говорил о себе один из самых знающих
людей на свете – философ Сократ (слайд 1) Презентация.

- Как вы это понимаете?

В рабочую тетрадь записывают темы
учебного занятия: “Знание и незнание”,
“Спирты”.

Дают ответы.

Дают ответы.

Описывают согласно своим представлениям.

Дают ответы.

Знакомятся с содержанием слайда.

Дают ответы.

Индукция
Демонстрирует пустой сосуд и задает
вопросы:

- Перед вами сосуд. Он пустой или полный?

- Как доказать, что сосуд пустой?

- Хорошо, давайте заполним его ракушками?

- Теперь он полный?

- Почему отчасти?

- Чем еще можно заполнить сосуд?

- Теперь сосуд полный?

- Как теперь доказать, что сосуд полный?

- Спасибо. На самом деле очень важно
разграничить область знания и незнания. Этим мы с
вами сейчас и займемся.

Наблюдают за учителем и дают
предположительные ответы:

- Скорее пустой.

- Его нужно чем-нибудь наполнить.

Заполняют сосуд ракушками.

- Отчасти, да.

- Потому что его еще можно чем-нибудь заполнить.

- Песком.

Заполняют сосуд песком.

- Нет. Его еще можно заполнить водой.

Заполняют сосуд водой.

- Если попытаться его еще чем-нибудь наполнить,
вода выльется из сосуда.

Актуализация знаний
Слайд 2. Работают фронтально, дают ответы на
предложенные вопросы слайда.

По вариантам
собирают модели молекул этана и этена.

Два человека собирают модели молекул этана и
этена на магнитной или интерактивной доске.

Информационно-поисковый 1
- Покажите, что у вас получилось?

Обращается
к моделям молекул, собранных учащимися.

- Посмотрите внимательно на эти модели. Что вам
они напоминают? На что они похожи? Постарайтесь
рассмотреть их с разных сторон. Приблизьте их,
отдалите, раскрасьте, представьте в свете, в
темноте…

Слайд 3.

- Что вы видите на этом слайде?

Указывает на группу атомов — ОН.

- Вам знакома эта группа?

- Что вы о ней знаете?

- Какие вещества содержат ее в своем составе?

- Почему вода при обычных условиях является
жидкостью, хотя ее аналоги сероводород и
селеноводород при обычных условиях – газы?

Слайд 4.

- Прочитайте водородную связь.

- Просчитайте водородную связь.

- Пропойте водородную связь.

- А теперь попробуйте заменить один атом
водорода в своих моделях на эту группу.

- Что у вас получилось?

- Давайте сравним эти структуры. Что значит
сравнить?

- Что общего и отличного в этих структурах?

- Какая на ваш взгляд структура является более
устойчивой и почему?

- Чем определяется устойчивость структур?

- Как вы думаете, захочет ли неустойчивая
структура перейти в устойчивую? Почему?



- Смоделируйте этот процесс.

- Итак, мы с вами получили два новых вещества и
лишь одно из них относится к классу спиртов.
Какое? Назовите этот спирт. Почему он так
называется?

- К какому классу соединений можно отнести
другое вещество? Почему?

- Хорошо, попробуем теперь заместить не один, а
два атома водорода на группы ОН. Только первый
вариант проведет замещение атомов водорода при
разных атомах углерода, а второй – при одном.

- Что у вас получилось?

- Какая структура является более устойчивой?
Почему?

- Можно ли эту устойчивую структуру назвать
спиртом? Назовите это вещество.

Демонстрируют полученные модели.

Работают с моделями.

Находят черты сходства полученных моделей с
изображениями на слайде.

- Да.

- Это гидроксильная группа.

- Гидроксиды и вода.

Приходят к выводу о наличии между молекулами
воды водородных связей.

Вспоминают механизм образования водородных
связей между молекулами воды.

Дают предположительные ответы.

Работают по вариантам с моделями молекул этана
и этена. Два человека работают на магнитной или
интерактивной доске.

Демонстрируют вновь полученные структуры.

- Это значит найти общее и отличительное.

Дают ответы.

Пытаются осуществить процесс перехода
неустойчивой структуры в устойчивую.

Один человек пожеланию выполняет это на
магнитной или интерактивной доске.

Дают ответы.

Самостоятельно приходят к определению класса
альдегидов по сравнительному анализу структур
(спирт без водорода).

Работают с моделями.

Демонстрируют свои модели молекул.

Дают ответы.

Первичное закрепление 1
-Что мы теперь знаем о спиртах?

Слайд
6.

-Определите каждый для себя область знания
и незнания.

Выполняют задания блока 2 в рабочих
тетрадях.

Проводят самопроверку по слайду.

Информационно-поисковый 2
- А теперь проведем сравнительный
анализ полученных спиртов.

- Что значит
проанализировать вещество?

- Какая мыслительная операция противоположна
анализу?

- Могут ли эти операции существовать отдельно
одна без другой?

- Вам предлагается по вариантам провести
сравнительный анализ спиртов этанола и
этандиола.

Выполняют задания блока 3 в рабочих
тетрадях.

Дают ответы.

Проделывают практическую работу и в рабочих
тетрадях заполняют таблицу блока 3. Желающие
могут получить необходимую информацию из
Интернета.

Первичное закрепление 2
Слайд 7.

- Почему среди спиртов
нет газов?

Проводят самопроверку по слайду.

Приходят
к выводу о влиянии межмолекулярных связей на
агрегатное состояние веществ.

Социоконструкция
- Какие пути получения знания вам
известны?

- Какие пути получения знания вы
использовали на сегодняшнем уроке?

- Есть еще один путь познания. Хотите им
воспользоваться?

- Тогда абстрагируемся. Что это значит?

- Я вам предлагаю вернуться в детство.

- Что больше всего вы любили делать в детстве?

Слайд 8.

Слайд 9.

Дают ответы.

Разбиваются на группы по заранее выбранным до
начала урока цветным жетонам. Жетоны выбирают
согласно тому, что больше всего любили делать в
детстве: считать и писать, все ломать, читать,
петь, рисовать, все собирать, танцевать и т.п.

Выполняют предложенные задания в форматах:
“Химия конструкторская”, “Химия
изобретательская”, “Химия поэтическая”,
“Химия музыкальная”, “Химия художественная”,
“Химия созидательная”, “Химия изящная” и т.п.

Афиширование
Публично защищают свои творческие
образовательные продукты (ТОПы).
Рефлексия
Предлагает изобразить в форме двух
кругов вверху и внизу на отдельных листочках
знания о спиртах на начало и на конец урока
соответственно.

В пространстве между кругами
предлагает вписать последовательность
логических операций мышления, которые помогли
учащимся перейти от незнания к знанию.

Обращается к слайду 10.

-Что у вас получилось? Сравните с
правильным вариантом.

Предлагает сравнить размеры кругов на своих
листочках и объяснить парадокс Лео Сциларда о
бесконечности знания.

Работают на цветных листочках.

Работают с материалом слайда 11.

Наблюдают и осмысливают полученную
информацию.

Заключение
Слайд 12.

-У одного мастера было
очень много учеников. Самый способный из них
однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который
учитель не сможет дать ответ?” Он поймал на лугу
бабочку и спрятал ее в ладонь. Пришел к мастеру и
спросил: — Скажи, учитель, какую бабочку, живую или
мертвую держу я в ладонях? – он был готов в любое
мгновенье сжать их ради своей истины. Не глядя на
ученика, мастер ответил: “Все в твоих руках!”

Подводит итог урока и комментирует домашнее
задание.

Слушают притчу.

Записывают домашнее задание.


Творческие задания в номинациях

Химия конструкторская

Составьте структурную формулу молекулы
глюкозы, если учесть, что это вещество относится
к классу альдегидо-спиртов и имеет в своем
составе 5 гидроксильных групп.

Химия изобретательская

О чем бы вы еще хотели узнать при изучении темы
“Спирты”? Составьте 2-3 вопроса к теме,
интересующие вас более всего.

Химия поэтическая

Используя слова: спирты, невозможно, ты,
великие, осторожно, важные, составьте небольшое
стихотворение. Возможен свой вариант.

Химия музыкальная

Вспомните, в каких песнях прямо или косвенно
говорится о спиртах. В чем смысл песен?

Химия художественная

Предложите художественное оформление
антиалкогольной рекламы под девизом: “Я выбираю
жизнь!”

Химия созидательная

Вставьте пропущенные слова:

1. Прекрасно то, что мы …, еще прекраснее то, что
мы …, но далеко превосходит по красоте то, что нам…
(Н.Стенон)

Варианты ответов: неизвестно, знаем, видим.

2. На мои лекции не за … ходят, а за…
(Д.И.Менделеев)

Варианты ответов: мыслью, знаниями.

Химия изящная

Станцуйте водородную связь.




Следующий: